Особенности курса «Русский язык» в 1 классе ( 2 ч.)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Структура и содержание учебно-методического комплекта по изучению русского языка в 1 классе. Методика работы по курсу с детьми разного уровня подготовленности. Формы и методы работы, направленные на: - эмоционально-нравственное развитие, воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры; - речевое развитие (чтение, письмо, говорение, слушание); - интеллектуальное развитие. Условия, обеспечивающие усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики. Способы обогащения словарного запаса учащихся. Письменные работы по русскому языку (характеристика разных видов письменных работ и влияние каждого из вида работ на развитие младших школьников). Примерные контрольные работы по русскому языку (варианты диктантов, варианты списывания печатного текста). Современный урок (организационные, методические и дидактические требования к уроку по курсу «Русский язык» в УМК «Планета знаний»). 2.3.2. Реализация культурологического и коммуникативного подходов в построении курса русского языка во 2 — 4 классах (12 ч.) Об особенностях курса русского языка во 2—4 классе. Коммуникативный подход, при котором интегрируются языковые и речевые умения, устанавливается взаимообусловленность изучения грамматических сведений о языке как базового ресурса и освоения форм выражения смысла с параллельным включением изученных средств языка в речевые формулы для выражения своих мыслей и чувств. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения языку является использования текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, овладевают навыками порождения текста. Опора на текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи. Реализация деятельностного подхода помогает связать в единое целое языковое и речевое содержание курса. Организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Формирование мотива изучения языка как в целом, так и отдельных тем курса. С этой целью вводится специальный программный материал, а также создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника на уроках. Специальные задания мотивационного характера к учебному языковому материалу. Реализация деятельностного подхода в курсе приобретает характер коммуникативно-деятельностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учителя. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебного материала: выделении общих речевых тем и системы ситуативных упражнений (их называют коммуникативными). Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.
Принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать СЛОВО и его «работу» в предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности. Системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики — с осмысления номинативной функции слова — называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить, спросить, посоветовать, пригласить и т.п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сначала акцент делается на роли их главных структурных частей (в слове — корня, в словосочетании — главного слова, в предложении — главных членов, в тексте — главной смысловой части, главной мысли), затем — на роли частей, имеющих значения «второй ступени» (приставки, суффикса, окончания — в слове, зависимых слов — в словосочетании, второстепенных членов предложения, композиционных частей текста). Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал: 1) для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных; 2) для наблюдения над ролью изобразительноо-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.) Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей. В содержании коммуникативно направленного курса русского языка явственно проступает воспитательный потенциал предмета: дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточением духовного богатства народа, создающего языка.
В соответствии с основными линиями содержания строится программа курса, обеспечивающая реализацию требований ФГОС.
Характеристика курса математики в системе УМК «Планета знаний». Индивидуализация обучения математике (10 ч.) Три направления ценностных ориентиров обучения математике: познавательное значение, воспитательное значение, практическое значение. Цель курса — дать достаточно богатый, разносторонний и доступный материал по всем этим направлениям, сохраняя значимость и содержательность каждого из них, обеспечить условия для реализации требований ФГОС О деятельностном подходе при обучении математике и его реализации через систему учебных заданий. О познавательных стилях изучения математики. Стиль как средство индивидуализации обучения. Классификация учебных заданий по преобладающему у учащегося познавательному стилю. Цели обучения математики и три группы задач, направленные на их достижение (учебные, развивающие, общеучебные). Концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения. Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем). Принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Пропедевтика как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Использование опережающего обучения способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения.
Принцип вариативности предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Учет реальных условий деятельности учителя и предоставление ему необходимого материала для работы с детьми разного уровня подготовленности и темпа развития. Параметры обеспечения индивидуального подхода: 1. Различия в исходном уровне подготовки. 2. Склонность к определенному познавательному стилю. 3. Психологические особенности ученика. Развитие основных содержательных линий в курсе математики 1—4: нумерация, величины, освоение вычислительных навыков, значение выражений, решение текстовых задач, решение уровнений, геометрический материал. Особенности курса «Окружающий мир» в системе УМК «Планета знаний» (6 ч.) Цель курса – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса: (систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др); социализация ребенка; развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда человека. Принципы построения курса (целостности, развития, гуманитаризации, культуросообразности, спиралевидности, вариативности и др.) Характеристика методов ознакомления младших школьников с окружающим миром (наблюдение, опыты, экспериментирование, игры, беседа). Применение разнообразных методов обучения и их сочетаний. Система заданий: на развитие внимания; на развитие мышления; на развитие восприятия; на развитие произвольной памяти; на развитие творческих способностей; на развитие нестандартного мышления; на информационную грамотность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|