Вторая половина века, перспективная
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Окружающие события Вторая половина 19 века началась в России так же, как и три предшествующие половины, - войнами и реформами. Правда, война была всего одна - очередная с Османской империей. Она началась в 1853 году, но не замкнулась на русско-турецких проблемах, а плавно переросла в 1854 году в войну России с коалицией Турции, Англии и Франции. Европа терпела российского жандарма с 1813 года, но после революций 1848 года перестала терпеть. То, что в нашей истории называют Крымской войной, было общероссийской войной. Английский флот подошел к Кронштадту. Английская эскадра штурмовала Петропавловск-Камчатский. Обширный Дальний Восток оказался незащищенным. Пал Севастополь. Даже царь Николай умер. Впервые за полтора века Россия потерпела серьезное поражение с серьезными последствиями. Она потеряла роль гегемона в Европе. Ей по мирному договору даже запретили иметь флот на Черном море. Это означало, что Российская империя перешла точку наивысшего развития и кривая развития пошла вниз. Этого даже сейчас, через полтора века, не понимают наши патриотические грамотеи. Российским правителям пришлось менять всё - и внутри государства и снаружи. Перемены внутри России начались 19 февраля 1861 года - подписанием Александром 2 Манифеста об освобождении крестьян. Новый император сделал то, о чем Петр Великий и не задумывался, но сделал дело наполовину: освободил крестьян без земли, которую они должны были выкупать у помещиков. Если бы он отдал землю крестьянам без выкупа, не возникло бы народничество, народники не убили бы царя-освободителя, возможно, не было бы первой русской революции с отменой выкупных платежей и реформой Столыпина.
На Русском Севере великая реформа была не очень великой. Причина в том, что в год реформы помещичьи крестьяне составляли в Олонецкой губернии 4,5%, в Вятской 2,5%, в Архангельской - 20 человек. На Важинке помещичьих крестьян не было вовсе, не было и крестьянских драм и предпосылок для будущей революции. Российские наружные перемены обозначились в смене внешней экспансии, которая никуда не делась. Прежде всего царское правительство поняло уязвимость дальневосточных земель. Оно поняло это еще до начала позорной Крымской войны, отправив адмирала Путятина вести мирные переговоры с Японией о границах. Это случилось в феврале 1853 года. У Путятина была инструкция добиваться границы на Курилах между островами Уруп (где было поселение Российско-американской компании) и Итуруп (где не было российских поселений). Это та самая граница, на которой настаивает современная Япония. Но по договору 1855 года Россия и Япония согласились о совместном использовании всех Курильских островов и Сахалина. Позднее, по договору 1875 года России отойдет Сахалин, а Японии Курилы до Камчатки. Российско-японская распря началась. На севере Дальнего Востока проблему безопасности решили совсем просто: в 1867 году продали Аляску и Алеутские острова Соединенным Штатам Америки, да еще и взятку дали сенаторам. Российско-Американская компания была ликвидирована, в Россию уплыло 800 человек, которые до этого и удерживали Аляску. Ругать за это решение Александра 2 через полтора века очень смело, но не умно. Еще такая деталь. У России после поражения в Крымской войне не осталось союзников в Европе. Зато с САСШ (США по-современному) сложились очень дружелюбные отношения. Там было отменено рабство - и в том же году, когда в России было отменено крепостничество. Страна вышла из тяжелой пятилетней Гражданской войны, как Россия из Крымской. В общем Россия продала Аляску дружественной стране.
А имперская российская экпансия, говоря высоким слогом, сменила вектор, который повернул в Среднюю Азию. Началось ее завоевание. За 8 лет к России были присоединены: Кокандское ханство (1865), Бухарский эмират (1868), Хивинское ханство (1873). Потом более века вся империя пыталась перевоспитать местные народы в европейцев - не получилось. А еще раньше, в 1859 году на Кавказе был взят в плен Шамиль и Чечня и Дагестан наконец-то присоединены к России. Без них было никак нельзя. Затем Россия вновь ввязалась в войну с Турцией. Два года (1877-1878) освобождали братьев-славян от турок. В 1881 году прогрессивного Александра 2 убили, его сменил реакционер Александр 3, который царствовал 10 лет и при котором не было ни одной войны, зато началось строительство в 1891 году Транссибирской магистрали и был основан в 1893 году Новосибирск. В 1894 году нелюбимый передовой общественностью Александр 3 умрет, на престол взойдет его сын Николай 2, и при нем Россия получит две войны - японскую и германскую - и три революции.
