Этапы реализации программы.
I этап - Подготовительный. Заключается в подборе диагностических методик и в комплексном изучение индивидуальных особенностей учащихся.
II этап - Проведение первичной диагностики, дальнейшее уточнение и анализ результатов обследования, и комплектование группы учащихся.
III этап - Информационный. Для обеспечения комплексного подхода в коррекционной работе необходимо провести диагностические и просветительские беседы с родителями учащихся и его педагогами.
IV этап - Планирование комплексной работы. Составление тематического плана на обозначенный период.
V этап - Коррекционный (проведение занятий). Занятия проходят как индивидуально, так может быть использована групповая работа.
VI этап - Итоговая диагностика.
VII этап - Анализ полученных данных и оформление результатов.
Подготовка и реализация данной программы осуществляется в тесном сотрудничестве с классным руководителем, социальным педагогом, учителями и родителями.
Диагностические методики, используемые в программе. 1. Тест школьной тревожности (Филипс – тест). 2. Выявление уровня тревожности у подростков (по Кондашу) 3. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. (Ч.Д. Спилберг в модификации А.Д. Андреевой 1987) 4. Методика Дембо – Рубинштейн «Самооценка личности» (модифицированная А.М. Прихожан) Цель и задачи программы. Цель: · Создать условия для снижения школьной тревожности до уровня «нормы», соответствующего возраста.
Задачи программы: · развитие у школьников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;
· формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов; · повышение самооценки учащихся.
Оценка эффективности, результативности программы. Оценка эффективности программы производилась по данным повторной диагностике, подтверждающей положительную динамику в изменении эмоциональной сферы ребенка.
Количество обследованных – 40 человек.
Первичная диагностика самооценки показала следующие результаты:
Повторная диагностика самооценки показала:
Диагностические методики, используемые в программе. 5. Тест школьной тревожности (Филипс – тест). 6. Выявление уровня тревожности у подростков (по Кондашу) 7. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. (Ч.Д. Спилберг в модификации А.Д. Андреевой 1987) 8. Методика Дембо – Рубинштейн «Самооценка личности» (модифицированная А.М. Прихожан)
1.12 Тематический план занятий
Раздел I Повышение самооценки. Занятие: «Маска» Цель игры: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку и оценку других.
Оборудование: · Листы бумаги; · Цветные карандаши или фломастеры; Содержание игры: Ведущий предлагает каждому члену группы сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется. При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Каждой маске предоставляется время для выступления. Рефлексия упражнения: · Что вызвало затруднения в изготовлении маски? · Чем маска отличается от тебя «настоящего»?
Упражнение «Дневник побед» На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце каждого занятия записывают в специально заведенный «Дневник побед» всё, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее 5). Все плохое забывается и опускается. После записи желающие дети принимают участие в обсуждении своих записей. · Какая победа далась очень трудно? · Что из достижений дня было добиться легче всего? · Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками, учителями, классным руководителем)?
Занятие: «Ослиная шкура» Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими. Оборудование: специального нет Содержание игры: Ведущий говорит группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только ты настоящий герой. И не просто герой. А принц или даже король волшебной страны. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Её не так просто снять. А все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задания дается 2-3 минуты) Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что даёт ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии (задание выполняется 1-2 минуты). А теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)» Рефлексия упражнения: · Какие ощущения вы испытывали, будучи королём? · Есть ли что – то неприятное в превосходстве? · Какие существуют преимущества у ослиной шкуры? · А какие недостатки? · Какие преимущества дает равноправие? · Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя королём? А когда ослиной шкурой?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
Занятие: Похвалики Цель: повысить самооценку и значимость учащегося в коллективе. Оборудование: карточки с заданиями каждому участнику. Содержание игры. Все учащиеся сидят за партами. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…» Например, «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д. На обдумывание задания дается 3-5минут, после чего каждый ребенок по очереди делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же учащиеся готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. Рефлексия. · Какие таланты вы у себя обнаружили? · Что нового вы узнали о своих товарищах? · Что было трудно? · Что понравилось? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|