Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, задачи и особенности практики




МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»

 

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

____________________С.В. Моржухина

«____»_____________ 2013г.

 

 

Факультет «Экономики и Управления»

 

 

Кафедра

«Системного моделирования экономико-производственных процессов»

 

 

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Направление 080100.68 – Экономика

Магистерская программа

«Математические методы анализа экономики»

 

 

 

Форма обучения: очная

Уровень подготовки: магистр

 

Курс (семестр): 5курс, 2 семестр

 

 

Дубна, 2013

Программа Научно-исследовательской практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» и учебным планом магистерской программы

«Математические методы анализа экономики».

 

Разработана на кафедре «Системного моделирования экономико-производственных процессов»

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры

 

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 20___ г.

 

Заведующий кафедрой, д.э.н., профессор ________________ /Клейнер Г.Б. /

 

 

ОДОБРЕНО

декан факультета _____________________ / Дзюба С.Ф./

(подпись) (ФИО)

«____» _____________________ 201__ г.

 

 

Утверждена

на заседании совета факультета «Экономики и управления»

 

«_____»______________ 2013г., протокол № _______

 

 


 

Оглавление

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

1.1 АННОТАЦИЯ.. 3

1.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ.. 3

2. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ.. 3

3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ ПО ПРАКТИКЕ.. 3

Приложение 1. 3

Приложение 2. 3

Приложение 3. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 3

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АННОТАЦИЯ

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100.68 «Экономика», типового положения о практике студентов Университета «Дубна», временного положения о практике студентов факультета «Экономики и управления» и учебного плана магистерской программы «Математические методы анализа экономики».

Одним из элементов учебного процесса подготовки магистров в области «Математические методы анализа экономики» является научно-исследовательская практика, которая способствует закреплению и углублению теоретических знаний магистрантов, полученных при обучении, приобретению и развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе прохождения практики магистрант приобретает опыт сбора и обработки практического и статистического материала, показывает способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию экономических процессов на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического, научного материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения, а именно:

1. Принципы организации и проведения исследования.

2. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т.п.).

3. Тактические средствам методологического анализа (методы научного исследования, аппарат исследования).

4. Понятийно-категориальную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задачи и т.п.).

5. Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.)

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой.

Продолжительность научно-исследовательской практики:

· 5 курс – 3,3 недели (5 ЗЕТ)


 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ

Цель научно-исследовательской практики: создание необходимой базы знаний по проведению научно-исследовательской работы, в т.ч. закрепление, расширение и углубление полученных магистрантом в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретических знаний, в области будущей профессиональной деятельности выпускника

Основные задачи практики:

- формирование у студента комплекса знаний и навыков по основам выбора объекта и проблемы исследования;

- изучение и составление обзора фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым студентом в магистерской диссертации;

- подтверждение актуальности и практической значимости избранной магистрантом темы исследования;

- постановка и формализация задач исследования;

- сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в магистерской диссертации;

- выбор и реализация методов решения поставленных задач;

- анализ полученных результатов и выводы с содержательной точки зрения;

- подготовка и оформление отчета по проделанным исследованиям: подготовка тезисов доклада на научный семинар, студенческую конференцию или статьи для опубликования.

Место практики:

- производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм;

- организации финансово-банковской сферы;

- научно-исследовательские учреждения;

- государственные учреждения и структуры;

- кафедра «Экономика», кафедра «Системного моделирования экономико-производственных процессов», лаборатория «Моделирования экономико-производственных процессов на предприятии, «Центральный экономико-математический институт» РАН, «Институт проблем рынка» РАН и другие предприятия, согласно заключенным договорам о прохождении научно-исследовательской практики.

Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы. Программа должна быть тесно связана с темой диссертационного исследования. Программа представляется руководителю практики от организации, магистрант должен согласовать с ним график прохождения практики, права и обязанности практиканта, получить консультации по технике безопасности и соблюдению коммерческой тайны.

 

Требования к уровню освоения «Научно-исследовательской практики»:

В результате освоения «Научно-исследовательской практики» должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК-5 – способность свободно пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения;

ОК-6 – владеть навыками публичной и научной речи;

ПК-1 – способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

ПК-2 – способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

ПК-3 – способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

ПК-4 – способность представлять результаты проведенного исследования научному обществу в виде статьи или доклада;

ПК-5 – способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;

ПК-8 – способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;

ПК-9 – способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;

ПК-10 – способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

ПК-13 – способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях;

ПК-14 – способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях.