х х х
А в Европе, на континенте главенство переходит к Германии, которая победила Францию в войне 1870-1871 годов. Германия объединяется. Железный канцлер Бисмарк выводит ее в число великих держав. Италия занимает Рим и лишает Папу Римского светской власти. Европа меняется. Появляются зачатки Тройственного союза и Антанты. В скандинавских странах в 1860-1870-х годах происходил аграрный переворот, Скандинавия стала зоной аграрного перенаселения, крестьяне переселялись в города. Доля горожан во вторую половину 19 века увеличилась в Дании с 20 до 39%, в Норвегии с 18 до 28%, в Швеции с 10 до 21%. Население в целом тоже выросло: в Швеции с 3,5 до 5 миллионов человек, в Дании с 1,5 до 2,5, в Норвегии с 1,5 до 2 миллионов с четвертью. Всё это привело к массовой эмиграции скандинавов в Северную Америку. В конце 19 - начале 20 века из Дании уехало 350 тысяч человек, из Швеции 1 миллион 400 тысяч. А в 1880-е годы скандинавские страны к тому же затронула аграрная депрессия, что еще более увеличило отток населения за границу. Рос пролетариат, возникали социал-демократические партии: в Дании в 1876 году, в Норвегии в 1887-м, в Швеции в 1889 году. Социал-демократы появились в скандинавских парламентах: в датском в 1884 году, в шведском в 1897-м, в норвежском в 1903-м. Профсоюзы в скандинавских станах образовались позднее социал-демократических партий - в 1898-1899 годах.
В начале 20 века среди скандинавских стран первой по уровню промышленного развития была Швеция, а по темпам - Норвегия. В 1905 году Норвегия расторгла унию со Швецией и стала третьей независимой скандинавской страной и тоже королевством. Во время первой мировой войны все три страны держали нейтралитет. И кто оказался умнее - большие страны или малые? Финляндия в 19 веке аграрного перенаселения не знала: только в этом веке финны приступили к колонизации северных районов страны, оттесняя саамов дальше на север. Потом и до Лапландии добрались. У финнов пробуждается национальное самосознание. Профессор Хельсинкского университета Элиас Лёнрот в путешествиях по Восточной Финляндии и Карелии записал множество рун у народных песнопевцев и издал их в 1835 году под названием "Калевала". Первые публикации русских былин появятся только через четверть века. Во второй половине века окончательно консолидируется финская нация, а в 1863 году финский язык признается вторым официальным языком Финляндии - наряду со шведским. В 1895 году произошло маленькое, незаметное событие. Даже не событие, а идея. Финские националистические круги приступили к разработке программы действий в отношении Восточной Карелии. Программа предусматривала "воссоединение" с Финляндией Олонецкой и Беломорской Карелии, то есть Южной и Северной Карелии. Слово "воссоединение" напоминает присоединение к России Левобережной Украины в 1654 году. Олонецкая жизнь Цивилизация охватывает Россию и подступает к Олонецкой губернии. В Южной Карелии распространяются телеги и пилы. Бани обзаводятся предбанниками, хотя топятся, как и раньше, по-черному. Но печи в домах кладут уже с дымоходами. В крестьянских избах появляется фабричная посуда, но пока что для гостей. В последней четверти века зажиточные крестьяне начинают обзаводиться керосиновыми лампами. И - чудо! - получает распространение настоящий чай. Он пока дорогой. А за чаем приходят самовары.
