Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9 Психология пожилого возраста (60 и т.д.)




Когнитивные, эмоциональные, биологические и личностные особенности пожилого возраста. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте. Кризис пожилого возраста. Типы старения. Приспособление к старости. Социально-психологическая адаптация пожилых людей. Пожилой возраст в концепции Э. Эриксона. Мудрость. Страх смерти.

Вопросы к семинару:

1. Основные теории старения и старости.

2. Адаптивное и неадаптивное старение.

3. Особенности интеллектуального развития в поздние годы. Проблема мудрости.

4. Стратегии преодоления трудностей поздних лет жизни.

5. Старость в концепции Эриксона.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проблема выхода на пенсию в России.

2. Психологическая помощь пожилым людям.

3. Помощь тяжело больным людям.

4. Традиции аосприятия смерти и подготовка к ней человека.

Рекомендуемая литература:

Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М. 2006. С. 251-463.

Баттерфорт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: «Когито-центр», 2000.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб. Питер. 2008

Психология развития: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

5. Формы промежуточного и итогового контроля по дисциплине

Форма промежуточного контроля – конспект, тестирование. Форма итогового контроля в 5-м семестре зачет, в 6-м - экзамен.

Вопросы к тестированию:

Выберите правильный ответ

1. Период пренатального развития включает три стадии, на какой из них устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским?

А) Зародыша; Б) Эмбриона; В ) Плода; Г) В постнатальный период

 

2. Аргументы в пользу непрерывности пре- и постнатального развития на примере мнимости исчезновения шагательных движений были приведены:

А) Э. Телен и соавт.; Б) Л.С. Выготским; В) М. Хофером

 

3. Зрительные способности новорожденных относительно взрослых стандартов:

А) Неадекватны; Б) Снижены; В) Не отличаются

 

4. Э. Де Каспер и В.. Файфер … гипотезу, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно.

А) Опровергли; Б) Не исследовали; В) Подтвердили

 

5. Новорожденные младенцы предпочитают голоса:

А) В женском диапазоне; Б) В мужском диапазоне; В) Предпочтений не выявлено

 

6. Младенцы распознают запах грудного молока матери?

А) Нет; Б) Да, с 6-дневного возраста; В) Да, с 6-месячного возраста

 

7. Важное новообразование новорожденности:

А) «Комплекс оживления»; Б) Беспомощность; В) Формирование рабочей модели привязанности

 

8. Ведущей деятельностью в период младенчества является:

А) Игра; Б) Предметно-манипулятивная деятельность; В) Эмоциональное общение

 

9. Новообразованиями младенчества являются:

А) Ходьба и первые слова; Б) «Комплекс оживления»; В) «Я сам»

 

10. Взгляд на проблему восприятия «осязание обучает зрение» на ранних этапах харатерен для:

А) Бауэра; Б) Гибсона; В) Пиаже

 

11. Гипотеза о том, что дети самого раннего возраста могут воспринимать сложные свойства объектов, такие как константность размера, формы, объем и целостность еще до опыта активных действий с ними:

А) Не подтвердилась; Б) Не исследовалась; В) Подтвердилась

 

12. При исследовании моторного развития младенцев, живших в условиях выраженной депривации, было выявлено, что оно:

А) Затормозилось; Б) Соответствует средней возрастной норме; В) Ускорилось

 

13. По Пиаже младенчество является стадией:

А) Сенсомоторного интеллекта; Б) Дооперационального интеллекта; В) Конкретных операций

 

14. Ошибки поиска спрятанного объекта Пиаже объяснял:

А) Слабостью запоминания; Б) Непониманием постоянства объекта; В) Отставанием моторного развития

15. Улыбка младенца становится истинно социальной и взаимной примерно с:

А) 3-х месяцев; Б) Рождения; В) 9-ти месяцев

 

16. Овладение речью благодаря врожденным, специфическим речевым механизмам характерно для теории:

А) Хомского; Б) Скиннера; В) Выготского; Г) Бруннера; Д) Пиаже

 

17. На процесс овладения речью влияют:

А) Общие когнитивные способности; Б) Специальные лингвистические способности; В) Речевой опыт; Г) Верны А,Б,В; Д) Нет верного ответа

 

18. Точка зрения, что речь изначально эгоцентрична и социализируется в процессе когнитивного развития принадлежит:

А) Выготскому; Б) Пиаже; В) Скиннеру

 

19. С точки зрения Пиаже, неспособность различать свою и чужую точки зрения – это:

А) Эгоцентризм; Б) Анимизм; В) Центрация

 

20. Для речевого развития слепых детей характерно:

А) Первые слова появляются позже; Б) Слова используются в жестком контексте; В) Нарастание словарного запаса постепенное; Г) Нет различий со зрячими; Д) Верны А,Б,В

 

21. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и новообразование тенденция к самостоятельности характерны для кризиса:

А) 3-х лет; Б) 1-го года; В) Подросткового возраста

 

22. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является:

А) Игра с предметами; Б) Сюжетно-ролевая игра; В) Развлечение

 

23. Маргарет Дональдсон в своей работе «Мыслительная деятельность детей»

А) Критиковала теорию Пиаже; Б) Приводила факты в поддержку теории стадий развития Пиаже; В) Соотносила интеллектуальное развитие детей и их рисунки

 

24. С точки зрения Выготского, основным признаком перехода от раннего детства к среднему детству является:

А) Использование логических правил в решении задач; Б) Речевую регуляцию поведения; В) Смена молочных зубов на постоянные

 

25. По Пиаже, период младшего школьного возраста соответствует стадии:

А) Дооперационального мышления; Б) Конкретных операций; В) Формальных операций

 

26. Понимание позиционных взаимосвязей в пространстве и времени в концепции Пиаже:

