Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструментальный театр Йозефа Гайдна: пространство метаморфоз




 

Век париков и камзолов давно ушел в прошлое, а его славный современник все еще жив в наших сердцах - великий хранитель тайн внутреннего ядра жизни музыкального искусства, более того, самой тайны Жизни. Гармонизующие качества музыки Й. Гайдна, наделенность особой метафизической силой делают ее на протяжении нескольких веков, в том числе и в нашем веке космических и компьютерных технологий, фокусом здорового и жизнерадостного миросозерцания. Творчество композитора являет собой уникальный художественный мир, где Й. Гайдн чувствует себя демиургом, активно вступающим в диалог с мировым разумом. Одним из важных следствий обостренного восприятия ведущих тенденций своего времени становится гайдновская способность моделирования эпохальных процессов, связанных с театральными установками - фабульностью, сюжетностью, персонажной образностью. То есть в русле драмоцентристских устремлений искусства ХVIII-го века инструментальное наследие Й. Гайдна выделяется особыми игровыми качествами. Уловить специфику этих качеств - значит понять логику музыкального мышления композитора, оригинальность и неповторимость его творческого кредо.

Возникновению театральных ассоциаций способствуют широкий диапазон и переменчивость исполнительских функций участников ансамбля, динамичная тембральная палитра и пространственная расстановка голосов в общем звучании партитуры. Как известно, отчетливо выраженные художественные ассоциации чаще всего порождают сочинения с ярко выявленной игровой логикой - логикой соперничества различных инструментов в музыкальной ткани. Подчиненное игровой логике, оно всегда складывается как динамичное поведение неких "персонажей" - голосов, мотивов, фраз в их отношениях друг к другу. Так, явно выраженной театральной природой музыкальной образности отличается камерно инструментальная музыка Й. Гайдна. Проявление игровых качеств в музыке композитора во многом предопределяется особой спецификой, связанной с отражением в его творчестве принципов комедии dell’arte. Театральность мышления Й. Гайдна проявляется в особенностях его музыкальной образности: феерическая смена тем подобна хороводу красочных масок, в котором угадывается жест и мимика героев. Виртуозное владение приемами стремительного развития музыкальной мысли, калейдоскопическое, остродинамичное развертывание музыкальных тем, каскады неожиданностей гармонического и ритмического порядка, игра регистров, богатство тональных красок, резкие контрасты динамики - все это служит рельефной лепке образов.

Действительно атмосфера гайдновской музыки сродни атмосфере карнавального веселья, а обилие театральных творческих идей и идей, связанных с жизненными реалиями, большое число масок, умноженное их многочисленными трансформациями, комических трюков и буффонад, озорной дух столкновений и коллизий, несмотря на увеличивающуюся временную дистанцию между эпохой, в которой жил музыкант и современностью, вызывают взрывной интерес.

Гайдн в музыкальной школе

 

Гайдн писал музыку во всех жанрах и формах (инструментальных и вокальных). Однако в области инструментальной (симфонической и камерной) музыки историческое и художественное значение творчества Гайдна значительно больше, нежели во всех прочих областях музыкального искусства (за исключением двух последних ораторий "Сотворение мира" и "Времена года"). Как выдающийся представитель венской классической школы, Гайдн органически претворил в своем творчестве австрийский музыкальный фольклор во всей его полноте и многообразии, в сочетании разнонациональных элементов - южнонемецких, славянских (в особенности хорватских), венгерских. В своих произведениях Гайдн использовал подлинные народные мелодии, существенно их видоизменяя, а также создавал и собственные мелодии в духе и характере народных песен.

Наиболее характерными для его музыкальных произведений являются образы австрийского крестьянства и жизнь деревни в разных ее проявлениях. Но крестьянская жизнь в музыке Гайдна дана несколько идиллически: не тяжелый подневольный труд, а картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, красивая природа составляют ее содержание.

В инструментальной музыке Гайдна (сольной, камерной и симфонической) полное и совершенное воплощение получил сонатно-симфонический цикл. Все части произведения, соединяясь в стройную художественную концепцию, выражают разные стороны жизни. Обычно первая часть (сонатное аллегро) наиболее драматична, импульсивна; вторая часть (медленная) - это сфера лирических переживаний, спокойного раздумья; третья часть (менуэт) переносит в танцевальную атмосферу, четвертая часть (финал) заключает в себе жанрово-бытовое начало.

Таким образом, каждая часть имеет свою основную ведущую драматургическую функцию и участвует в постепенном развертывании - раскрытии идеи всего произведения.

Клавирная музыка Гайдна (сонаты, рондо, вариации) - важная по своему значению часть его огромного творческого наследия. Среди клавирных произведений Гайдна имеются истинные шедевры, сохраняющие интерес и по сей день и входящие в концертный и педагогический репертуар. В ранних клавирных сонатах весьма заметно влияние сонат Ф.Э. Баха, которыми Гайдн увлекался в молодые годы. Эти влияния сказываются в типе мелодики, в обилии мелизматики, характерной для так называемого "галантного" стиля.

Интерпретация и исполнение музыкального произведения в стиле, адекватном авторскому замыслу, всегда были в центре внимания музыкантов. Общепризнанно, что бережное, осмысленное отношение к авторскому тексту и поиски на его основе убедительных и стилистически грамотных трактовок - главная задача исполнителя.