Деревенских парней больше не забривают в армию на 25 лет. В 1874 году принят закон о всеобщей воинской повинности. Теперь солдаты служат 7 лет. Олонецкая губерния остается глухоманью, в которой сохраняется то, что давно исчезло из жизни центральных губерний. Здесь в Заонежье народные певцы поют былины, как карелы поют руны немного западнее. Русские фольклористы начинают записывать былины. Сперва их записывают вместе с народными песнями. Петр Киреевский в 1860-1874 годах собрал их столько, что при издании получилось 10 томов. Но собирал он материал южнее. А Павел Рыбников собирал песни и былины в 1861-1867 годах уже в Олонецкой губернии. И наконец Александр Гильфердинг собрал и издал "Онежские былины, записанные летом 1871 года". В его сборнике 318 былинных текстов. Русские фольклористы догнали Лёнрота через 25 лет. Вместе с былинами и деревенский уклад на Севере сохраняется неизменным, потому что зависимость крестьянина от природы сильнее паровозов и пароходов. С середины века в Европе начинается новая эпоха потепления. Увеличилось число мягких зим, дождливых лет стало меньше, потеплело в Арктике, сократились морские льды. И хотя на перешейке люди не умирали от голода, но от пожаров страдали по-прежнему. В 1876 году горели леса в Новгородской, Тверской, Петербургской, Олонецкой губерниях и даже в Сибири. В 1880 году пожар случился в Ладоге - всё деревянное сгорело дотла. В 1881-1882 годах опять горят леса по всей Европейской России, в том числе и на Севере. На Мезени леса горели всё лето 1881 года, под Лугой - всё лето 1882 года. Поразительный факт из устойчивости деревенского уклада: соотношение высеваемых в Присвирье культур за 500 лет почти не изменилось. В конце 15 века 45% засеваемых площадей занимала рожь и 55% овес. В конце 19 века доля ржи по-прежнему составляла 45%, а доля овса сократилапсь до 40%, его потеснил ячмень - 15%. Очень медленно увеличивались пахотные угодья. В начале 20 века они составляли от всей земли 10,6% в Новгородском уезде, 5,5% в Тихвинском уезде, 4-5% в Олонецкой губернии, 3,4% в Вологодской губернии, 0,2% в Архангельском уезде и 0,1% в Пинежском уезде. В Согиницах в начале 20 века сеяли озимую рожь (ее называли просто рожь), овес, жито (ячмень), горох (с серой кожурой, а не с белой, как сейчас), лён, репу. Сажали картошку. Коноплю не выращивали, пшеницу тоже - Север, однако. Сеяли в поле и в лесу - в палах. Палы устраивали так. Весной по насту вырубали участок леса, валили деревья в одну сторону. В июле поваленный подсохший лес поджигали. Следили. чтобы растущий лес не загорелся: ходили с лопатами по краю пала, засыпали крадущийся к живым деревьям огонь. Все срубленные деревья сразу не сгорали. Их сгребали в кучи и снова зажигали.
На выжженном участке сеяли осенью рожь или в начале следующего лета репу. Репу сеяли вообще только в лесу, в открытых полях она плохо росла. Сеяли ее 30 июня, а собирали в конце августа. На другой год на этом участке сеяли зерно. На палу сеяли три года, потом пал шел под сенокос или его просто бросали и устраивали другой пал. Тяжелейшая была работа. Последние палы устраивали уже после войны - в 1946, 1947 годах. Сроки посева согинские крестьяне считали от праздника святого Ильи - по-современному 2 августа. Сеяли в 9-ю неделю до Ильи, то есть с 24 по 31 мая. это был оптимальный срок посева ячменя и картофеля: раньше или позже сажать было нельзя, ибо в 10-ю и 8-ю недели до Ильи бывали заморозки. Начало 9 недели до Ильи почти совпадало с праздником святого Николы - 22 мая. Поэтому при посеве ориентировались и по Николе: сажали на второй день после Николы. Тоже важный ориентир - церковь-то в Согиницах Никольская.