А) Классификация; Б) Сериация; В) Центрация

 

27. Примером задач на транзитивные умозаключения является:

А) «Три горы» Пиаже и Инельдер; Б) Соотнесение длины двух брусков с использованием третьего; В) Изменение/ сохранение объема при переливании жидкости из высокого и узкого стакана в широкий и низкий

 

28. Новообразования дошкольного возраста в концепции Д.Б. Эльконина являются:

А) Личное сознание; Б) Произвольное поведение; В) Верны А, Б; Г) Соподчинение мотивов; Д) Основы мировоззрения; Е) Верны Г, Д; Ж) Верны А, Б, Г, Д

29. Одним из симптомов кризиса 7 лет является:

А) «Я сам»; Б) Социальное сознание; В) Потеря непосредственности

 

30. Шесть стадий морального развития, охватывающих три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный были предложены:

А) Данн; Б) Колбергом; В) Дасеном

 

31. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

А) Общение со сверстниками; Б) Учеба; В) Развлечения

 

32. Представление о подростковом возрасте на основании понятия пубертатности (психической и физической с негативной и позитивной фазами) имеет место в концепции:

А) Пиаже; Б) Ш. Бюлер; В) Э. Шпрангер

 

33. Выготский и Пиаже обращали особое внимание на …… в подростковом возрасте:

А) Общение со взрослыми; Б) Половое созревание; В) Овладение процессом образования понятий

 

34. В концепции Д.Б. Эльконина, центральным новообразованием подросткового возраста является:

А) Чувство взрослости; Б) Выбор профессии; В) Обращенность в будущее

 

35. Мышление посредством формальных операций (по Пиаже):

А) Системный способ организации мышления; Б) Не позволяет решать задачи в вербальной или гипотетической плоскости; В) Позволяет оперировать только одной переменной; Г) Все ответы неверны

 

36. Критика теории Пиаже (выделение стадии формальных операций) связана с:

А) Отсутствием критериев выделения стадии; Б) Отсутствие универсальности; В) Выделение стадии формальных операций не вызывало критики

 

37. Кризис середины жизни по Э.Эриксону связан с:

А) Рефлексией, анализом прошлого и оценками возможностей в будущем; Б) Формированием эго-идентичности либо ролевого смешения; В) Формированием Я-концепции

 

38. Основной задачей старости по Э. Эриксону является:

А) Интеграция; Б) Творчество; В) Интимность

6. Вопросы к экзамену

1. Психологические аспекты зачатия и беременности. Тератогены. Психология материнства.

2. Пренатальное развитие. Стадии пренатального развития. Поведение плода. Непрерывность пре- и постнатального развития.

3. Период новорожденности. Особенности сенсорного развития новорожденного. Кризис новорожденности.

4. Когнитивное развитие в младенчестве. Теория Пиаже. Современные взгляды.

5. Психомоторное развитие младенца.

6. Характеристика младенчества: основные новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность. Кризис 1-го года.

7. Развитие привязанности в младенчестве.

8. Раннее детство. Стадия дооперационального мышления Пиаже, ее современная критика.

9. Развитие восприятия в младенчестве. Теории Пиаже и Гибсона.

10. Мышление и речь в теориях Выготского и Пиаже.

11. Развитие речи. Теории речевого развития.

12. Характеристика раннего возраста (1-3 лет): ведущая деятельность, противоречия возраста, основные новообразования. Кризис 3-х лет.

13. Характеристика дошкольного возраста (3-6 лет): ведущая деятельность, основные новообразования, социальная ситуация развития. Кризис 7 лет.

14. Развитие речи при сенсорных аномалиях.

15. Теории игры Пиаже, Выготского, Эльконина.

16. Символизм в изобразительной деятельности: от каракулей к графическим символам. Теория развития рисования Люке.

17. Общая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования.

18. Стадия конкретных операций Пиаже. Сериация, классификация, счет, транзитивные умозаключения.

19. Психологическая готовность к школе.

20. Влияние школьного обучения на психическое развитие. Обучение письму, чтению счету. Нарушения формирования навыков письма и чтения.

21. Моральное развитие ребенка. Теория Колберга и ее критика. Развитие нравственности.

22. Критерии выделения подросткового возраста. Биологическое, половое и социальное созревание. Социально-историческая обусловленность протекания подросткового возраста.

23. Подросток в теориях Фрейда, Выготского, Эриксона.

24. Социальная ситуация развития, основные новообразования, ведущая деятельность в подростковом возрасте.

25. Психологические особенности подросткового возраста. Подростковый кризис.

26. Девиантное поведение в подростковом возрасте.

27. Подростковый возраст в концепции Пиаже. Стадия формальных операций. Критика теории Пиаже.

28. Социально-психологическая работа с «трудными» подростками.

29. Психологическая характеристика старшего школьника. Социальная ситуация развития. Основные новообразования. Ведущая деятельность. Кризис 17 лет.

30. Особенности общения, эмоционального развития в юношеском возрасте.

31. Профориентационная работа психолога.

32. Теории развития взрослого человека. Определение понятия «взрослость».

33. Кризисы взрослого возраста.

34. Личностное и когнитивное развитие во взрослом возрасте.

35. Когнитивные, эмоциональные, биологические и личностные особенности пожилого возраста.

36. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте. Кризис пожилого возраста.

37. Пожилой возраст в концепции Э. Эриксона. Типы старения. Адаптация к старости.

38. Культурные традиции отношения к смерти и подготовка к ней. Работа с тяжело больными людьми. Психологическая помощь пожилым людям.

7. Тематика рефератов

Не планируется.

8. Рекомендуемая литература

Дана после каждой темы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...