Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов исследования




 

Результативность проделанной работы была проверена посредством исходного и итогового мониторинга (рис. 1 и 2).

В ходе мониторинга выявилась динамика речевого развития учащихся, и в целом отслеживается степень проявления таких показателей как:

сформированность навыков правильного понимания изучаемых стихотворений;

сформированность умения выделять и понимать художественно-изобразительные средства;

сформированность навыков выразительного чтения стихотворения.

Учащиеся были распределены по уровням развития словарного запаса и активного словаря в соответствии со шкалой:

- достаточный уровень;

- приближенный к достаточному;

- недостаточный уровень.

 

Рисунок 1 - Результаты диагностики развития активного словаря учащихся старших классовспециальной школы VIII вида на занятиях внеклассного чтения, до и после проведения коррекционной работы

 

Как видно из диаграммы (рис. 1), активный словарный запас большинства учащихся после проведения занятий внеклассного чтенияувеличился (Пинигин Т., Бобов М., Иванов В., Шатаев Д.). Особенно радует ШатаевД. у которого развития активного словаря увеличилось на 2 уровня.

 

Рисунок 2 - Результаты диагностики учащихся старших классов специальной школы VIII видана занятиях кружка «Выразительное чтение», до и после проведения коррекционной работы

На рисунке 2 также наглядно видно как увеличился активный словарный запас учащихся в результате работы кружка «Выразительное чтение». На один уровень поднялись Суворова К., Сидоркина В., Радугова Т.

Все дети научились применять новые слова в своей речи.

Таким образом, используемые приемы и методы работы со стихотворными произведениями и на занятиях чтения, и на занятиях кружка обогащают активный словарный запас учащихся, помогают овладеть языковыми средствами. Данный вывод подтверждается результативностью опыта.

Выработанная система внеучебных и внеклассных занятий над обогащением словарного запаса учащихся старших классов специальной школы VIII вида, побуждает их к взаимодействию друг с другом и с учителем на основе изучения стихотворений.

Использование описанных методов и приемов обогащения словаря будут способствовать развитию речи детей, расширяют их активный словарь, уточняют и активизируют словарный запас, воспитывают умение адекватно выбирать слова для выражения своих мыслей; а также коррекции недостатков развития коммуникативных умений старшеклассников.

Полученные положительные результаты эксперимента в процессе использования коррекционно-развивающего воздействия системы внеклассных занятий по обогащению словаря учащихся старших классов с нарушением интеллекта специальной школы VIII вида, подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы и позволили реализовать цель исследований.

В результате исследования поставленная цель достигнута, а гипотеза была подтверждена.

 


Заключение

 

В результате теоретического исследования выяснено, что в специальных (коррекционных) школах VIII вида обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью, где обучение ведется по специальным программам на основе отдельного образовательного стандарта.

Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря.

Общее речевое недоразвитие речи у умственно отсталых детей ярко проявляется в особенностях словаря, малый словарный запас мешает детям с нарушением интеллекта пользоваться речью как средством общения. Формирование, обогащение и расширение словарного запаса умственно отсталых детей необходимо рассматривать не только как процесс количественного и качественного обогащения речи учащихся, но и как развитие их мыслительной деятельности, направленной на образование лексико-грамматических обобщений, помогающих ориентироваться в речевом материале и правильно его использовать в различных видах речевой практики. К числу коррекционной работы, которая служит общему развитию умственно отсталых учащихся, относится обогащение и расширение их словаря, что обеспечивается не только учебной, но и внеучебной деятельностью.

Целью нашей работы является коррекционная работа по обогащению словаря учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на внеклассных занятиях. Опираясь на теоретические исследования, мы предложили систему методов и приемов коррекционной работы по обогащения словаря умственно отсталых учащихся старших классов на внеклассных занятиях, позволившей системно и целенаправленно осуществить работу по обогащению словаря у детей и его закреплению.

В исследовании приняли участие учащиеся старших классов Зеленогорской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида. Исследование включает систему занятий внеклассного чтения и кружка «Выразительное чтение», направленных на обогащение активного словаря и словарного запаса учащихся.Как видно из диаграмм, активный словарный запас большинства учащихся после проведения занятий внеклассного чтения и в результате работы кружка «Выразительное чтение» существенно увеличился. Так, результаты Шатаева Д. показывают увеличение активного словаря на 2 уровня, а у учащихся: Пинигина Т., Бобова М., Иванова В., Суворова К., Сидоркина В., Радугова Т.словарный запас поднялись на один уровень. Все дети научились применять новые слова в своей речи. Это подтверждается результативностью работы.

