Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР




 

После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР.

Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но проводилось только с теми четырьмя детьми, у которых был выявлен недостаточный и критический уровень развития навыков письма и с которыми проводилась коррекционная работа.

В результате были получены следующие данные:

 

Таблица 4. Итоговый уровень выполнения задания на контрольном этапе эксперимента

Ф.И. ребенка Количество баллов
А.Саша 7 б.
А.Ваня 8 б.
В.Рома 6 б.
Т.Саша 7 б.

 

Таким образом, мы видим, что уровень развития навыков письма у данных детей изменился в лучшую сторону.

У троих детей (А.Саша, А.Ваня, Т.Саша) уровень был недостаточный, после проведения комплекса занятий стал достаточным.

У одного ребенка (В.Рома) уровень был критический, стал - недостаточный.

Итак, дошкольники с ЗПР, после получения коррекционной помощи, выполняли предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

Вывод: налицо повышение результатов, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении коррекционно-развивающей работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР.

Таким образом, наша гипотеза о том, что -

процесс развития навыков письма у дошкольников с ЗПР, понимаемый как процесс целенаправленного обучения, важнейшим элементом которого является формирование базового графического навыка, будет эффективным, если реализуется коррекционно-развивающая работа, основанная на:

изучении уровня развития графического навыка у дошкольников с ЗПР и индивидуальных трудностей;

системе специально-организованных коррекционно-развивающих занятий по развитию навыков письма;

оказании индивидуальной помощи детям, испытывающим трудности в развитии навыка письма,

- подтверждена.


Заключение

 

В заключение подведём итоги и сделаем соответствующие выводы по проделанной работе.

Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности детей с ЗПР. Это изучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков.

Итак, к детям с задержкой психического развития необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР, следующие:

1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.

4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной задачей педагога является закрепление навыков правильного письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого ее развития.

Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).

Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.

В дошкольном возрасте формируются и предпосылки навыка письма, которые включают: развитие мелкой моторики руки, способность ориентироваться на листе бумаги, умение копировать элементы графических изображений, в том числе буквы, цифры. Эти предпосылки позволят ребенку успешно реализовать навык письма в школе.

Работа по коррекции нарушений в процессе развития навыков письма у детей с ЗПР имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психического их развития. Для правильной трактовки специфических ошибок педагогу необходимо максимально полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку с ЗПР при овладении письмом. В процессе коррекционного воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать отклонения в психическом развитии детей с ЗПР. При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов - констатирующий этап, обучающий этап и контрольный этап эксперимента. В результате было выявлено, что после получения коррекционной помощи дошкольники с ЗПР оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.

Итак, практика обучения и воспитания дошкольников с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими в дальнейшем учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по развитию навыков письма дошкольников с ЗПР, ее изучение может быть продолжено, например, по такому направлению, как разработка методических приемов по развитию навыков письма.


Список литературы

 

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982.

. Артемова, Т.А. Физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста [Текст] // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. - М., 2006, с. 14- 16.

3. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма [Текст] / М.М.Безруких. - М., 1991. - 126 с.

4. Белопольская, Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Л.Белопольская. - М., 1976.

5. Борякова, Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Дисс.... канд. пед. наук [Текст] / Н.Ю.Борякова.- М., 2008. - 199 с.

.   Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] // Логопед. - 2005. №3.- С.84-94.

7. Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика [Текст] / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1996. - 160 с.

. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М., 1968.

9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973.

.   Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей [Текст] // Дефектология. - 2005. - № 6.

.   Воробьева, Т.А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики [Текст] / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - СПб.: КАРО, 2003. - 96 с.

.   Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст] / Л.С. Выготский. - Собр, соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 5.

.   Гаврина, С. Ю. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С.Ю. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: Академия развития, 2007.

.   Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста [Текст] // Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1989.

.   Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма [Текст] / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство АПН, 1959. - 264с.

16. Гурьева, В. Психогенные расстройства у детей и подростков [Текст] / В.Гурьева. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 208 с.

17. Данилова, Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей [Текст] // Иностранная психология. - 2006. - №6. - С. 69-80.

.   Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. - М.: Педагогика, 2003. - 208 с.

.   Диагностика школьной дезадаптации: Для шк. психологов и учителей нач. классов системы компенсирующего обучения [Текст] / Под ред. Н.Г.Лусканова, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумарина и др. - М.: Ред.-изд. Центр Консорциума «Социал. здоровье России», 1995. - 126 с.

.   Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта [Текст] // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 25 - 34.

.   Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. - М., 1995. - Гл. II.

.   Ковалева, А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям [Текст] // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.

23. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. -176с.

24. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В.Петровского и М. Г. Ярошевского. - М., 2005.

25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие [Текст] / И.Ю Кулагина. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.

. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / К.С. Лебединская. - М.,2003.

27. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей [Текст] / В.И. Лубовский. - М., 1978.

.   Марковская, И.Ф. Задержка психического развития [Текст] / И.Ф.Марковская. - М., 1999.

.   Марковская, И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генезиса: Дис. Канд. Мед. Наук [Текст] / И.Ф.Марковская. -. Л., 1982.

.   Марковская, И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - 2008. - №4.

31. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей [Текст] / Е.В. Новикова. - М., 2002.

. Новодворская, В.А. Особенности игровой деятельности детей с ЗПР [Текст] / В.А. Новодворская. - М., 1972.

33. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Academia, 2009.

.   Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе [Текст] / Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. - М., 1992.

.   Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) [Текст] / Под ред. В.И.Лубовского. - Смоленск, 1994.

.   Пиаже, Ж. Речь и мышления ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М., 1994.

.   Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / Под ред. Г.М. Дульнева, Р. Лурия. - М., 2007.

.   Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов [Текст] / Под общей редакцией М.М.Семаго.- М., 1999.

.   Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. - М.: Издательство «Родничок», 2009.

.   Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович. - Минск, 1989.

.   Триггер, Р.Д. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Триггер. - М., 1992.

.   Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. - М., 2006.

.   Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В.Ульенкова. - Нижний Новгород, 1994.

.   Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У.В.Ульенкова, О.С.Лебедева. - М., 2008.

45. Утехина, К.Л. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет: Опыт работы практического педагога [Текст] / К.Л. Утехина. - М.: ВИНИТИ, 1997.

46. Уфимцева, Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы [Текст] // Дефектология. - 2008. - № 3; 2005. - № 6.

47. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму: Методическое пособие [Текст] / С.О. Филиппова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 94 с.

48. Хрестоматия. Психология детей с ЗПР [Текст] / Сост. О.В.Защиринская. - СПб.: Речь, 2003.

.   Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты [Текст] / С.Г. Шевченко. - М..: Владос, 2001.

.   Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г.А.Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростов н/Д: Феник», 2004. - 320 с.

.   Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. В.Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 2009.

.   Яссман, Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - 2006. - №3.

 


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...