Практические и семинарские занятия по психодиагностике
Семинар 1. Раздел 1, тема 2 Форма работы: проверка знаний по теме:"Профессионально-этические стандарты, принятые в работе диагноста. Морально-нравственные проблемы в работе психодиагноста. Международные стандарты работы психологов. Обсуждение основных проблем темы. Литература: 1,4,5,6,8.
Семинар 2. Раздел 1, тема 3 Психометрические основы психодиагностики. Определение видов надежности и валидности психодиагностического инструментария. Виды стандартизации тестов на примерах конкретных методик. Литература: 1,4,5,6,8 Семинар 3. Раздел 1, тема 4 Технология психодиагностической работы психолога, получившего заказ на исследование. Разработка программы психодиагностического исследования. Работа с публикациями исследований в периодической печати по психологии. Литература: 1,4,5,6,8 Практическое занятие 4 Раздел 1, тема 5. Бланковые методы диагностики свойств нервной системы Знакомство с диагностическим инструментарием, получение опыта самодиагностики свойств нервной системы и освоение элементов коррекционной психодиагностики. Проведение всей процедуры диагностики, анализ, интерпретация, формулирование рекомендаций для повышения адаптации к учебному процессу и в профессиональной деятельности с учетом характеристик нервной системы. Литература: 4, 6, 7, 11,22, 23, 24, 25, 26. Семинар 5. Раздел 1, тема 5. Проективные техники. З акрепление знаний, полученных на лекции по данной теме, знакомство с некоторыми наиболее распространенными в практике психодиагноста проективными методиками: тесты Люшера, Розенцвейга, Роршарха, Сонди, ТАТ (РАТ), незаконченные предложения, рисуночные методики. История возникновения проективных методов; общая характеристика методов, их отличия от других методов психодиагностики. Классификация проективных методов. Проблемы валидности и надежности методов. Знакомство с классическими проективными методиками. О0собенности интерпретации получаемых с помощью проективной техники результатов. Понятие «вторичной проекции». Требования к специалистам, использующим проективные техники.
Контрольные вопросы: 1. Каковы цели использования проективных техник? 2. Назовите основные виды проективных техник, приведите примеры методик каждого вида. 3. Каковы достоинства и недостатки проективных методов? 4. Перечислите требования к специалисту, использующему проективные техники? 5. Характеристики тестов Люшера, Розенцвейга, ТАТ, Сонди, Роршарха и др., опишите области их применения. 6. Чем можно объяснить использование принципа «проекции» в данном классе методик? Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 16, 17, 18, 19. Практическое занятие 6. Раздел 2, тема 6 Знакомство и изучение универсальных психодиагностических методик, тестов-опросников на примере ММРI (и её модификаций: СМИЛ, СМОЛ, мини-мульт) и 16 ЛФ Кеттелла; их структура; получение практического опыта построения профиля личности, знакомство с процентильной шкалой, интерпретацией диагностической информации и постановкой психологического диагноза. Знакомство с методикой ММРI (и её модификациями: СМИЛ, СМОЛ, мини-мульт); основные и вспомогательные шкалы, методы защиты от мотивационных искажений (пять степеней защиты), построение профиля личности, работа с Т-шкалой Маккола, интерпретация, выводы. Возможности использования методики в патапсихологической диагностике и в практике психолога. Тест-опросник 16ЛФ. Структура и интерпретация 16 личностных факторов, правила проведения и подсчета тестовых баллов, конверсионные таблицы, стеновая шкала, построение и интерпретация профиля. Вторичные факторы Кеттелла и «большая пятерка». Возможности компьютерных версий методики.
Литература: 3, 5,,7, 11, 14, 16, 17, 18, 21.
Практическое занятие 7.Раздел 2,тема 7. Знакомство с инструментарием диагностики интеллектуальных способностей. Используемые материалы: тесты и тестовые задания методик: батарейный тест Векслера, Амтхауэра, Вандерлика (КОТ), Айзенка, Кеттелла, прогрессивные матрицы Равена, ШТУР. Состав субшкал и субтестов. Ограничения и области применения. Относительность диагностических норм. Зависимость от уровня развития вербального интеллекта, темперамента. Коэффициент интеллектуальности. Понятие тестового интеллекта. Вербальные и невербальные тесты интеллекта. Литература: 1, 3, 5, 6, 7, 20, 21, 28 Практическое занятие 8. Раздел 2, тема 8. Диагностика креативности Знакомство с методиками диагностики творческих способностей. Методики диагностики креативности Торренса и Гилфорда. Структура тестов, состав субшкал, анализ результатов диагностики, критерии оценки уровня креативности. Области применения данных методик. Литература: 3, 4, 7, 29 Практическое занятие 9. Раздел 2, тема 10. Психодиагностика в профессиональной сфере. Знакомство с диагностическим инструментарием, используемым в профессиографии, профподборе, профотбре, профоиентационной работе со школьниками. Диагностический инструментарий ОДАНИ, ДДО Климова, Голланда, КОС, методики диагностики когнитивных функций, интеллекта, личностные методики 16 ЛФ Кеттелл, Айзенка и др. Подбор диагностического инструментария для диагностики профессионально важных качеств (ПВК), знакомство и освоение основ психодиагностики в профессиональной сфере, кадровой работе. Перечень используемых методов и методик. Литература: 1, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 16, 17, 21.
Практическое занятие 10. Раздел 2, тема 11. Педагогическая психодиагностика Знакомство с диагностическим инструментарием, используемым в практикепсихолога, работающего в системе среднего и высшего образования. Методики диагностики готовности детей к школе, диагностики школьной успешности, методика анализа педагогической ситуации, ШТУР. Работа с методиками определения готовности детей к школе Йерассика, Гудкиной; изучение проблем обучаемости и формирования учебных групп. Профориентация. Контроль усвоения знаний и умений в средней и высшей школе. Социометрические опросы.
Литература: 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 20, 21, 22
Практическое занятие 11. Раздел 2, тема 13. Диагностика в профилактической медицине Знакомство с диагностическим инструментарием, используемым в практике психолога, работающего в клинической медицине. Диагностические методики, используемые в профилактической, соматической и психоневрологической клинике. Диагностика уровня невротизации личности, патоклинические методики. Шкала экспресс-диагностики уровня невротизации (УН), методика Сонди, ММР1, Спилбергера-Ханина, тесты интеллекта, когнитивных функций. Литература: 2,3, 4, 5, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 19, 20
Практическое занятие 12. Раздел 2, тема 15. Компьютерная диагностика Цель занятия:знакомство с компьютерными версиями наиболее распространенных психодиагностических методик. Практическая работа в компьютерном классе с банком диагностичекого инструментария. Преимущества и недостатки компьютерной диагностики. Возможности идеографического подхода в психодиагностике. Автоматизация этапов психодиагностического обследования. Литература:3, 4. 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|