Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация домашнего задания




Учитель: Вашим домашним заданием было прочитать цикл стихотворений Константина Случевского «Мурманские отголоски». Какое стихотворение открывает его?

Ученики: Открывает цикл стихотворение без названия «Будто в люльке качает». Уже первая строчка передает непосредственное впечатление путешественника, прибывшего к северным берегам. В этом стихотворении впервые в поэзии на мурманском материале поставлена проблема взаимосвязи творческой силы мысли и морской стихии, более широко - противостояния и непростого соотношения человека и природы. Для автора несомненно, что мировые стихии природы первородны, они до человека и вне человека. Север предстает в стихах Случевского как мир древний, холодный и неприступный:

 

Неподвижны очертанья

Здешний скал и островов:

Это летопись страданья

Исковерканных пластов,

Эпопея или драма

Жизни каменных пород!

Небеса и море - рама,

Та же вся из года в год.

 

Учитель: Этот мир кажется неподвижным, он всегда из года в год один и тот же. Нужно помнить, что поэт наблюдал нашу погоду более века назад. Но и у него неподвижность, неприступность - только рама, фон многообразной, пестрой и полнокровной внутренней жизни природы. Цикл стихотворений разворачивается как ряд сменяющих друг друга экзотических картин.

Константин Случевский сравнивает Северную природу с Альпами и с Крымом, с Адриатикой и Геллеспонтом. Это позволяет автору оттенить ее своеобразие, сходство и несходство с другими краями земли. Случевский замечает вечного солнца полуночный лик, груды ребер китов погибших, двухсотлетние пигмеи-сосенки, что едва-едва кустов повыше.

Необходимость адекватно выразить в слове силу и мощь природы обращает поэта к сказочным мотивам. Скалы вдоль залива напоминают ему чудодейные дворцы, волны перед бурей - витязей шеломы, поселения людей - причудливые сказочные города. Понятие сказочности возникает в двух ликах. При описании жизни природы, для воплощения ее энергии, динамизма:

 

Волны - витязей шеломы,

Бури рев - их голоса!

Блещут очи…

Или экзотики, своеобычности:

Здесь, в заливе скалы

В чудодейные дворцы.

Для чего еще служит мотив сказки?

 

Ученики: Однако мотив сказки служит и для выражения потрясенности путешественника, занесенного за тридевять земель и обнаружившего, что и здесь теплится человеческая жизнь. Жизнь людей, как и жизнь природы, ни на что, виденное ранее, не похожа. В этом случае мотив сказочности должен выразить удивление древностью и красотой бытового уклада людей. Стих приобретает этнографический характер, по форме - ритм и интонацию пушкинских сказок. Периодически поморские селения пустеют - мужской народ в море на лето уйдет. И тогда бабы правят города, и чтоб бабам тем помочь, светит солнце день и ночь. Вполне можно увидеть в описании такого уклада жизни необычное, но это только антураж. На самом деле быт поморов традиционен и прост. У мужиков - тяжелый мужской труд, промысел, жизнь в постоянном соседстве со смертью. У баб - ожидание своих кормильцев, мольба за них перед богом. Константин Случевский не может не видеть драматизм повседневной жизни северян:

 

И таков у баб зарок:

Ждать мужчин своих на срок,

Почту по морю возить,

Стряпать, ткать и голосить;

Если в море гул и стон -

Ставить свечи у икон

И заклятьем вещих слов

Укрощать полет ветров.

 

Учитель: таким образом, в цикле стихотворений Константина Случевского преобладает традиционный для русской классической литературы подход к разрешению проблемы человек и природа. Стихотворениям цикла свойственна широта охвата: от поэтической заявки на адекватное природе ее воплощение мощи и красоты в слове - через изображение конкретных картин жизни природы и человека - к философскому обобщению их взаимоотношений, утверждению превосходства природы и ее равнодушия к заботам и нуждам людей. Стихотворениям присущи соединение прозы и поэзии, разговорность интонации, соединенная с романтическими возвышениями стиля, воплощение драматизма повседневной жизни. Так достигается противоречивая гармония мысли и художественного изображения действительности.

Конспект урока на тему «Масловские чтения»

Цель занятия: образовательная - рассказать ученикам о Масловских чтениях. Развивающая - раскрыть ученикам краеведческую работу, показав и назвав некоторые труды мурманских авторов.

Основные методы и приемы: эвристический метод, основной прием - беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с целью научить школьников обобщать, работать с источниками).

Оформление доски: Тема занятия; на правой части доски - портрет Виталия Семеновича Маслова.

Ход урока.

Лекция.

Масловские чтения и педуниверситеты

Учитель: В Мурманске стали уже традиционными Масловские чтения: научно-практическая и литературно-художественная конференция памяти Виталия Семеновича Маслова. Она проходят в областной научной библиотеке в середине декабря. Конференция была задумана Мурманским отделением Союза писателей России при поддержке комитета по культуре и искусству Мурманской области, большую часть организационной и научно-исследовательской работы взял на себя Мурманский государственный педагогический университет.

