Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Пренатальное развитие и новорожденность.




Кафедра Психологии и педагогики

Программа дисциплины

«Психология развития и возрастная психология»

Часть II

 

Автор и составитель программы кандидат психологических наук

Соловова Н.А.

 

 

 

 

Москва 2012


1. Место дисциплины в учебном плане

Специалист и бакалавр:

Длительность дисциплины:90 часов

Количество аудиторных часов: 20 часов

В том числе:

количество лекций – 16 часов

количество семинаров – 4 часа

самостоят. изучение – 70 часов

· «Психология развития и возрастная психология» Часть II читается в 6-м семестре (3-й курс).

· Является обязательной дисциплиной

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» является базовой (обязательной) дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности 030301.65 «Психология», по направлению 030300.62 «Психология», (бакалавриат).

Базовыми для дисциплины «Психология развития и возрастная психология» являются дисциплины: «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Анатомия ЦНС», «Психофизиология», «Философия».

Для успешного освоения дисциплины желательно предусмотреть возможность демонстрации схем, графиков, таблиц и т.п. материалов с помощью современных технических средств обучения, включая компьютерную технику.

 

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;

уметь: прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях;

проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся;

владеть:

критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик;

навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью ее оптимизации;

современными технологиями и методами осуществления образовательного процесса;

приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий

 

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» обеспечивает инструментарий формирования следующих компетенций:

А) общекультурные компетенции (ОК):

способностью и готовностью к:

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

Б) профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способностью и готовностью к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

Педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к:

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни
(ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).


 

2. Аннотация дисциплины

Целью дисциплины – формирование знаний об общих закономерностях развития психики, движущих силах и механизмах развития, становлении отдельных сфер психики в разные возрастные периоды.

Задачи дисциплины.

Курс «Психология развития и возрастная психология» объединяет в себе задачи психологии развития, как общего теоретического курса, и задачи возрастной психологии, изучающей новообразования и симптомы развития в разные возрастные периоды и детской психологии.

В рамках дисциплины рассматриваются вопросы, актуальные для детской психологии, а именно, механизмы и факторы, обеспечивающие вхождение ребенка в мир взрослых, интериоризацию полученных в общении знаний. Данные о динамике становления психики в младенческом и раннем детстве, роли наследственности и среды в процессах функционального развития и научения. Параметры нормального и аномального темпа и направленности развития, общие тенденции психического развития.

В курсе обращено внимание на задачи возрастной психологии, такие как анализ изменений в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на процесс развития психики в течение всей жизни, сравнение закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Рассматриваются причины снижения темпа развития, соотношение критических и литических периодов, выявляются кризисы развития человека.

Полученные в рамках детской и возрастной психологии материалы сопоставляются и анализируются в рамках психологии развития.


3. Тематический план и расчет часов по видам занятий

№ темы Название Трудоемкость в часах
Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары
  Пренатальное развитие и новорожденность          
  Младенчество 12,5   0,5   Бауэр
  Раннее детство (до 3-х лет)          
  Раннее детство (дошкольник 3-6 лет)         Пиаже Выготский Эльконин
  Среднее детство (младший школьник) 10,5   0,5    
  Подросток 10,5   0,5    
  Юношество (старший школьник) 9,5   0,5    
  Особенности развития взрослого человека 8,5   0,5    
  Поздняя взрослость и старость (60 и т.д.) 8,5   0,5    
             

4. Содержание курса

Тема 1. Пренатальное развитие и новорожденность.

Психологические аспекты зачатия и беременности. Тератогены. Стадии пренатального развития, их основная характеристика. Поведение как фактор пренатального развития. Значение пренатальной активности. Непрерывность перехода от пренатальной к постнатальной стадии развития. Психологические аспекты рождения. Кризис новорожденности. Сенсорные способности новорожденных. Комплекс оживления. Критерии окончания стадии новорожденности.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Характеристика кризиса новорожденности по Д.Б. Эльконину

2. Психологические аспекты зачатия.

3. Психология беременности.

4. Психологические аспекты материнства.

Рекомендуемая литература:

Баттерфорт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: «Когито-центр», 2000.

Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2008.

 

Тема 2 Младенчество.

Развитие восприятия в младенчестве. Подходы к генезису зрительного восприятия (Пиаже, Гибсон), современные исследования. Константность восприятия размера и формы, интермодальные взаимодействия (зрение - слух и зрение – осязание), восприятие речи.

Моторное развитие младенца, его общая характеристика. Локомоции, механизм контроля позы, дотягивание и схватывание.

Когнитивное развитие младенца. Стадия сенсомоторного развития по Пиаже, характеристика 6 сенсомоторных субстадий. Экспериментальная проверка теории Пиаже. Причины ошибок поиска.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери. Ситуативно-деловое общение. Влияние депривации, госпитализм Основные психологические новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.

Вопросы к семинару:

1. Психологические особенности младенчества.

2. Адекватность восприятия в младенчестве как основа взаимодействия ребенка с миром.

3. Основные теоретические подходы к развитию в период младенчества.

4. Характеристика автономной речи ребенка.

5. Эмоциональное развитие в младенчестве.

Вопросы для самостоятельной работы:

Конспект книги Т. Бауэра «Психическое развитие младенца» главы 6 «Развитие моторного поведения» и глава 7 «Познавательное развитие» не менее 10 листов рукописного текста.

Рекомендуемая литература:

Баттерфорт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: «Когито-центр», 2000.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М. 1979.

Боулби Дж. Привязанность. М. 2003.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...