Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманизация и гуманитаризация




Содержание

межпредметный урок литература краеведение

Введение

Глава 1. Краеведческие подходы к проблеме использования межпредметных связей на уроках литературы

Гуманизация и гуманитаризация

1.2 Потребность времени

Глава 2. Краеведение в школе

Виды уроков

Формы краеведческой работы в школе

Литературно-краеведческие вечера

Встречи

Глава 3. Практическое применение краеведения на уроках литературы

Урок «Мурманск в творчестве К. Случевского»

Конспект урока на тему «Масловские чтения»

Заключение

Список литературы


Введение

 

Тема данной курсовой работы - «Краеведение на уроках литературы».

В современной школе выделился культурологический подход к образованию. В начавшемся процессе регионализации этот подход становится все более значимым для организации современной системы образования, ибо он способствует «вхождению» школьника в «диалог культур». Краеведение, становясь одним из стержней регионализации образования, неся интегративное начало, помогает формированию целостной картины мира в сознании учеников, что и определяет актуальность нашего исследования.

В.Г. Маранцман считает, что использование краеведческого материала в процессе привлечения межпредметных связей на уроках литературы объясняется необходимостью выработки наглядных представлений у учащихся, особенно в 5-6 классах, важностью создания эмоционального настроя на восприятие литературного произведения, возможностью выработки нового подхода к интерпретации литературного текста как технологии общения с искусством. В последние годы несколько изменился взгляд на школьное краеведение: если долгое время обращение к нему часто носило несколько утилитарный характер, применение его в большей степени происходило во внеурочной системе, то современный литературный курс, построенный на культурологической основе с учетом регионализации, требует иного подхода: выделения в литературном образовании основного краеведческого компонента и регионального (А.Г. Прокофьева).

В наше время можно говорить об особой значимости обращения на уроках литературы к межпредметным связям краеведческого характера, о важности знакомства школьников с художественной культурой родного края, лучшими ее образцами: такое знакомство определяется задачами литературного образования, способствует не только «общению» с подлинниками произведений искусства, формированию интереса к жизни родного края, содействует процессу эстетического воспитания, но и повышает интерес к мировой культуре. Появилась необходимость в связи с культурологическим подходом к изучению литературы в школе выделить в методической науке проблему художественного краеведения (термин «художественное краеведение» нами употребляется и как синоним выражения «смежные виды искусства краеведческого характера»), определить возможные пути его использования на уроках литературы основного и регионального курсов.

Главной целью данной работы является анализ изучения краеведения на уроках литературы в школе.

Для выполнения данной задачи необходимо:

проанализировать краеведческие подходы к проблеме использования межпредметных связей на уроках литературы;

рассмотреть изучение краеведения в школе.

Объект исследования - изучение краеведения в школе. Предмет исследования - использование краеведческих подходов на уроках литературы.

Структура работы такова: введение, две главы, одна из которых состоит из двух частей, другая - из четырех, заключение, список литературы и практическая часть.


Глава 1. Краеведческие подходы к проблеме использования межпредметных связей на уроках литературы

Гуманизация и гуманитаризация

 

В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов).

В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: формировать «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому приоритетами в деятельности школы, и в частности в преподавании литературы, согласно концепции должны стать развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; воспитание гражданской ответственности, духовности - формирование «человека культуры». Так, в статье Н.И. Непомнящей «Целостно-личностный подход к изучению человека» главной задачей воспитания называется развитие целостной гармоничной личности, целостность же создается на основе «высших, духовных, личностных уровней человека». Именно усиление направленности образования на формирование личности рядом ученых-педагогов определяется как гуманизация образования.

Гуманизация образования, как отмечает Г.И. Беленький, имеет своей целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями общественных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как педагогика сотрудничества, в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности. «Продуктивные воплощения духовно-творческой активности субъекта, реально выражающиеся в многообразных формах духовно-практического производства - семиотической, семантической, иконической и др. - постоянно включаются им в духовно-творческую активность и поэтому выполняют роль особого связующего звена в корпусном архитектоническом строении культуры».

С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается, а условия проведения ухудшаются.


Потребность времени

 

Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:

формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);

роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально, специфичность территорий: особые условия жизни, огромные пространства, своеобразные традиции); следовательно - специфика сибирского характера и литературы (особые условия проживания диктуют формирование специфического сибирского характера, который, в свою очередь, находит отражение в сибирской литературе).

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение». Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С. О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...