Если не успевали с посевной в 9-ю неделю, то, пропустив 8-ю, когда были возможны заморозки, сеяли в 7-ю неделю. И ячмень, и картофель успевали вызреть и вырасти. Вообще праздник святого Ильи для крестьян был хорошей точкой отсчета. Надо еще вспомнить, что раньше, до Петра, год в России начинался осенью, 1 сентября. И это было удобно и естественно для человека, живущего в природе. А 1 января для крестьянина - условный день. Сейчас картошку на огородах сажают и в 10-ю неделю - с 17 по 24 мая, - теперь посадки можно спасти от ночных холодов пленкой. Если май особенно теплый, что бывает редко, то сажают и в 11-ю неделю (сам сажал) - с 10 по 17 мая. А вообще-то Важинка вскрывается на майские праздники, в это время в лесу еще глубокий снег. А тогда, точнее с 1866 по 1894 год, посевы картофеля в Южной и Средней Карелии увеличились в 3,5 раза, но товарного значения картофель не имел - сажали для себя. В начале 20 века в Южной Карелии начали сеять морковь, брюкву, капусту. Появились зачатки современного огорода, но техника огородничества была примитивной. Картофель начал изменять питаниее крестьян в эти полвека. Есть данные о стоимости продуктов питания в душевом рационе новгородских крестьян в начале 20 века: хлеб и картофель 67%, продукты животноводства, хмель и растительное масло 28%, продукты огорода, леса и реки 5%. Новое со времен Петра здесь только картофель, который заменил репу. Впрочем от репы крестьянин тоже не отказался. Крестьяне стали держать больше скота. У богатых крестьян было по две лошади и десяток коров. Коровы молока давали мало, держали их для навоза и для мяса. А кормили соломой: сеном Север беден. Еще важная деталь. К домашнему крестьянскому пиву в начале 20 века прибавилась домашняя брага. Научились ее делать из овсяной муки, солода и сахара. В Трошинском я ее попробовал в 1980 году. Пойло, но шибает. Во второй половине 19 века согинские деревни постепенно меняют внешний вид. Сейчас все дома в прибрежных деревнях стоят лицом к воде. И это кажется естественным. Кажется, что такая планировка изначальна и другой быть не может. Но в Гришино один дом стоит боком к реке, и поэтому выглядит странным, нарушающим общий порядок. А это самый древний дом во всем согинском кусте. Он и самый черный по цвету. Пятистенок средних размеров без сарая, который не сохранился. Когда я году в 1977 поинтересовался у местного жителя, почему этот дом стоит неправильно, тот ответил: "Так ему сто лет. Раньше все дома так ставили." А как так? "Лицом к церкви, а не к реке". Этот черный от времени дом был построен в 1850-1870-х годах, в эпоху Николая 1 или Александра 2, и сохранился от той эпохи в единственном числе. А вот церковное строительство в 19 веке начинает деградировать. Зимняя церковь Богоявления в Важинах ремонтировалась в 1805 году, но простояла после этого только полвека: в 1860 году ее разобрали по ветхости. После этого отремонтировали Воскресенскую летнюю, то есть неотапливаемую, церковь и пристроили к ней новую зимнюю. Главы покрыли железом. Комплекс потерял красоту. В 19 веке ремонтировали и Никольскую церковьь в Согиницах: водрузили на шатер несуразную главу, покрытую железом. А в конце 19 века поставили рядом зимнюю церковь - уродливый куб с маленькой маковкой. Опять испортили комплекс. Деньги на ремонт и строительство были у сельчан, а вкус куда-то исчез. Было потеряно чувство прекрасного - и паствой, и пастырями. Зимой согинские мужики уходили на заработки - "в подряд уезжали": валили лес на Вароке, в Галигах и других местах. По весенней высокой воде гнали плоты в Важины и там продавали лес купцам. Это был единственный способ заработать деньги, в остальном хозяйство было натуральное. В Важинах жили богатые, известные купцы. Единственная могила такого купца чудом сохранилась до наших дней на важинском погосте - красивый каменный монумент. Но в Северной Карелии было еще коробейничество, хотя и сезонное. Это была контрабанда в Финляндию из Кемского уезда. В 1865 году этим делом занималось 650 человек, в 1893-м 1139 человек, а в начале 20 века - 1500. Чиновники всех посчитали. Женщины зимой сидели дома: пряли, ткали. Для этого держали овец, от которых получали шерсть разных цветов от серого до черного - грубую шерсть. Ее карт и ли щетками - карт а ми. Карченую шерсть с помощью прялки и веретена превращали в пряденую шерсть. Пряжу в одну нитку перевивали в две нитки и вязали