Методические средства тренинга: групповые методы и инструменты обучения
В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Данные приёмы подробно описаны в отечественной литературе по рассматриваемой проблематике [13,24,29,31,45,46,47,83,88]. В рамках конструированного нами тренинга были использованы следующие методы, перечисленные ниже. Диагностические процедуры в соответствии с нашими целями были использованы для решения задач: получения участником новой информации о себе (самопонимания и самораскрытия, в том числе); для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом. Информирование: в процессе тренинга было предусмотрено (и реализовано) запланированное информирование участников с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур. Психогимнастические упражнения использовались в рамках данного тренинга для (основные решаемые посредством метода задачи): отработки желаемого поведения, развития познавательных процессов (внимания, памяти, наблюдательности, мышления), развития самосознания, регуляции эмоционального состояния участников и другие. Тренировка эффективного поведения включает этапы: определение поведения, которое нуждается в изменении; моделирование желательного поведения; отработка нового поведения на занятии; распространение нового поведения на ситуации вне группы; получение обратной информации о поведении участника вне группы. Ролевые игры решали задачи в рамках сконструированного тренинга: участники выходят на собственные ограничения - обнаружение ЗБР, по Л.С. Выготскому;
расширение границ самосознания; выражение скрытых чувств и разрядка накопленных переживания; упражнение в различных типах поведения; устранение пропасти между обучением и реальными жизненными ситуациями. Были использованы следующие способы разыгрывания ролей (по Мори Ван Ментс [с.58-59, 24]): аквариум, параллель, ротация ролей, обращение (обмен) ролями. Дебрифинг использовался для того, чтобы вывести игроков из ситуации (ролей); провести анализ развития событий; оформить понимание проделанных действий; соотнести результат с первоначальными действиями; утилизировать или устранить недоразумения и ошибки действия; дать возможность участникам проявить чувства и отноше-ние к происходившим событиям; снять эмоциональное напряжение, тревогу; установить связь с предыдущими действиями, занятиями; откорректировать и закрепить усвоенное; развить у участников способность к анализу и самонаблюдению; подготовить участников к дальнейшей работе. Этот метод был активно задействован в рамках данного тренинга (шерринг и дерролинг). Групповая дискуссия позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонентов, взаимодействовать с другими участниками позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость. Выделяются три основных типа ориентации групповых дискуссий: профессионально-личностная ориентация, тематическая ориентация, ориентация на взаимодействие. В рамках данного тренинга основной была ориентация тематического типа. Она характеризуется тем, что обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или планироваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.
Мозговой штурм активно использовался в рамках данного тренинга, в силу высокой степени соответствия средства заявленным в работе целям и решаемым задачам. Главная функция мозгового штурма - обеспечение генерации идей. При совместной работе группа может порождать большее количество идей (и более широкого спектра), чем при индивидуальной работе этих же людей. Соответственно, в случае необходимости поиска оптимальных решений поставленных вопросов, общего, совместного творчества группы и тренера (см. подробнее методологию тренинга), данный метод высоко валиден и адекватен. Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышления. Он позволяет выйти за пределы общих мыслительных шаблонов и стандартов, мозговой штурм развивает навыки слушания и может использоваться как полезный элемент для сплочения группы, создания команды. Анализ ситуаций - метод работы также является производным от дискуссии. Сам процесс описания проблемной ситуации позволяет человеку более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свою роль в данной ситуации, оценить свои действия. Т.е. метод работает на решаемые нами задачи (см. метод мозгового штурма и групповой дискуссии). Используются ситуации двух типов: «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» - случаи из профессиональной практики или личной жизни, происшедшие ранее и имеющие значимость для участников группы. Психогимнастика использовалась в рамках курса обучения для обеспечения следующих целей: диагностической - в пантомиме проявляются слабости, «внутренние зажимы», скрытые импульсы и позиции участника; коррекционной - для формирования определенных навыков и типов поведения, помогает отреагировать эмоции и дает материал для интерпретации и установления обратной связи; социометрической - дает информацию о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных участников.
уменьшение эмоциональной напряженности в группе; активизация групповой динамики. Проективное рисование - в данном тренинге было реализовано посредством формы совместного рисование (см. программу тренинга последнего занятия - «рисунок взаимодействия с клиентом). Рисунок - основа для проявления мыслей и чувств группы, для получения обратной связи, закрепления пройдённого, подведения итогов. Домашняя работа: в силу интенсивности курса обучения, при необходимости учётов возможностей каждого участника группы, тех принципов, которые необходимо должны быть реализованы в рамках тренинга (описанные С.И. Макшановым), участникам тренинга были предложены для выполнения задания: чтение специальной литературы (см. Приложение к работе, раздаточные материалы к тренингу). Это основные методические средства, задействованные в процессе конструирования данного тренинга клиент-центрированного взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|