Организация работы по развитию активного словаря учащихся в процессе работы над стихотворением
речь умственно отсталый В литературоведении к художественным особенностям стихотворного текста относят темпо-ритмическую организацию стиха, особый тип построения художественного образа, повышенную эмоциональность и концентрированность изобразительно-выразительных средств языка. Понимание стихотворных произведений определяется осознанием содержания стихотворения, умением правильно оценивать эмоциональный настрой произведения, определять свое отношение к предложенному произведению и выделять изобразительно-выразительные средства стихотворного текста. Предлагаемая система работы над стихотворными произведениями нацелена на обеспечение правильного понимания изучаемых стихотворных произведений и реализацию коррекционно-практической направленности обучения в коррекционной школе по развитию активного словаря и словарного запаса учащихся в процессе работы. Были определены этапы изучения стихотворных произведений в ходе занятий по внеклассному чтению и кружка «Выразительное чтение», направленных на обогащение активного словаря учащихся.Рассмотрим методы и приемы работы обогащение активного словаря учащихся на каждом этапе. 1 этап - Подготовительная работа. Цель: подготовить школьников к восприятию стихотворного произведения. Условия реализации: формирование интереса к автору произведения и предстоящей работе над стихотворением; уточнение и обогащение понятий и представлений учащихся о предметах, явлениях и событиях, описанных в стихотворении; определение смысловой эмоциональной нагрузки отдельных образцов поэтической лексики, затрудняющих первоначальное восприятие текста;
актуализация и уточнение эмоциональных состояний школьников, созвучных эмоциональному настрою произведения. Специфика проведения подготовительной работы определяется недостаточной осведомленностью умственно-отсталых учащихся в вопросах поэтического творчества, отсутствием у них необходимого для понимания поэзии жизненного опыта, речевым недоразвитием, затрудняющим осознание своеобразного поэтического языка. Подготовка к чтению стихотворения обеспечивает необходимый настрой учащихся на активное восприятие художественного произведения, устранение возможных препятствий к адекватному пониманию текста. Виды подготовительной работы могут быть различными. Наиболее эффективны для достижения поставленных целей следующие виды: вступительная беседа; историко-бытовая справка; лингвистический комментарий; устное рисование. Беседа - наиболее распространенный метод обучения, позволяющий сообщить учащимся определенную информацию, необходимую для правильного понимания читаемого, актуализировать знания учеников о фактах, изученных ранее и связанных с материалом стихотворения, уточнить их эмоциональный опыт, понять характер произведения, ввести необходимые словарные слова. С целью создания основы для восприятия стихотворного произведения и усиления его эмоционального воздействия используем историко-бытовую справку. Она содержит конкретные факты биографии поэта, определившие создание произведения, точные даты, сведения о каких-либо исторических событиях, описанных в произведении или повлиявших на его создание. Во вводной части урока объясняются незнакомые слова, которые затрудняют понимание стихотворения. С этой целью используется лингвистический комментарий, который представлен в виде карточек: ученики их прочитывают, определяют их значение, или толкование слова дается учителем, например: клюка - это палка и т.д.