носки, рукавицы, свитера. В конце лета и осенью сушили и солили грибы, замачивали бруснику. И все это бочками. Варенья варили разные, но предпочтительно из морошки. Сбивали масло, пекли картофельные калитки. Чаевничали обильно. Называли себя "свирские водохлебы". Уже освещались керосиновыми лампами, но еще не было плит: готовили в русской печке. Вся национальная русская еда должна готовиться в печке и в чугунках. Русскую кашу на газовой плите не приготовишь. Еще не было котлов в банях: воду в деревянных кадушках нагревали раскаленными камнями. Еще встречались курные избы, которые топились как бани - по-черному. При таком натуральном хозяйстве денег в обращении было мало, поэтому и магазинов в деревнях не было. За покупками ездили в Важины, случалось это редко. Да и добраться в Важин можно было только по хорошей погоде. После дождей лесная дорога размокала и проехать было невозможно. Подпорожье еще не существовало: там стояли береговые деревни. Петрозаводск был далеко, а Петербург на краю земли. А население росло: в конце 19 века прирост населения на юге России составил 2%, а на севере - 0,5%. Но это не значит, что на севере была ниже рождаемость. Это значит, что начался отток населения с Севера - начался обратный процесс, обратная миграция. Тысячу лет народ переселялся на Север, бежал от власти из центральных губерний за свободой, а теперь, когда на Севере стало тесно, поток обратился вспять. Аграрное перенаселение дошло и до российского Севера. Трагический 20 век
Начало века Закономерное развитие российской истории, когда с эпохи Петра каждый полувек начинается с войны и реформ, продолжилось и в 20 веке. Опять, как и 50 лет назад, позорное поражение в войне, теперь с Японией, но затем не реформы, а революция, которая все равно привела к реформам. Но дальше в российскую историю вторглась история европейская - первая мировая война. Не втянись в нее Россия, наша история в 20 веке была бы другой. Поэтому первая половина 20 века была прервана в 1914 году. А начало 20 века до 1914 года выглядит на фоне того, что произошло потом, окончанием века 19-го. Революция в 1905-1907 годах породила некоторое революционное движение в Петрозаводске, Пудожи и Кеми, то есть в городах, но в деревни не проникла. Весной 1906 года сооздаются социал-демократические группы в Петрозаводске. В скандинавских странах социал-демократические партии существуют уже 20-30 лет. Олонецкая губерния обошлась без крови. А в Ухте в 1905-1906 годах состоялось два собрания карел в духе финской программы 1895 года о присоединении Восточной Карелии к Финляндии. 24 апреля 1906 года в Ваазе создан Союз беломорских карел. У северных карел стало просыпаться национальное самосознание.
х х х
В начале 20 века в России продолжается потепление климата. А на Севере России продолжается наступление цивилизации. Жизненные условия изменяются очень быстро. Перед войной, в 1914 году в Олонецком уезде практикуют 3 врача, 16 фельдшеров и 6 повивальных бабок. 1 врач приходится на 16500 жителей. Но это всё в городах. А в деревнях - знахари и знахарки. Пользуются уважением массажистки. Массаж - домашний способ лечения. Еще лежанки, появившиеся в конце прошлого века. И не только от простуды. Моя мама в 1976 году вылечила своего младшего сына Виктора от радикулита на лежанке за несколько дней. А еще русская печка. А еще парная баня. Цивилизация располагалась от согинской глухомани в 15 километрах - на Свири, на древнем торговом пути. В 17-19 веках суда вниз по реке спускались на веслах, а вверх тащились лошадьми. В конце 19 века через пороги между Подпорожьеи и Мятусовом была налажена тауэрная тяга - цепное устройство на дне реки для проводки судов вверх по течению: пароход-буксир наматывал цепь на лебедку, тащил себя вперед и тащил за собой суда. Вниз по течению суда тоже спускались буксирами - по одному за рейс. Перед порогами у устья Пидьмы суда вставали в очередь, образуя нередко заторы. Пидьм по-вепсски и значит затор. От Пидьмы, большого села на правом берегу Свири, до Важин, еще большего села, - самое красивое место на Свири и самое заселенное. Здесь в деревнях часто происходили торги - в каждой деревне в свое время. В Пидьме три раза в год: 9-11 мая, 27-29 июля, 5-9 ноября. В Мятусове три раза в год по три дня: в январе, августе и сентябре. В Хевроньино два раза в год по два дня: в июле и декабре. Самый крупный торг - ярмарка - бывал в Важинах раз в году, зато