Очень часто бывает, что великие начинания, благие порывы быстро проходят, улетучиваются, идут по нисходящей. Хочется назвать имена людей, благодаря которым Масловские чтения продолжают свою жизнь: это проректор по научной работе МГПУ Алексей Викторович Воронин, начальник научного отдела университета Павел Викторович Федоров, кандидат педагогических наук профессор кафедры литературы МГПУ Людмила Тимофеевна Пантелеева, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка МГПУ Надежда Георгиевна Благова.

В рамках конференции в областной научной библиотеке проходит День презентаций изданий педагогического университета «Отчизна малая моя». Издания адресованы в первую очередь учителям, преподающим историю края, учителям, прививающим любовь к малой родине своим ребятам.

Особенный интерес вызывает хрестоматия «Литература Кольской земли» для учащихся 5-11 классов в двух томах. Она прекрасно издана, с цветными иллюстрациями. Хрестоматия - результат трудоемкой работы кандидата педагогических наук, профессора, главного знатока литературы края Людмилы Тимофеевны Пантелеевой. Такой книгой можно гордиться.

С сердечностью и теплотой разработана программа «Краеведение земли Кольской» для 2-4 классов общеобразовательных школ Мурманска и учебное пособие для учителей с таким же названием. Его автор и составитель - Виктория Богдановна Литвин - считает, что парадокс культурного пространства Кольского Севера заключается в том, что в сравнительно небольшом географическом регионе сосуществуют несколько культур. Первая - наиболее древняя саамская, сохранившая языческие традиции. Ее истории посвящен раздел пособия - «Саамский погост». Вторая культура - поморская, берущая начало в XII веке, раздел - «Северное лукоморье». В конце издания размещен «Словарь диалектных и других малопонятных слов», где ребята смогут узнать, что нойд у саамов - колдун; койбица - рукавица из шкуры, снятой с оленьих ног; падун - водопад; ушкуйники - промышленники, смелые, отчаянные люди; шнека - рыбацкое однопарусное судно на Мурмане, а шелонник - юго-западный ветер.

Третья составляющая - современная культурная жизнь области, представленная стихами, рассказами, песнями о родном крае.

Нужно заметить, что поэтические тексты Владимира Сорокажердьева, Викдана Синицына. Николая Васильева, Владимира Смирнова, Октябрины Вороновой отобраны составителем с учетом того, что адресуются младшим школьникам.

На Дне презентаций представлены сборники материалов, в частности «День славянской письменности», «Саамская история и культура на занятиях в начальной школе», «Край за Полярным кругом», III Масловские чтения, «Живущие на Севере: вызов экстремальной среде».

Большая часть материалов - это разработки конспектов уроков, экскурсий, внеклассных занятий, апробированные в учебном процессе.

 


Заключение

Таким образом, среди разнообразных видов внеклассной работы по литературе особое место занимает краеведение. У умелого учителя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю. Охарактеризованные выше формы и методы далеко не исчерпывают всего многообразия внеклассной работы по литературе, но цель, которую преследует учитель, используя любой из методов руководства чтением, всегда одна - литературное образование и воспитание учащихся. Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное произведение.

Всего этого можно достигнуть лишь при единстве классных и внеклассных занятий и систематическом руководстве внеклассным чтением учащихся, осуществляемом не только учителем литературы, но учителями других предметов и библиотекарем.

Основные виды внеклассных литературно-краеведческих занятий учащихся средних и старших классов совпадают. Это вечера, встречи, концерты кружки и клубы.

Ученики пятых - восьмых классов выполняют лишь несложные поручения учителя, связанные с литературно-краеведческими разысканиями. Они записывают доступные им образцы народной поэзии, бытующие вблизи от школы, участвуют в переписке и встречах с писателями, обсуждают небольшие по объему художественные произведения писателей-земляков, выступают на литературно-краеведческих вечерах и т. п. Эти занятия носят преимущественно эпизодический характер, состав их участников нередко меняется. Интересы старшеклассников более устойчивы и широки. Под руководством словесника они могут самостоятельно вести простейшую работу краеведческого характера, в клубах и кружках, более сознательно участвовать в анализе литературно-краеведческих фактов. Для старшеклассников, питающих особую склонность к литературе, участие в занятиях краеведением открывает определенные перспективы дальнейшего жизненного пути.

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это существенно для сельских школ и школ «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.


Список литературы

1. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. - М: Просвещение, 1987. - 275 с.

2. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 186 с.

.   Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. - М.: Просвещение, 1970. - 94 с.

.   Зыков Ю.А. Использование краеведческого материала на уроках литературы в адыгейской школе. - В кн.: В помощь учителю. - Майкоп, 1977, с. 52-62.

.   Литературное краеведение в школе / сост. М.Д. Янко. - М.: Просвещение, 1976. - 108 с.

.   Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. - в 2ч. Ч.2. - М.: Просвещение, Владос, 1994. - 319 с.

.   Методика преподавания литературы / под ред. Р.Ф. Брандесов, Т.В Зверс. - М.: Просвещение 1985. - 290 с.

8. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. - Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1994. - 118 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...