Основные дидактические принципы и методы обучения черчению. Типы и структура уроков черчения. Требования к уроку.
Принципы политехнической направленности; научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; наглядности; прочности усвоения знаний; связи теории с практикой; единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Методы: рассказ; объяснение; беседа; лекции; наблюдение; моделирование и конструирование; выполнение графических работ; работа с учебником и справочным материалом. О сущности таких типов уроков черчения, как: 1) изучения нового материала, 2) повторения и закрепления знаний умений и навыков учащихся, 3) контрольного урока, 4) урока общего или смешанного (комбинированного) типа. О структурах перечисленных типов уроков. О сущности проблемного и нетрадиционного уроков. Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, гигиенические. Планирование учебной работы по черчению и подготовка учителя к уроку. Об особенностях составления календарно-тематического планирования и планов-конспектов уроков. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по черчению. Об учете успеваемости школьников. Устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Методы устного опроса: индивидуальный, фронтальный и уплотненный (комбинированный) опрос. Проверка и оценка устных ответов, графических и практических работ учащихся по черчению по 5-ти бальной системе. Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами. Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Текстовые и графические условия заданий и варианты их решений. Критерии оценки олимпиадных работ. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами.
Обучение учащихся способам проецирования и выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций. Формирование у школьников понятий о сечениях и разрезах. Методика ознакомления школьников с общими сведениями о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Последовательность обучения учащихся проецированию предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Последовательность построения изображения предмета в 3-х видах: спереди, сверху и слева. Ознакомление учащихся с общими сведениями о сечениях и разрезах; о сходствах и разницах между этими изображениями. Формирование у них понятия «Сечение». Обучение учащихся выполнять и обозначать сечения. Классификация сечений и графические обозначения материалов на сечениях. Формирование понятия о разрезе как изображении. Простые разрезы (фронтальный, профильный, горизонтальный). Обозначение разрезов. Местный разрез. Соединение половины (части) разреза с половиной (частью) разреза. Особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе). Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза. Роль учителя экономики и предпринимательства на современном этапе образования. Понятие открытого общества. Признаки открытого общества: свобода мысли, свобода слова, свобода убеждений, свобода поиска собственного понимания мира. Трансформация мотивации учащихся: от внешней мотивации к внутренней мотивации. Понятие критического мышления и методы обучения, способствующие развитию критического мышления учащихся. Учебное занятие как форма моделирования взаимоотношений человека в обществе.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики и предпринимательства. Сущность понятия «активизация познавательной деятельности». Психологические основы и способы активизация познавательной деятельности (метод проблемного обучения, организация самостоятельной и творческой работы учащихся, ученические дискуссии и т.п.). Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся (включение аналитических заданий, проблемных задач, ролевых ситуаций). ПК как средство реализации проблемного обучения, исследовательского метода.
Список литературы По педагогике 1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников //Сов. педагогика.-1989.- №7. 2. Акимова Н.П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.,1992. 3. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. – 2000. – № 7. 4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.,1990. 5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996. 6. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983. 7. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика, 2001-№1. 8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. 9. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2-х книгах. – М., 2000. 10. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989. 11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994 12. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. - М., 1970. 13. Бирюкова Л.М. Основы управления педагогическими системами: Учебно-методические материалы. – Архангельск, 2002. 14. Богданова Л. Педагогика сотрудничества //Культура и жизнь. - 1989.- №5. 15. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. – 2001. - №1. 16. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000. 17. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. - Архангельск, 1994. 18. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2000.
20. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В.Е.Гмурмана. – М.,1981. 21. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М.,1990. 22. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М.,1989. 23. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы /Сост. Л.К. Балясная. – М., 1995 24. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся /Под ред. В.В.Мерцалова. – М.,1978.
27. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2001.- №4. 28. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. 29. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие. – СПб., 2004. 30. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002 31. Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания //Сов. педагогика. - 1991.- №8. 32. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. – М., 1984. 33. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971. 34. Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания //Сов. педагогика. - 1986.- №11. 35. Горшкова Е. А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика – история и современность. – Архангельск, 1992. 36. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.,1991. 37. Гребенников И.В. Школа и семья. – М.,1985. 38. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под. ред. Е.И.Соколова.- М., 1998. 39. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения //Сов.педагогика. - 1992.- №7/8. 40. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 41. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984 42. Деятельность, обучение, игра в развитии коллектива и формировании личности. – М.,1983.
43. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Избранные педагогические сочинения. – М.,1956. 44. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., 1999 45. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. 46. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. – М., 1949. 47. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. 48. Дьяченко В.К. Общие формы организации обучения. – Красноярск, 1984. 49. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. – М., 1991. 50. Ермоленко Г., Решетников О. Скаутизм как движение // Народное образование. – 1999. – № 5. 51. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1984. 52. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990. 53. Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания //Сов.педагогика. – 1985.- №6. 54. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971. 55. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1966. 56. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999 57. Зорина Л.Я. Дидактические основы системности знания. – М., 1978. 58. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990. 59. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989. 60. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991. 61. Ильин Е.Н. Рождение урока. – Калининград, 1989. 62. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма //Педагогика. – 2000. - №2. 63. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. – Л., 1983. 64. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. – Л., 1989. 65. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. 66. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1986. 67. Караковский В.А. Любимые мои ученики. – М., 1987. 68. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание! Воспитание … Воспитание? Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996. 69. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен, - М., 1994. 70. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991. 71. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988. 72. Коменский Я.А. Великая дидактика /Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.- т.1. 73. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993. 74. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982. 75. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя //Вестник образования. – 1991.- № 8. 76. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Тематический выпуск //Вестник образования. – 2001, декабрь. 77. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. – М., 1980.
78. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1966. 79. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М., 1986. 80. Кочетов А.И. Педагогические технологии. – Славянск – на – Кубани, 2000. 81. Кочетов В.И. Мастерство перевоспитания. – М., 1981. 82. Кочетов В.И. Работа с трудными детьми. – М., 1986. 83. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М., 1977. 84. Красовицкий М. Конечный результат в планировании воспитательной работы 85. Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков Н.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. – М., 1989. 86. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967. 87. Кумарин В.В. Теория коллектива в трудах А.С.Макаренко. – Киев, 1979. 88. Кутьев В.О. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2000. - №5. 89. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990 90. Легенький В.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990. 91. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. 92. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. 93. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. 94. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М., 1975. 95. Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации ребенка // Социальная педагогика – 2003 - № 1. 96. Локк Дж. Мысли о воспитании /Пед.сочинения. – М., 1939. 97. Луговская И.Р. Школьное обязательное образование Северных стран. – Архангельск, 2001. 98. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1988. 99. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Там же. 100. Макаренко А.С. Цель воспитания /Сочинения. – М., 1957.- т.4 101. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 1994. 102. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975. 103. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. – М., 1985. 104. Методика воспитательной работы /Под ред. В.И.Коротова. – М.,1990. 105. Методика воспитательной работы /Под ред. Л.И.Рувинского. – М.,1989.
107. Методология педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.,1980. 108. Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990. 109. Мирочник Б. Эксперимент: введена должность освобожденного классного руководителя //Восп.школьников. – 1990.-№ 5. 110. Митюров Б.М. Проблема формирования личности в трудах отечественных просветителей 16 – 17 вв. // Сов.педагогика. – 1983.-№ 9. 111. Михайловская И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990. 112. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983. 113. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1987. 114. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
117. Национально-региональный компонент в образовании /Под ред.Т.С.Буториной. – Архангельск, 1994. 118. Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. – М., 1995. 119. Немов Р.С., Кирпичный А.Г. Путь к коллективу. – М., 1983. 120. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., 1992.
123. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Сов.педагогика. – 1991. - № 11. 124. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978. 125. Новое в воспитательной работе школы /Сост. Н.Е.Щуркова, В.И.Шнырева. – М.,1991. 126. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989. 127. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития /Под ред. М.И.Кондакова. – М., 1986. 128. Образцова О.Ю. Философия и история образования: Методические рекомендациии для студентов-заочников. – Архангельск, 1999. 129. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей /Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994 130. Огородников И.Т. К вопросу о классификации методов воспитания // Сов.педагогика. – 1972. - № 4. 131. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.Я.Зязюна. – М., 1989. 132. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М., 1980. 133. Педагогическая культура Европейского Севера /Отв.ред. Н.В.Чернова. – Архангельск, 1998. 134. Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование /Отв. ред. И.Р. Луговская. – Архангельск, 2000. 135. Педагогическая культура Европейского Севера: эксперимент в сфере образования /Отв. ред. О.Ю. Образцова. – Архангельск, 2002. 136. Педагогические теории, системы, технологии: Учебно - методические материалы для студентов-заочников /Отв. ред. О.Ю. Образцова. – Архангельск, 1998. 137. Педагогические термины /Отв. ред. Ф.Б. Барашкова. – Архангельск, 2001. 138. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избранные пед.сочинения. – М., 1981. – т.1. 139. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр.пед.сочинения. – М., 1985. 140. Портнов И.Л. Азбука школьного управления. – М.,1991. 141. Проблемы методологии педагогики и методики исследований /Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. – М., 1971. 142. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995. 143. Психология: Словарь /Под ред. А.В.Петровского. – М.,1990ю 144. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 145. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984. 146. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании //Пед.сочинения. – М., 1981. – т.1. 147. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 148. Селевко Г.К., Тихомирова И.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, 1990. 149. Сидоркин А.М. Процесс развития воспитательной системы школы //Сов.педагогика. – 1990. - № 1. 150. Симонов В.П. Педагогический менеджмент.- М., 1995. 151. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000. 152. Сковородкина И.З. Моделирование педагогического процесса. – Архангельск, 1998. 153. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере. – Архангельск, 1999. 154. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере (1917 – 1999 годы). – Архангельск, 2001. 155. Сковородкина И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественно-научных дисциплин. – Архангельск, 1995. 156. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М.,1992. 157. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М.,1989. 158. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. – Л.,1989.
160. Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. – Вологда,1988. 161. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002. 162. Степанов П. Воспитание детей в духе толерантности //Классный руководитель. - 2002. - №2. 163. Суходолова Г. Без классных руководителей //Восп.школьников. – 1990. - № 5. 164. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.,1975. 165. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.,1971. 166. Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания: В 2-х ч. – Казань, 1990. 167. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. – М., 1991. 168. Теоретические основы процесса обучения в современной школе /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1989. 169. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред.В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1983. 170. Тетерский С. Детские организации – опыт, проблемы, поиски // Воспитание школьников. – 1999. – № 6. 171. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед.сочинения. – М.,1953. 172. Тупоногов А.С. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития //Дефектология. – 1994. - №4 173. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 174. Управление развитием школы /Под.ред. М.М.Поташника. – М., 1995. 175. Учитель. Школа. Общество /Под ред. Е.Э.Смирновой. – СПб, 1995. 176. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр.сочинений. – М.,1950. т.8. 177. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдовой. – М., 1982. 178. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,1991. 179. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.,1988. 180. Хозяинов Г.И. Средства обучения. – М.,1987. 181. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М., 1994. 182. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.,1991. 183. Чубинидзе М.И. Диагностика трудновоспитуемости подростков //Сов.педагогика. – 1989. - № 6. 184. Шамова Т.И. и др. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы.– Архангельск, 1995. 185. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – Архангельск, 1990. 186. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания //Сов.педагогика. – 1991. - № 7. 187. Шепель В.М. Социально-психологические резервы воспитания //Сов.педагогика. – 1988. - № 12. 188. Школьное образование в Северных странах /Сост. И.Р. Луговская. – Архангельск, 2002. 189. Шубинский В.С. Человек как цель воспитания //Педагогика. – 1992. - № 3/4. 190. Щекина С.С. Семьеведение. – Архангельск, 2002. 191. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.,1979. 192. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. – М.,2000. 193. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002. 194. Яковлев Н.И., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.,1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|