торговали неделю - с 15 по 22 сентября. Михаил Пришвин в "Крае непуганых птиц", описывая свое путешествие по Свири на пароходе, упоминает большое торговое село Важины. Уже тогда Важины были сросшимся кустом деревень, которые сохраняли свои названия и были, своего рода, концами Важин. Важинская ярмарка устраивалась в деревне Юрьевщина, в 14 километрах от Согиниц. И уж согинские там торговали несомненно. Но настоящая цивилизация приехала на русский Север по железной дороге. Первая, узкоколейная железная дорога Вологда-Архангельск была построена еще в конце 19 века, в 1894-1898 годах. От Согиниц это было далеко - за Онежским озером. В это же время, в 1895 году проложили ширококолейную дорогу Пермь-Котлас. А в 1914 году за несколько лет до войны начали строить железную дорогу Петербург-Мурманск. Строили ее очень быстро: в 1915 году (уже шла война) поезд пришел в Петрозаводск, в 1916 году сдали всю дорогу до Мурманска, - правда, недостроенную. За полтора года протянули рельсы почти на 1500 километров. И в том же 1916 году был основан порт Мурманск для снабжения русских армий через Баренцево море. Мурманская дорога прошла через Подпорожье рядом с Важинами и Вачозером и породила железнодорожную станцию Токари в 18 километрах восточнее Согиниц. Название станции к токарному делу отношения не имеет, это обруселое название карельской деревни Т о ккари, попавшейся на пути цивилизации. От Токарей до Петрозаводска 80 километров. От того времени в Согиницах осталась анекдотическая быль о почтальоне. Был в Согиницах свой местный почтальон, который носил почту в Петербург. Была такая потребность. За трое суток доходил от Согиниц до столицы. Это по короткой дороге километров 280. Серьезный был ходок - профессионал. Когда проложили железную дорогу, он взял билет до столицы. Ходил около поезда, разглядывал диковинные вагоны. Проводник ему сказал, чтобы тот поторапливался - поезд должен тронуться. Мужик не поверил, что поезд без него уйдет: билет-то в руке. Но поезд дернулся и покатил. Тогда почтальон плюнул, выбросил билет в канаву и по старой привычке отправился в Петербург пешком. С двух сторон - от железной дороги и от Свири - к Согиницам подступала цивилизация, но деревенский уклад, деревенские нравы сохранялись неизменными. В народной памяти лучше всего сохраняются дикие истории. Многие мужики, как и положено, били своих баб. Один в Трошинском трех жен забил насмерть. Первая жена умерла от побоев, вторую убил банными щипцами в висок, третью задушил. Пришел к соседям, сказал, что умерла. Соседи посмотрели, а у нее синяки на шее. Остался мужик жить с детьми. Суд и судьи были далеко. Старики помнят рассказы о двух убийствах. Было это году в 14-м. Жена убила мужа. Расчленила труп и закопала в болоте. Убила она мужа на втором этаже, а кровь по стене протекла вниз, где свекровь жила. Та и догадалась. Осудили жену на каторгу, но через три года вернулась она по керенской амнистии. Сын деда Васильева из Патраков убил мужика из Согиниц, с которым что-то не поделил. Ехал с обозом через Согиницы, остановился у крайнего дома, попросил топор. Хозяин вынес. Васильев его у телеги и стукнул лезвием по шее - отрубил голову. Привез обе части к себе домой и рассказал родным. Тоже вернулся с каторги через три года, но в деревне жить не стал - в подпорожскую деревню перебрался. Леонид Гаврилович Титов из Трошинского помнит семейную историю, как женили его дядю. Женили в 16 лет. Отец парня выдал замуж всех дочерей и остался без работниц - жена да сын. Вот и решил женить сына, заполучить невестку-работницу. Женил силком. Мужу 16 лет, жене 15. Днем работают, а вечер наступил - морока. Муж: "Я с ней не лягу." Жена: "И я с ним не лягу." Отец ремень берет и загоняет супругов в постель. Так потом и жили - как кошка с собакой. Трех детей вырастили, а под старость ушел муж к другой. Вольностью нравов страдали даже батюшки. Таржепольский монастырь за Ладвой в Карелии стал штрафным: туда ссылали провинившихся церковников. Ссылали на срок, как в тюрьму: например, за прелюбодеяние на три года. А за растрату только понижали в должности. Был еще обычай на Бычье воскресенье - первое воскресенье после Ильи, то есть первое воскресенье после 2 августа - жертвовать церкви скот или монастырю работников. Василий Афанасьев из Гришино пожертвовал сына на работы в Валаамский монастырь. Сыну было 14 лет, он должен был год отработать в монастыре. Мальчишка