Беседу и лингвистический комментарий лучше всего сочетать с созданием «словесных иллюстраций», которые предполагают использование образной лексики. Так, по изучению стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» такое сочетание приемов работы выглядит следующим образом: «Ф.И. Тютчева можно назвать певцом русской природы. Он воспевал ее красоту и величие. Нам знакомы такие строки из его произведений, как «Зима недаром злится, прошла ее пора…», «Люблю грозу в начале мая…». Такое загадочное явление, как гроза, описано во многих стихах поэта. Кто из вас видел грозу? Вспомните, что вы видели? Какое было небо? Какого цвета? Был ли ветер? Шел ли дождь? Какие вы слышали звуки? А теперь попробуйте ее описать, используя слова-помощники (карточки со словами размещаются на доске): стальные лучи молнии, могучий гром, темно-синее небо, сильный дождь, раскаты грома, ярко-желтая молния, проливной дождь, ливень». этап - Первоначальное восприятие стихотворения. Цель: познакомить учеников со стихотворным произведением. Условия реализации: обеспечение целостного понимания стихотворения; оказание эмоционального воздействия стихотворения на учащихся; создание интереса для дальнейшего анализа стихотворного текста. На этом этапе происходит знакомство школьников с содержанием стихотворного текста, способами его воплощения, эмоциональным характером стихотворения. У учащихся формируется первое впечатление о представленном стихотворном произведении, начинает складываться определенное отношение к нему, что будет оказывать влияние на последующую работу над стихотворением. Еще один важный момент - предъявление учащимся образца выразительного чтения стихотворения, от чего зависит первоначальное эмоциональное впечатление, понимание содержания произведения, качество их самостоятельного чтения. В ходе беседы выясняются первые впечатления учащихся с помощью таких вопросов, как: Понравилось ли стихотворение? Что больше всего понравилось (не понравилось)? Что запомнилось из текста? Первоначальное впечатление старшеклассников с нарушением интеллекта о прослушанном стихотворении определяет дальнейшую работу над ним, создает настрой для последующего анализа текста.
этап - Анализ стихотворного произведения. Цель: способствовать осознанному и более глубокому пониманию стихотворного произведения. Условия реализации: определение композиции стихотворного текста; выяснение сюжета (при его наличии) и конкретного содержания стихотворного произведения; определение его эмоционального настроя; проведение социальной работы над языковыми особенностями стихотворного текста. определение особенностей синтаксических конструкций стихотворного произведения. Коррекционно-развивающая функция анализа стихотворного текста состоит в том, чтобы помочь учащимся глубже понять своеобразие отражения действительности в лирическом стихотворении, повысить уровень их художественного восприятия, способствовать развитию эмоций, обеспечить понимание образных средств языка. В процессе работы могут быть использованы: деление стихотворения на части и анализ каждой из них, выборочное чтение, обобщающие вопросы, использование наглядных средств (различных иллюстраций, фотографий, картин и др.). Нами текст делится на части (законченные по смыслу отрывки) и применяется выборочное чтение. Так, при изучении стихотворения И.С. Никитина «Утро на берегу озера», с помощью вопросов выясняется, насколько полно и правильно дети поняли смысл произведения: Как поэт изобразил утро в своем произведении? Что он увидел на берегу озера? Кто нарушил тишину раннего утра? Чем заняты мужички? Что делают мальчишки? Чем закончилась рыбалка? Далее на основе выборочного чтения выделяем основные смысловые отрывки из текста: «Выберите из текста и прочитайте описание природы ранним утром. Выберите из текста отрывок о забавах ребят и прочитайте его. Найдите и прочитайте отрывок, где рассказывается о рыбалке. Сколько отрывков мы прочитали? Сколько частей можно выделить в стихотворении? Подумайте, как можно озаглавить 1,2,3 части стихотворения?» Эффективно сочетать выборочное чтение с работой над иллюстрацией. Вот фрагмента урока по изучению стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…»: Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Что на ней изображено? (Приближение грозы). Найдите и прочитайте отрывок стихотворения, который подходит к данной иллюстрации. Что должно скоро произойти? (Гроза).
