Логопедических занятий с учащимися 1-х классов,
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Пояснительная записка Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы. Можно выделить следующие речевые нарушения:
· фонетический дефект - недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
· фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
· общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по (ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3, (ФФНР)-2 раза в неделю. Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи. Задачи: 1. формировать правильное произношение фонем; 2. учить различать оппозиционные фонемы; 3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи; 4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи; 5. развивать связную речь. Формы работы: 1. Обследование: · фронтальное; · индивидуальное. 2.Диагностика, ИКТ тестирование. 3. Коррекционные занятия: · индивидуальные занятия по постановке звуков; · групповые занятия по темам, указанным в программе. Формы контроля: · анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный); · проверочные работы и диктанты в течение года (в группе); · тестирование; · ИКТ диагностика. Направления работы: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. 2. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. 3. Развитие связной речи. Предполагаемый результат: Ребёнок в ходе реализации данной программы должен: · научиться правильно произносить звуки; · пользоваться этими звуками в речи; · различать оппозиционные фонемы; · овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; · усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи; · овладеть навыками построения связного высказывания. Содержание программы по разделам:
Подготовительный этап: Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению. Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений. I. этап: · коррекция дефектов произношения; · формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. II. этап: · уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса 1) путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; 2) за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; · уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи. III. этап: · совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов; Условия реализации программы: 1) Наличие необходимых условий для занятий. · логопедического кабинета для занятий; · наглядных пособий; · дидактического материала; · учебной литературы; · зеркал; · средств ИКТ. 2) Обеспечение систематических занятий. 3) Последовательное выполнение всех задач. 4) Привлечение родителей к работе с детьми дома. 5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций. Возрастной состав групп: 1 - 4 классы. Программа рассчитана на 2 - 2,5 года в зависимости от сложности группы.
Список использованной литературы: 1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997. 2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999. 3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997. 4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953. 5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961. 6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961. 7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950. 8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983. 9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977. 10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997. 12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969, 13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969. 14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959. 15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003. 16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997. 17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998. 18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. 19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991. 20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996. 21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989. 22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994. 23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.: 24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963. 25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007. 26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ Сфера, Москва, 2005 27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва, ТЦ Сфера,2007 28.Гимнастика мозга. П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. Книга для родителей и педагогов. – Москва, «Восхождение», 1998 29.Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Карла Ханнафорд. – Москва, «Восхождение»
Календарно-тематическое планирование* логопедических занятий с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, ФНР, ФФНР** на 20____ - 20____ учебный год Подготовительный этап***
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|