и не знал ничего об отцовской затее. Приехали за ним из Лодейного Поля на лошадях и увезли на Валаам. Работал там на ферме: хозяйство у монастыря было большое. Три раза наказывали его за провинности. На доярку руку положил - был лишен сахара в воскресенье. После пасхи не пошел ко всенощной - заставили молиться вместо завтрака и обеда. Убежал Ваня раньше срока. Уже после Великой Отечественной войны Иван Васильевич Афанасьев был председателем колхоза в Согиницах. Бросил первую жену с детьми, женился второй раз на женщине моложе его на 20 лет. И от этой жены имел много детей. В 1976 году ему было уже за 80, а он еще потихоньку сено убирал, рыбку по утрам ловил. Только в куреве себе отказал. Но любил посидеть рядом с курящим. Я тоже его окуривал, когда за молоком к ним приходил. А на рубеже веков появился в согинских деревнях еще один грешок - водку пить. В течение многих веков деревенским алкоголем было пиво, в 19 веке научились бражку делать. А теперь дошла очередь и до водки. Но магазинов в деревнях не было. Да и не продавали в них водку. Водку продавали в казенках - в казенных магазинах, потому что в России на продажу водки была государственная монополия. А казенки были в Важинах и Петрозаводске. Рассказывают: Мосихин, старик из Коягино, в начале 20 века, когда еще не было Мурманки, ходил пешком в Петрозаводск за водкой. Не себе - другим, за деньги. Сперва по тропам от Согиниц до Пая, а дальше по лесной дороге прямо на Петрозаводск. Уходил с восходом, возвращался на закате. Туда и обратно 160 километров. За 15 часов? Пожалуй, маловато будет. Хотя, если ночь длинная, белая, а ходок - профессионал, как тот почтальон... А Паша Болдин из большого двухэтажного дома в Симкино устроился иначе. Он приносил водку из Важин, из казенки и продавал ее у себя дома на первом этаже. С наценкой, конечно. Дом его не сохранился. 80 лет прошло, а старики помнят. Это же их родственники. Мосихины и Болдины до сих пор в согинских деревнях живут. Сейчас в крае почти все старожилы - в той или иной степени родственники. А в начале века по фамилии можно было узнать - из какой деревни человек. В Гришино жили Шаглины - полдеревни, в Юначах - Юначевы, на Калеевой Горе - Калеевы, в Сюрьге и Антанове - Якушевы, Шихины, Алмазовы, Кордины, Митруковы, в Кизачево - Каноевы, Шмётоевы, в Трошинском - Титовы и Федотовы-Артамоновы. Так и писались через черточку, как дворяне. Потом в советское время фамилии разделились: одни стали Федотовыми, другие Артамоновыми. Два самых старых дома в деревне называются: дом Федотовых и дом Артамоновых. Я дом Федотовых по дешевке купил и прожил в нем 20 сезонов. На Королевой Горе жили Васильевы. Теперь гора пустая - деревни нет. Кто-то из Васильевых живет в Важинах. В начале 20 века в крестьянской архитектуре Согинского края наступает эпоха расцвета: в это время строятся самые большие и самые красивые крестьянские дома: высокие, двужирные шестистенки. Длинные с тоже двухэтажными сараями, в которых держали по 10-20 коров. То есть хозяева таких домов жили богато и детей у них было много. Дома обшивали тесом и красили охрой. Появилась дранка для крыш и печь-лежанка. Историки выделяют этот период с 1918 по 1930 год. Последний год понятен - начало коллективизации в Карелии. Но первый год странен. Это же начало Гражданской войны. Какое строительство? Какой расцвет? Спокойный период будет с 1922 по 1930 год. Но и с 1907 по 1914 год тоже. В согинских деревнях от того времени осталось всего три дома: дом Назаровых в Симкино и два дома-близнеца в Трошинском: дом Федотовых (в пять окон) и дом Артамоновых (в четыре окна). Дом Федотовых по архивным документам, которые хранятся в Областном архиве в Выборге, зафиксирован в 1918 году. Но когда он построен? Авторы путеводителя "По Ленинградской области" за 1978 год указывают, что оба дома в Трошинском поставлены семьей Федоровых в 1904-1908 годах. Федотовых они перепутали с Федоровыми, а дата правдоподобна. Леонид Титов из Трошинского сказал мне, что Федотов построил свой дом после возвращения с японской войны. А она закончилась в 1905 году. Такой дом строили лет пять. Федотов-старший дом поставил, зажил в нем, народил с женой всего одного сына - Василия, а тот постарался и в конце 20-х - начале 30-х годов родил двух сыновей и дочь, которые в 1970-х годах разъехались, и дом опустел. Три поколения Федотовых прожили в нем 70 лет. Так что период расцвета крестьянской архитектуры надо считать с 1907 по 1930 год. С перерывом на Гражданскую войну. Гражданская война