В результате прохождения научно-исследовательской практики студент должен

знать:

- классификацию видов исследовательской работы (ПК2);

- отечественную и зарубежную литературу, особенно последних лет издания по теме исследования (ОК5, ПК2, ПК9);

- методы обработки наблюдаемых и экспериментальных данных (ПК3, ПК8);

- методы решения задач по теме исследования (ПК8, ПК9, ПК10);

- пакеты прикладных программ для проведения исследования и оформления полученных результатов (ПК5, ПК6);

уметь:

- использовать профессиональную терминологию в области тематики поставленной проблемы; читать и профессионально пересказывать содержание статей или раз-делов специальной литературы (ОК5, ОК6, ПК1);

- составлять обзоры специальной литературы (ПК1, ПК2, ПК9);

- собирать и обрабатывать данные с использованием информационных технологий (ПК1, ПК2, ПК3);

- строить экономико-математические модели на микро и макро уровнях (ПК8, ПК9, ПК10);

- использовать современные пакеты программных продуктов для решения задач и оптимизации процессов (ПК5, ПК6);

- анализировать и делать выводы по результатам исследований (ПК8, ПК9, ПК10);

- оформлять отчеты по проделанным исследованиям, готовить результаты к публикации (ОК6, ПК4, ПК8);

владеть:

- методами обработки данных наблюдений и экспериментальных данных (ПК3, ПК8, ПК9);

- способами описания экономических систем по теме исследования (ПК8, ПК9, ПК10);

- навыками работы с пакетами прикладных программ для решения задач (ПК1, ПК5, ПК6).

 

СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Работа по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части магистерской диссертации. Эта работа начинается после утверждения темы диссертационного исследования и продолжается в течение научно-исследо­вательской практики. До начала практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность и практическая значимость.

Научно-исследовательская практика может осуществляться по следующим направлениям:

- выполнение исследовательского проекта, тематика которого соотносится с выбранной темой магистерской диссертации и направлениями научно-исследовательской работы кафедры;

- расчетно-графических работ.

Руководство научно-исследовательской практикой по программе специализированной подготовки магистров осуществляет научный руководитель магистранта по согласованию с руководителем соответствующей магистерской программы.

В качестве индивидуального задания студенту-магистранту поручается одно из следующих:

- подготовка исследовательского проекта, тематика которого соотносится с выбранной темой магистерской диссертации и направлениями научно-исследовательской работы кафедры;

- подготовка доклада, согласованного с темой магистерской диссертации (темами исследовательских работ), для участия в научной конференции;

- подготовка к публикации статьи, согласованной с темой магистерской диссертации (темами исследовательских работ);

- составление развернутой библиографии по теме диссертации;

- составление библиографии с краткими аннотациями по теме диссертации.

Индивидуальное задание студента-магистранта при прохождении научно-исследовательской практики определяется научным руководителем в соответствии с темой магистерской диссертации, а также направлениями научно-исследовательской работы кафедры и утверждается заведующим кафедрой.

Оценка организации и ведения аналитической работы экономического субъекта предполагает ознакомление с организационной структурой управления с целью определения формы проведения аналитической работы (централизованной или децентрализованной), изучение распределения обязанностей между структурными подразделениями или сотрудниками, осуществляющими анализ, оценку информационной базы и ее аналитических возможностей, применяемых методик анализа, используемых компьютерных программ.

В ходе практики следует оценить возможность применения для анализа деятельности исследуемой организации типовых методик анализа (или их элементов), оригинальных методик, разработанных самой организацией с учетом специфики ее деятельности.

Отсутствие или невозможность применения существующих методик может потребовать разработки практикантом методики анализа, которая должна содержать следующие разделы:

-цель и задачи исследования.

-алгоритм исследования.

-информационное обеспечение и статистические материалы исследования.

-расчетно-аналитические аспекты (макеты аналитических таблиц; факторные модели и формулы расчета влияния изменения факторов на изменение результативных показателей; формулы расчета аналитических показателей; порядок осуществления аналитических процедур, возможности применения компьютерных программ и т. п.).

-контрольно-управленческий аспект (варианты управленческих решений в зависимости от результатов проведенного исследования).

Разработанную практикантом методику следует апробировать в исследуемой организации. Аналитическое заключение, а также саму методику целесообразно представить в организацию для обсуждения.

В случае внедрения отдельных разработанных магистрантом рекомендаций, полученных в результате исследования, в практическую деятельность организации на кафедру должна быть представлена справка о внедрении.

Форма отчета студента-магистранта о научно-исследовательской практике зависит от направления научно-исследовательской практики, а также его индивидуального задания. Отчет представляется в письменном виде.

Форма итогового контроля.

Оценка результатов работы студента при прохождении практики имеет вид дифференцированного зачета. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

Практика оценивается руководителем на основе отчета, составляемого студентом-магистрантом и справкой из организации, в которой студент проходил практику. В справке должны быть: полное название организации, основные направления деятельности студента-магистранта, оценка его деятельности в период практики, печать и подпись руководителя организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...