Посмотрите на вторую иллюстрацию. Что здесь изображено? (Разгар грозы: молния, сильный ветер). Подберите строчки из стихотворения к этой иллюстрации. Посмотрите внимательно на третью иллюстрацию. Что на ней изображено? (завершение грозы). Найдите и прочитайте строки, где описано завершение грозы. Обобщающие вопросы направлены на размышления учащихся, на привлечение их собственных представлений и знаний, на формирование умений делать вывод, формировать свое впечатление о стихотворении: Как вы думаете, в стихотворении «Отговорила роща золотая…» С.А. Есенин высказывает грусть об уходящей молодости? Как вы считаете, стихи С.А. Есенина стали ненужными, как желтые опавшие листья? Какие события истории нашей страны повлияли на создание А.А. Ахматовой стихотворения «Мужество»? В чем проявилось мужество русских людей? На этапе анализа эффективны упражнения на усвоение синтаксических особенностей стихотворного текста: найти слова-рифмы, а затем определить их назначение и сравнить с образцами прозаической речи: ) Прочитайте внимательно стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Найдите в тексте слова, которые сочетаются друг с другом и складно звучат (туман-караван, бесплодный - холодный). ) Как вы думаете для чего поэт так подобрал слова? (для красоты звучания и легкости запоминания). ) Сравните: «В пустынных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли…» и «В пустыне росли три пальмы». Чем отличаются эти строчки? Из какого предложения можно больше узнать о том, где росли пальмы, и какие они были? этап - Работа над поэтической лексикой. Цель: сформировать умение выделять и понимать художественно-изобразительные средства лирического стихотворения. Условия реализации: выделение образных слов и выражений из текста стихотворения; определение значения и художественной роли выделенных изобразительно-выразительных средств; нахождение в тексте эмоционально оценочных слов и определение на их основе своего и авторского отношения; выделение «смысловых ориентировок» в изучаемом произведении. Работа над выразительными средствами языка представляет собой воспитание внимательного отношения к художественному слову, наблюдение его в тексте и восприятие в более полном объеме. Это ведет к правильному воссозданию образа и пониманию содержания произведения. На этом этапе используются лексико-стилистические упражнения, вводится «поэтический словарь». Постоянное обращение к поэтической лексике изученных стихотворений вырабатывает у умственно-отсталых старшеклассников внимание к «необычным словам и выражениям», умение объяснять их смысл, определять их роль в художественном произведении, использовать образные средства в активной речи.
Работа с «поэтическим словарем» происходит следующим образом: «Сколько замечательных и красивых выражений мы с вами встретили в тексте. Давайте самые интересные запишем в словари. Словари у нас необычные, а поэтические, в которых записаны слова и выражения из стихотворений. Словарь заполняем для наглядности на доске. В первый столбик записываем слова и выражения, а в другой - их значение: стан - место стоянки, лагерь; тело - фигура человека; потеха - забава, развлечение. На этапе «поэтический словарь» применяем с целью закрепления и введения в активную речь ранее изученной лексики, например: Какие слова и выражения писали на прошлом уроке из первой части стихотворения Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин»? Найдите эти выражения в тексте и прочитайте предложения с этими словами. Давайте проверим, кто из вас самый внимательный. На доске записаны разные слова и выражения, вы должны выбрать и объяснить их: красота, «знатный морозец», «лихие годы», «тройка удалая», потеха, пора, «на весь мах». С выражением «знатный морозец» составьте предложение. В процессе анализа текста «поэтический словарь» используем для изучения языковых особенностей нового стихотворного текста: Найдите и прочитайте, как описана природа в стихотворении Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…». Какие слова и выражения рисуют нам картину жаркого полдня? Выделите и назовите существительные вместе с прилагательными: зной нестерпимый, равнина, безлесная, ширь поднебесная. Какими словами и выражениями можно заменить эти сочетания? (Очень жаркая погода. Ровное место, без деревьев. Высокое безоблачное небо). Запишите эти сочетания и выражения в словарь. «Поэтические словари» активно используются в ходе словарной работы, например: - Прочитайте предложение на доске: «За окном я увидел необычную картину: снег покрыл крыши домов, словно белым покрывалом». Замените подчеркнутое слово выражением из поэтического словаря, сходным по смыслу (Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою...»). Мы с вами завершили изучение творчества Н.А. Некрасова и И.