1.5 "Текст в тексте" клавирной сонаты Гайдна

 

"Лёгкая соната" Гайдна (пример № 1) - репертуарное произведете фортепианного класса ДМШ - по своему содержанию является не столько фортепианным, сколько оркестровым. Его лексикография указывает на признаки присутствия в тексте образов духовых инструментов.

 

Пример № 1

Гайдн. Лёгкая соната

 

В тексте этой пьесы представлены все виды роговых сигналов: трезвучный сигнал ( такты 1,3,4,7,8 нижней строки); золотой ход валторн (такты 1-2 верхней строки); сигнал выдержанного тона (такты 2-3).

Для правильной артикуляции и фразировки следует разбить текст на составляющие его валторновые реплики и обозначить границы разных видов роговых сигналов смысловыми лигами. В восьми тактах фрагмента лищь такты 5 и 6 нижней строки не выполняют семантической роли, являясь аккомпанементом (сравним их с ролью служебных слов в грамматике словесной речи). Остальные детали текста наполнены смыслом: это отдельные реплики солирующих валторн. Здесь важно иметь ввиду, что их границы не тождественны грамматической и синтаксической организации текста и они не совпадают с тактовой чертой. Иными словами, семантика и грамматика текста структурно автономны. Для чтения нотного текста наиболее актуальна грамматика (расположение звуков и длительностей согласно правилам и законам музыкального языка); для чтения музыкального текста требуется найти границы смысловых структур, связи знаков с музыкальными образами.

Так, главными героями рассматриваемого отрывка являются Музыканты, играющие на валторнах и подражающие звучанию лесного рога. В представленном сюжете участвуют 4 "валторны", и клавирный текст таким образом становится полиструктурным: он включает в себя признаки партитуры - неклавирного, quasi-оркестрового произведения.

Разработайте вместе с учеником исполнительский сценарий, разметив лигами смысловые границы реплик валторн.

Распределите роли: партии 1-й и 2-й валторн (верхняя строка) сыграет ученик; партии 3-й и 4-й валторн (нижняя строка), а также аккомпанирующие аккорды, - учитель. Партия каждой валторны исполняется отдельными руками, чтобы подчеркнуть сольные реплики валторн и сосредоточиться на задаче артикуляции - имитации тембра духовых инструментов.

Ансамблевая форма служит воплощением ролевой игры в воображаемый "квартет валторн". Она помогает приобрести навык тембровой имитации оркестровых инструментов на фортепиано и включить всегда актуальный постулат Рубинштейна "Рояль-оркестр!" в творческую практику живого педагогического процесса.

1.6 "Театральные диалоги" клавирной сонаты №7 ре мажор

 

В России совсем не знают Гайдна как театрального композитора Между тем он написал большое количество опер, и ему не чужды театральные эффекты, комические герои, которые также представлены во множестве клавирных пьес и сонат, в том числе в известной репертуарной Сонате Ре мажор. Рассмотрим ее с точки зрения музыкального содержания.

Ситуациям игры ближе всего природа карнавала. В контексте салонной культуры - это маскарад, главными героями которого являются маски.

 


Пример № 2

Гайдн. Соната Ре мажор

 

Маскарад - это увлекательные загадки, интриги, удивительные превращения. Музыкальная лексикография создаёт повод к расшифровке содержания сонаты как придворного маскарада с участием масок, мелькающих в калейдоскопе праздничной суеты. Не случайно текст сонаты разбит на мелкие мотивы, смешно раскрашенные мелизмами (такты 1-2; 5-6) и представленные в диалоге.

Праздник требовал перевоплощений по принципу наоборот: возвышенное оборачивалось низменным, красивое - уродливым; король превращался в горбуна, а нищий становился принцем. Забавными синкопами композитор передаёт театральные "кривлянья" (такт 3 и такт 6), переводящие в плавные и галантные танцевальные реверансы (такт 4 и такт 7). Последние - уже не маски, а место действия участников в маскараде. Они обозначают границу двух пространств: игрового, воплощённого участниками действия, и реального - места их присутствия в аристократическом салоне.

Задача исполнителя - донести до слушателя всё богатство содержания художественного мира, который сосредоточен в мелких интонационных структурах, то есть в деталях текста.

Для воплощения авторской идеи движения масок в маскараде необходимо подчеркнуть артикуляцией границу двух смысловых пространств: игрового и реального.

Вначале репетируем эпизоды реального мира: в тактах 4 и 8 пластическая природа интонаций указывает на ситуацию придворного этикета - галантные церемонии и приветственные поклоны.

Обратим особое внимание на смысловые структуры игрового пространства: маскарадного мира. Разобьем текст на мотивы-реплики масок с их различными характерами и действиями: маски "поддразнивают друг друга", "кокетничают", "кривляются" - всё это конкретные действия, выписанные композитором в тексте детально.

Главное правило: масок должно быть много, они общаются друг с другом, и они должны быть разными. Появление каждой слушатель воспримет только благодаря исполнительским цезурам и правильной артикуляции, которая должна соответствовать "выражению лица" маски.

Описанные выше принципы работы с текстом направлены на изучение интонационной лексики и стилистики, содержания музыки Гайдна. Понимание к смысловой значимости деталей текста, обеспеченное простыми заданиями и увлекательной игрой в различных формах, способствуют воспитанию "мыслящего слуха" и креативного отношения к тексту замечательного композитора, чья музыка благодаря своей мудрости и доброте остаётся понятной, всегда востребованной и любимой слушателем.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...