№
п/п
| Дата
| Тема занятия
| Содержание работы
|
Задачи
| Виды работ,
игры и упражнения
|
|
| Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.
| 1. Развитие общих речевых навыков.
2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием интонационная выразитель-ность.
5. Знакомство с Правилами речи.
| 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п.
2. «В лесу», «Не разбуди Катю».
3. Скороговорки.
4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).
5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (.?!)», «Скажи с разной интонацией».
|
|
| В мире звуков. Звуки окружающего мира.
| 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.
| 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.
2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».
|
|
| Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.
| 1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи.
| 1.«Что звучало?»
2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».
|
|
| Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.
| 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики.
| 1. Работа с зеркалами и логопе-дическими профилями.
2. Артикуляционные упражне-ния.
|
|
| Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.
| 1. Тренировка плавного выдо-ха. Развитие силы и длитель-ности выдоха.
2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота).
4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).
| 1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».
2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».
3. Дыхание с задержкой под счет.
4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».
|
|
| Общая моторика. Речь с движением.
| 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений.
| 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Игры с передвижением под музыку.
2. Игры с мячом.
3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.
4. «Расскажи стихи руками».
|
|
| Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.
| 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений.
| 1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика с предметами.
3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.)
|
|
| Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.
| 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать вербальную память.
| 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?».
2. «Доскажи словечко», «Рифмы».
3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове».
4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».
|
|
| Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.
| 1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
2. Развивать логическое мышление.
| 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п.
2. «Запомни и нарисуй» и т.п.
3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.
|
|
| Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.
| 1. Развивать зрительные, пространственные и временные
представления детей.
2. Развивать зрительно-моторную координацию.
3. Развивать графо-моторные навыки детей.
| 1. Рисование бордюров, узоров.
2. Графические диктанты.
3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив).
4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.
5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.
|
* - Календарно-тематическое планирование составляется для каждой группы на четверть (триместр). При составлении Календарно-тематического планирования необходимо иметь ввиду приблизительное количество логопедических занятий для каждой группы на весь учебный год и, следовательно, корректировать количество часов при изучении отдельных тем в каждой четверти (триместре) в зависимости от усвоения материала детьми и их потребностей. Данные рекомендации распространяются на все этапы логопедической работы.
** - ОНР – общее недоразвитие речи, ФНР – фонематическое недоразвитие речи, ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
№ п/п
| Дата
| Тема занятия
| Примечания
|
Тема I: Предложение (4 часа)
|
| | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
| |
| | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
| |
| | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.
| |
| | Упражнение в выделении предложений из рассказа.
| |
Тема II: Звуки и буквы (1 час)
|
| | Звуки и буквы. Алфавит.
| |
Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 7 часов
Уточнение гласных а, о, у, ы, и (5 часов)
|
| | Гласные звуки и буквы.
| |
| | Согласные звуки и буквы.
| |
| | Уточнение гласного а.
| |
| | Уточнение гласного о.
| |
| | Уточнение гласного у.
| |
| | Уточнение гласного ы.
| |
| | Уточнение гласного и.
| |
Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (13 часов)
|
| | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.
| |
| | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
| |
| | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных.
| |
| | Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.
| |
| | Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа.
| |
Тема VI: Согласные (89 часов)
VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа)
|
| | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.
| |
| | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.
| |
| | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».
| |
| | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».
| |
| | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».
| |
| | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».
| |
| | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».
| |
| | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».
| |
| | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».
| |
| | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю».
| |
| | Дифференциация гласных «о - у».
| |
| | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у».
| |
| | Дифференциация гласных «ё-ю».
| |
| | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю».
| |
| | Дифференциация гласных второго ряда.
| Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д.
|
| | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.
|
| | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.
| |
| | Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.
| |
| | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.
| |
| | Разделительный мягкий знак.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.
| |
| | Проверка знаний и умений по теме«Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.
| Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п.
|
VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов)
|
| | Звуки [б], [б ׳ ], буква «Б».
| |
| | Звуки [п], [п ׳ ], буква «П».
| |
| | Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| |
| | Звуки [в], [в ׳ ], буква «В».
| |
| | Звуки [ф], [ф ׳ ], буква «Ф».
| |
| | Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| |
| | Звуки [г], [г ׳ ], буква «Г».
| |
| | Звуки [к], [к ׳ ], буква «К».
| |
| | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Звуки [х], [х ׳ ], буква «Х».
| |
| | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| |
| | Звуки [д], [д ׳ ], буква «Д».
| |
| | Звуки [т], [т ׳ ], буква «Т».
| |
| | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| |
| | Звук [ж], буква «Ж».
| |
| | Звук [ш], буква «Ш».
| |
| | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| |
| | Звуки [з], [з ׳ ], буква «З».
| |
| | Звуки [с], [с ׳ ], буква «С».
| |
| | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| |
VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (16 часов)
|
| | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Звук [щ], буква «Щ».
| |
| | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Звук [ч], буква Ч.
| |
| | Звук [ц], буква Ц.
| |
| | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| Варианты проверочных работ: диктант, списывание, самостоятельная работа, тестовая работа, работа по карточкам и т.п.
|
VI.4 Различение аффрикат (6 часов)
|
| | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
VI.5 Различение соноров (6 часов)
|
| | Звуки [р], [р ׳ ], буква «Р».
| |
| | Звуки [л], [л ׳ ], буква «Л».
| |
| | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.
| |
| | Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
| |
| | Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях.
| |
| | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
| |
Тема VII. Итоговая проверочная работа (1 час)
|
| | Итоговый диктант.
| |
| | Итого: 115 часов
| Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей.
|
Если работать по полному раскладу, то Подготовительный и Iэтап - это приблизительно полтора года работы (90+35 часов). Следовательно, если начинать работу со второго полугодия первого класса (здесь будет 48 часов), то на продолжение I этапа останется 77 часов (приблизительно с 15 сентября по 18 апреля). С 26 апреля – останется 3 недели до конца учебного года, т.е. 9 занятий (можно добавить в какие-либо темы). Следовательно 1 – 2 класс - это I этап. В 3 классе начинается II этап, что нам и нужно для лучшего понимания детьми тем второго этапа. На II этапе будет 55 часов (приблизительно 18 недель – с сентября по конец февраля). И III этап – будет приблизительно 30 занятий (10 недель до конца учебного года).