С. Никитина. Вспомним, какие интересные слова и выражения мы запомнили из их стихотворений. Для этого я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны прочитать написанные на них выражения, заменить их другими из словаря. Составьте предложение с одним из выражений на выбор. Особое внимание при изучении стихотворений уделяем пониманию лексических средств, передающих эмоциональные состояния героев или самого поэта. Организация работы над эмоционально-оценочной лексикой включает: Какие ощущения испытывали дети, находясь с бомбоубежище? С помощью каких слов передала эти ощущения А.А. Ахматова? (Под землей не дышится. Боль стучит в висок). Найдите в тексте стихотворения Н.А. Некрасова «Несжатая полоса» слово, которое встречается несколько раз, назовите его (Осенний). - Какая пора осень по настроению? (Грустная). Почему поэт несколько раз употребил это слово? (Прилагательное «осенний» подчеркивает грустное настроение стихотворения). Какие слова в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» показывают, что Н.А. Некрасов с сочувствием и жалостью относится к русской женщине? (Долюшка, ноженька, косынька, полосынька). Докажите, что А.А. Ахматова любит и беспокоится о детях блокадного Ленинграда. Как она к ним обращается в стихотворении «Щели в саду вырыты…»? («Детоньки мои», «питерские сироты»). В прочитанном отрывке стихотворения Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» найдите и назовите слова, обозначающие действия и относящиеся к слову «воздух». (Дышит, колышет, шевелит). Послушайте внимательно, как я произнесу эти слова. Какой звук слышится в каждом слове? Звук тихий, как небольшой ветерок. Для чего автор подобрал такие слова? Как нужно читать эти строки стихотворения? (Тихо, спокойно). В работу над поэтической лексикой включены разнообразные группы упражнений, направленных на акцентирование внимания школьников с интеллектуальным недоразвитием на словах, выполняющих изобразительно-выразительную функцию. К средствам художественной выразительности относятся различные категории слов (прилагательные, глаголы, эмоционально-оценочные существительные) и художественные приемы (сравнения и сравнительные обороты). Использование групп лексических упражнений на занятиях внеклассного чтения представлены в Приложении 1. этап - Выразительное чтение стихотворения. Цель: совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения. Условия реализации: упражнение учащихся в выразительном чтении стихотворения; использование специальных приемов по совершенствованию навыка выразительного чтения; заучивание стихотворения наизусть. Выразительное чтение стихотворения учащимися осуществляется на занятиях кружка «Выразительное чтение», после подробного анализа содержания стихотворения и работы над образными словами и выражениями стихотворного текста. Определение «смысловых ориентировок» позволяет более осознанно проводить работу над логическим ударением и логическими паузами. Выделять голосом и интонацией основные смысловые центры (слов, несущих содержательную, эмоциональную и языковую нагрузку), а осознание значения эмоционально-оценочной лексики стихотворения способствует передаче эмоций и чувств, как автора произведения, так и собственных впечатлений учащихся в процессе самостоятельного чтения. С целью подготовки к выразительному чтению и совершенствованию этого навыка использую следующие приемы: а) определение и выделение слов, которые несут смысловое ударение: Прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…». Подчеркните слова, которые передают грустное настроение автора. (Печально, не жалеют, один, грустные, ненужный). Назовите подчеркнутые слова. Прочитайте стихотворение, выделяя голосом отмеченные слова. Как нужно их читать? (Тихо, спокойно, передавая грустную интонацию). б) выделение знаков препинания в тексте и их соблюдение при чтении: Найдите и прочитайте в стихотворении Н.А. Некрасова «Несжатая полоса» отрывок, в котором описывается разговор колосьев. О чем шепчутся колосья? Посмотрите внимательно и скажите, сколько знаков вопроса вам встретилось в этом отрывке? С какой интонацией следует читать разговор колосьев? (С вопросительной). в) определение эмоционального тона стихотворения и передача его при чтении: Какие три части мы выделили в стихотворении И.С. Никитина «Утро на берегу озера»? (Описание природы, забавы детей, рыбалка). С какой интонацией нужно читать описание раннего утра? (Медленно, спокойно). Почему? (Природа просыпается медленно, постепенно). Как прочитаем отрывок, в котором изображены забавы детей? (Бодро, весело). Почему? (Дети играют, веселятся, смеются). Как нужно читать отрывок об удачной рыбалке? (Весело, радостно). Почему? (Дети и рыбаки радуются хорошему улову). Прочитайте стихотворение так, чтобы показать, как меняется интонация от тихой, спокойной к более быстрой, радостной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|