Социология в системе социально-гуманитарных наук
З-ны(з-номерности социологии) Воспроизводство жизни о-ва и общ-ной жизни ч-ка осущ-ся в соответствие основным объективным з-нам, нашедшим свое отражение и сформулированным в творчестве К. Маркса, П.А. Сорокина, Э. Дюркгейма и др. выдающихся социологов.З-н социальный- это объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между соц-ными явл-ми и процессами общ-ой жизни, возникающая и реализующаяся в общ-нной деят-ти и через деят-ть конкретных людей. Основные з-ны функционирования общества: 1.З-н определяющей роли производственных отношений в развитии общ-ных систем: для того, чтобы что-то потреблять, что-то распределять или обменивать, надо что-то произвести или воспроизвести; 2.З-н взаимосвязи общ-ного разделения труда от роста народонаселения и уровня развития производит-ых сил и производст-ных от-ий: разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности обществ, уровню производит-ных сил и производств-ных отн-ий. Если оно прогрессирует непрерывно в процессе соц. развития, то потому, что общ-ва становятся постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми, потому, что происходит кооперация производит-ных сил, повышается качественно их интеллектуальное состояние, потому, что в производственных отн-ях реализуются новые достижения научно-технич. прогресса; 3.З-н необходимого и прибавочного рабочего времени:на воспроизводство своей общ-ной жизни личность затрачивает необходимое рабочее время, а для воспроизводства жизни общ-ва - прибавочное рабочее время, в свою очередь общ-во (общность) затрачивает соответственно свое рабочее время для воспроизводства своей жизни и общ-ной жизни человека;
4.З-н неравномерности распределения благ и ценностей: от каждого по способностям - каждому по его труду. Труд есть не потребность, он является средством удовлетворения потребностей. Основные з-ны развития общества: 1.З-н возрастания потребностей - удовлетворенная потребность рождает новую потребность; 2.З-н общ-ной организации труда (взаимосвязи общ-ного разделения и кооперации труда): с углублением общ-ного разделения труда возрастает значение коллективного труда, кооперации, происходит объединение специализировавшихся форм труда, для удовлетворения возрастающих потребностей личности и общ-ва. Общ-во движется в направлении обобществления средств производства; 3.З-н взаимосвязи структуры и функций: изменения в структуре общества не могут происходить без изменения функций и наоборот - изменение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциацию или объединение социальной активности, естественное разделение или объединение труда. Основные з-ны, определяющие состояния общества и общественных отношений: 1.З-н соответствия уровня развития производительных сил уровню производственных отношений; 21З-н соответствия организации гражданского общества уровню развития производительных сил и производственных отношений; 3.З-н соответствия политического строя, государственного устройства уровню развития гражданского общества и уровню развития производительных сил и производственных отношений.
Структура и уровни социологического знания Во-первых, социологическую науку делят на два уровня: макро и микроуровень. Макросоциология изучает общество в целом, большие социальные группы. Микросоциология исследует небольшие социальные группы и протекающие в них социальные процессы, носящие локальный характер. Во-вторых, социологию делят на теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология объясняет соц. реальность на уровне общих и специфических закономерностей ее функционирования. Эмпирическая направлена на получение конкретной информации о явлениях и процессах, протекающих в той или иной социальной общности людей. В-третьих, выделяют фундаментальный и прикладной уровни социологии. В основе такого деления лежит результат социологич. ис-ния и то, какие задачи решаются. Если научные, то фундаментальный уровень, если практические задачи – прикладной уровень. Кроме того, в последнее время принято выделять три уровня социологии. 1 -й уровень – общесоциологическая теория. 2-й уровень – теории среднего уровня (ранга). 3-й уровень – рабочие теории эмпирического уровня. Второй уровень социологии выделил американский социолог Р. Мертон, который также называл их специальными социологическими теориями. Это отрасли социологической науки. Их число постоянно увеличивается, в настоящее время более 50: социология труда, образования, науки, техники, культуры, семьи и т.д.
Функции социологии Общ-ное предназначение С. определяется в первую очередь ф-ями, кот. она выполняет. Важнейшей из них является теоретико-познавательная, т.к. она обеспечивает прирост нового знания о различных сферах соц. жизни, раскрывает закономерности и перспективы соц. развития общ-ва. Значительная часть социологич. исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом проявляется прикладная (практическая) функция социологии. Социология способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем – это прогностическая функция. Социология также выполняет идеологическую функцию. Рез-ты исследований могут использоваться в интересах каких- либо соц. групп для достижения ими определенных соц. целей. Социологич. знание зачастую служит ср-вом манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов, создания системы ценностных и соц. предпочтений и т.д. Но С. может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологи. Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что С. способна через систему учебных заведений широко тиражировать и распространять социологич. знания и оценки, помогая людям, в первую очередь, обучающимся и активно действующим в тех или иных сферах общ-ной жизни, лучше узнать, понять и оценить то общ-во, в кот. они живут, чтобы изменить его к лучшему.
Социология в системе социально-гуманитарных наук При рассмотрении взаимоотношений С. и смежных с нею наук об общ-ве, соц-ом, соц-ых общностях и личности необходимо сопоставить С. и соц. философию. Соц. философия - раздел философии, посвященный осмыслению кач-ного своеобразия общ-ва в его отличии от природы. У соц. философии и С. широкая область совпадения объектов изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Соц. философия исследует общ-ную жизнь, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Еще большее различие между ними обнаруживается в методах исследования соц-ого, т.к. философия решает общ-ные проблемы умозрительно, а С. предпочитает методы эмпирич. науки. Множество точек соприкосновения и взаимодействия существует между С. и историей. Социологич. наука опирается на фактич. историч. материал, историч-ая же использует социологич. законы и закономерности в анализе историч. событий. Различие этих наук в том, что история рассматривает события, изучает соц. процессы post factum, тогда как С. – in factum. Так как экономич. деят-сть – осн. форма жизнедеят-сти общ-ва, С. не может не взаимодействовать с экономич. наукой. На пересечении С. и экономич. науки возникла особая дисциплина – экономич.С., кот. изучает взаимодействие экономич-ой и соц. сфер жизни общ-ва Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деят-сти, С. по существу имеет дело с гражданским общ-вом, связанным с правовым гос-вом. Последнее изучается политологией. Между С. и политологией существует тесное взаимод-вие, неслучайно их объединяют в соц.-политич. науки.С. также тесно связана с психологией (на стыке их образовалась соц. психология), демографией, этнологией и др. соц. и гуманитарн. науками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|