Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические средства тренинга: групповые методы и инструменты обучения

 

В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Данные приёмы подробно описаны в отечественной литературе по рассматриваемой проблематике [13,24,29,31,45,46,47,83,88].

В рамках конструированного нами тренинга были использованы следующие методы, перечисленные ниже.

Диагностические процедуры в соответствии с нашими целями были использованы для решения задач:

получения участником новой информации о себе (самопонимания и самораскрытия, в том числе);

для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.

Информирование: в процессе тренинга было предусмотрено (и реализовано) запланированное информирование участников с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.

Психогимнастические упражнения использовались в рамках данного тренинга для (основные решаемые посредством метода задачи):

отработки желаемого поведения,

развития познавательных процессов (внимания, памяти, наблюдательности, мышления),

развития самосознания,

регуляции эмоционального состояния участников и другие.

Тренировка эффективного поведения включает этапы:

определение поведения, которое нуждается в изменении;

моделирование желательного поведения;

отработка нового поведения на занятии;

распространение нового поведения на ситуации вне группы;

получение обратной информации о поведении участника вне

группы.

Ролевые игры решали задачи в рамках сконструированного тренинга:

участники выходят на собственные ограничения - обнаружение ЗБР, по Л.С. Выготскому;

расширение границ самосознания;

выражение скрытых чувств и разрядка накопленных переживания;

упражнение в различных типах поведения;

устранение пропасти между обучением и реальными жизненными ситуациями.

Были использованы следующие способы разыгрывания ролей (по Мори Ван Ментс [с.58-59, 24]): аквариум, параллель, ротация ролей, обращение (обмен) ролями.

Дебрифинг использовался для того, чтобы

вывести игроков из ситуации (ролей);

провести анализ развития событий;

оформить понимание проделанных действий;

соотнести результат с первоначальными действиями;

утилизировать или устранить недоразумения и ошибки действия;

дать возможность участникам проявить чувства и отноше-ние к происходившим событиям;

снять эмоциональное напряжение, тревогу;

установить связь с предыдущими действиями, занятиями;

откорректировать и закрепить усвоенное;

развить у участников способность к анализу и самонаблюдению;

подготовить участников к дальнейшей работе.

Этот метод был активно задействован в рамках данного тренинга (шерринг и дерролинг).

Групповая дискуссия

позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций,

развивает умение слушать,

понимать позиции оппонентов,

взаимодействовать с другими участниками

позволяет сопоставить противоположные позиции,

увидеть проблему с разных сторон,

уточнить взаимные позиции,

уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.

Выделяются три основных типа ориентации групповых дискуссий: профессионально-личностная ориентация, тематическая ориентация, ориентация на взаимодействие.

В рамках данного тренинга основной была ориентация тематического типа. Она характеризуется тем, что обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или планироваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.

Мозговой штурм активно использовался в рамках данного тренинга, в силу высокой степени соответствия средства заявленным в работе целям и решаемым задачам. Главная функция мозгового штурма - обеспечение генерации идей. При совместной работе группа может порождать большее количество идей (и более широкого спектра), чем при индивидуальной работе этих же людей. Соответственно, в случае необходимости поиска оптимальных решений поставленных вопросов, общего, совместного творчества группы и тренера (см. подробнее методологию тренинга), данный метод высоко валиден и адекватен. Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышления. Он позволяет выйти за пределы общих мыслительных шаблонов и стандартов, мозговой штурм развивает навыки слушания и может использоваться как полезный элемент для сплочения группы, создания команды.

Анализ ситуаций - метод работы также является производным от дискуссии. Сам процесс описания проблемной ситуации позволяет человеку более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свою роль в данной ситуации, оценить свои действия. Т.е. метод работает на решаемые нами задачи (см. метод мозгового штурма и групповой дискуссии).

Используются ситуации двух типов: «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» - случаи из профессиональной практики или личной жизни, происшедшие ранее и имеющие значимость для участников группы.

Психогимнастика использовалась в рамках курса обучения для обеспечения следующих целей:

диагностической - в пантомиме проявляются слабости, «внутренние зажимы», скрытые импульсы и позиции участника;

коррекционной - для формирования определенных навыков и типов поведения, помогает отреагировать эмоции и дает материал для интерпретации и установления обратной связи;

социометрической - дает информацию о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных участников.

уменьшение эмоциональной напряженности в группе;

активизация групповой динамики.

Проективное рисование - в данном тренинге было реализовано посредством формы

совместного рисование (см. программу тренинга последнего занятия - «рисунок взаимодействия с клиентом). Рисунок - основа для проявления мыслей и чувств группы, для получения обратной связи, закрепления пройдённого, подведения итогов.

Домашняя работа: в силу интенсивности курса обучения, при необходимости учётов возможностей каждого участника группы, тех принципов, которые необходимо должны быть реализованы в рамках тренинга (описанные С.И. Макшановым), участникам тренинга были предложены для выполнения задания: чтение специальной литературы (см. Приложение к работе, раздаточные материалы к тренингу).

Это основные методические средства, задействованные в процессе конструирования данного тренинга клиент-центрированного взаимодействия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...