Таким образом, данные нашего исследования позволили сделать следующий вывод: предложенная система приемов и методов работы над обогащением активного словаря учащихся старших классов специальной школы VIII вида, в результате работы со стихотворными произведениями на внеклассных занятиях чтения, и на занятиях кружка «Выразительное чтение» способствуют развитию речи учащихся, обогащают их словарь, расширяют и активизируют активный словарный запас, помогают овладеть языковыми средствами, воспитывают умение адекватно выбирать слова для выражения своих мыслей; а также коррекции недостатков развития коммуникативных умений.

Полученные положительные результаты эксперимента в процессе использования коррекционно-развивающего воздействия системы внеклассных занятий по обогащению словаря учащихся старших классов с нарушением интеллекта специальной школы VIII вида, подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что коррекционные мероприятия на внеклассных занятиях существенно повысят уровень их словарного запаса и позволили реализовать цель исследования.


Список используемой литературы

 

. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

2. Богдан Н.Н. Специальная психология: Учебное пособие / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная; Под общ.ред. Н.Н. Богдан. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.

.   Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: учебное пособие / Б.П. Брунов. - Красноярск: КГПУ, 2006.- 172 с. С. 120-132.

.   Григорьева Н.В. Внеклассная и внешкольная работа в специальных (коррекционных) школах VIII вида / Н.В. Григорьева // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. - 2012. - № 28.

.   Зарина Г.Д. Развитие связной устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: Из опыта работы учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната п. Бира / Г.Д. Зарина. - Биробиджан: ОблИУУ, 2006. - 24 с.

.   Зикеев А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся: учеб. пособие / А.Г.Зикеев. -М.: Академия, 2005. - 200 с.

.   Кисова В.В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кисова, И.А. Конева. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

.   Ладыженская, Т.А. Практическая методика русского языка / Т.А.Ладыженская, Л.М. Зельманова. - М.: Просвещение, 1995. - 288 с.

.   Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский, Л.И. Розанова, Л.И. Солнцева. - М.: Академия, 2007. - 464 с. С. 50-77

.   Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.

.   Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с. - С. 43-62.

12. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. Учеб.-метод. пособие / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко. - СПб: Речь, 2003. - 122 с.

.   Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2002. - 56 с.

.   Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2005. - 400 с.

.   Цыренов В.Ц. Коррекционная педагогика / В.Ц. Цыренов. - Улан-Удэ: ГОУ ВПО БГУ, 2009. - 75 с.


Приложение 1

 

Использование групп лексических упражнений на занятиях внеклассного чтения

 

группа - упражнения, направленные на выделение слов, обозначающих действия и выполняющих основную смысловую нагрузку:

Найдите в тексте стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою..» и назовите действия, относящиеся к слову «лес». (Стоит, блестит, вспыхнет, заблещет.

Найдите в стихотворении Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин» и назовите действия, относящиеся к смотрителю. (Струсил, кричит, убежал, оробел). Выберите из этих слов близкие по смыслу. (Струсил, оробел). Подберите к ним еще похожее слово. (Испугался).

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид..» найдите и назовите слова, обозначающие действия, которые можно отнести и к природе, и к человеку. (Не проснулась, послышала, улыбнулась). Составьте с одним из этих слов предложения и о человеке, и о природе.

группа - упражнения, направленные на выделение словосочетаний и определение их художественной роли:

Подберите в тексте стихотворения А.А. Ахматовой «Щели в саду вырыты..» определения к слову «вода». (Нашей, чистой, студеной, невской). Что обозначают эти слова?

Прочитайте описание ручья в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». С помощью каких слов и выражений поэт изобразил ручей? (Студеный, гремучий, хранимый под сенью зеленых листов). Какое слово передает нам шум ручья? (Гремучий). Какое слово показывает нам место, где бежит ручей? (Хранимый под сенью зеленых листов). Какое слово говорит нам о том, что вода в ручье очень холодная? (Студеный).

группа - упражнения, предполагающие выбор «художественных слов», обозначающих краски, звуки, запахи:

Найдите в тексте стихотворения Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская..» глаголы, обозначающие звуки. (Жужжит, колыхается, слышится, пой).

Найдите в тексте стихотворений Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело..» и С.А. Есенина «Отговорила роща золотая..» слова, обозначающие цвета (Синяя, белый, красная, золотая).

Выберите из стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль..» выражения, обозначающие запахи. (Свинцовой свежести полынь). Как вы понимаете это выражение? (Тяжелый, резкий, горький запах полыни).

группа - упражнения, имеющие целью в зависимости от контекста стихотворения, определить значение слов и их художественное назначение:

а) толкование значения слова: - Какие необычные слова и выражения вы заметили в тексте стихотворения И.С. Никитина «Утро на берегу озера»? Какие из них вам непонятны? («Как лунь седой»). Это значит седой человек. Лунь - это северная птица со светло-серым опереньем, цвет волос человека сравнили с цветом перьев птицы.

б) подбор однокоренных слов: - Найдите и прочитайте в стихотворении Н.А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях..» описание внешности русской женщины-крестьянки. Какие похожие слова встретились несколько раз? (Красивая, красавица, красива). Что они обозначают? Для чего поэт употребил столько однокоренных слов? Подберите к ним родственные слова. (Украсить, красота).

в) подбор синонимов и антонимов: - Подберите к словам из стихотворения Н.А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях..» слова с противоположным значением. Тепло. (Холод). Будни. (Праздники). Безделье. (Труд). Веселье. (Грусть).

группа - упражнения, направленные на выделение и осознание сравнений и сравнительных оборотов:

Найдите в тексте стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою..» сравнения. (Зима-Чародейка, снежные ветви -снежная бахрома, лес - «не мертвец и не живой», снег - легкая пуховая цепь). Почему поэт сравнивает ветви, покрытые снегом, со снежной бахромой? Чем зима похожа на волшебницу? Чем снежные покровы похожи на цепь?

Выполнение упражнений дополняется выделением слов и выражений, несущих основную смысловую, языковую и эмоциональную нагрузку. Определяя их фронтально, а затем самостоятельно, учащиеся достаточно легко усваивают смысл произведения, улавливают интонации автора, эмоциональный настрой стиха и передают все это при самостоятельном чтении.

Нахождение в тексте «смысловых ориентировок» предполагает выделение основных смысловых частей текста и определение изобразительно-выразительных средств языка, с помощью которых они раскрыты, а затем их объединение в целостную картину.

Данный прием наиболее эффективен в работе над пейзажной лирикой, где развернутый образ природы складывается из небольших картин.

Пример фрагмента урока по изучению стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль..».

Найдите и назовите, какая природа описана в стихотворении. (Ковыль, равнина, полынь, луна, верба, тополя). Найдите и прочитайте описание равнины. Выберите и прочитайте описание луны. Найдите и прочитайте описание вербы. Выберите и прочитайте, как изображены тополя. Объясните, как вы понимаете эти выражения. Подберите определения к выражению «свет луны»: (Таинственный, длинный). Замените выражение «свинцовой свежести полынь» другим выражением (горький запах полыни). С каким чувством поэт описал родную природу? Почему мы любим свою Родину?

Выделение и анализ «смысловых ориентировок» на материале стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело» происходит следующим образом:

Найдите и прочитайте строки, в которых описано приближение грозы. Как описано солнце? («Неохотно и несмело солнце смотрит на поля..»). Какие звуки услышал поэт? («за тучей прогремело..»). О чем говорят строки «...принахмурилась земля»? Как вы понимаете это выражение? Прочитайте описание грозы. Что увидел, услышал Ф.И. Тютчев во время грозы? (Молнию, громовые раскаты).

Подберите определения к слову «пламень». (Белый и летучий). Почему автор сравнивает молнию с белым и летучим пламенем? Прочитайте отрывок, где описано завершение грозы. Как изменилось солнце, поле, погода? Как вы понимаете выражения «солнце, раз еще взглянуло исподлобья на поля..», «смятенная земля»? Найдите в тексте слова, обозначающие цвета и звуки. (Синяя (молния), белый (пламень), раскаты громовые, прогремело). Если бы вы были художником, какую картину нарисовали бы?

Таким образом, в процессе выделения «смысловых ориентировок» осуществляется работа в трех направлениях:

выделение основных смысловых единиц стихотворного текста (факты, явления, события, предметы, о которых идет речь в стихотворении);

определение и осознание изобразительно-выразительных средств, используемых для создания различных образов в стихотворении;

объединение образов в целую картину посредством обобщающей беседы или творческих заданий и создание целостного впечатления от прочитанного произведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...