Если бы Россия не вступила в мировую войну, не было бы Февральской революции, империя осталась бы в своих границах, а немцы бы вступили в Париж. И даже, если бы, повоевав два с лишним года и сделашись республикой, Россия при Временном правительстве вышла из войны, не было бы Октябрьской революции и Гражданской войны. Не было бы смуты. Но два раза обошлось без "если бы". Первая мировая война была для России ненужной, бесполезной войной. Она не оставила в памяти потомков ни знаменитых сражений, ни знаменитых командиров. Ну разве что генерал Алексей Брусилов и "Брусиловский прорыв". Но эта бессмысленная война довела Россию до двух революций. 23 февраля 1917 года стихийные антиправительственные демонстрации в Петрограде перерастают в Февральскую революцию. 2 марта Николай 2 отрекается от престола. На этой радостной волне в Тампере (в Финляндии) 9 апреля образуется Карельское просветительское общество (вместо Союза беломорских карел, созданного в 1906 году). В общество вступило 22 человека, и они внесли в кассу общества 14 тысяч марок. В основном это были северные, беломорские карелы. Южан оказалось только двое. А летом 1917 года представители Общества устроили в Ухте (в Карелии) "праздник соплеменников", на котором организовали съезд карел и добились принятия решения об отделении Карелии от России. Раньше Финляндии. Но декларация осталась воздушной. В июне русская армия наступает и терпит поражение. 8 июля Александр Керенский возглавляет Временное правительство. В августе генерал Лавр Корнилов совершает свой глупый мятеж. 24 октября начинается Октябрьский переворот - по старому Великая Октябрьская Социалистическая революция. А за ней, как неизбежность, страшная Гражданская война, интервенты в Мурманске, Одессе, Севастополе, Владивостоке. Немецкие войска в Пскове и Нарве. И на Украине. В Лодейнопольском уезде 1 мая 1917 года эсеры и меньшевики созвали съезд крестьянских депутатов юго-западной части Олонецкой губернии. Про большевиков в уезде ничего не слышно. В июне в Лодейном Поле организуется Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором преобладают эсеры и меньшевики. И только 16 октября в Лодейнопольском депо образуется первая организация большевиков - 26 человек. 27 октября после восстания в Петрограде открывается чрезвычайное заседание Лодейнопольского уездного Совета, на котором большевики предлагают послать приветственную телеграмму в Петроград Военно-революционному комитету. Совет голосует против, то есть в Лодейном Поле не признают новую, советскую власть в столице. И только 9 января 1918 года Совет рабочих и солдатских депутатов уезда принял большевистскую резолюцию о признании власти ЦИК и СНК и об одобрении роспуска Учредительного собрания. Советская власть победила в Лодейном Поле. А 29 января Совет крестьянских депутатов и Совет рабочих и солдатских депутатов объединились в Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Год Начинается Гражданская война на юге в феврале 1918 года "Ледяным" походом Добровольческой армии с Дона на Кубань. Поход неудачный. Командующий армией генерал Л.Корнилов погибает, и к маю армия отходит обратно на Дон. 3 марта 1918 года Советская Россия подписывает позорный Брестский мир с Германией и ее союзниками и теряет Польшу, Финляндию, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Карс и Батум. Советская Россия на коленях. Армия развалилась, полиция разбежалась. 13 марта Л.Троцкий назначается комиссаром по военным и морским делам. 5 апреля английские и японские отряды высаживаются во Владивостоке. В июне Добровольческая армия уже под командой генерала А.Деникина предпринимает второй поход и занимает Кубань и часть Ставрополья. А в июле Донская армия начинает наступление на Царицын и за полгода будет пытаться его взять три раза - безрезультатно. 10 июля 5 съезд Советов принимает постановление об организации Красной армии и призыве в нее всех военнообязанных, в том числе бывших офицеров. Вот эта армия и начала наступление на Восточном фронте и в ноябре заняла Поволжье. В декабре появится еще декрет СНК о призыве на военную службу бывших офицеров. За месяц будет призвано 4300 офицеров и 7600 унтер-офицеров. А в сентябре 1919 года в Красной армии будут воевать 35 тысяч бывших офицеров.
На Севере события развиваются так. В ноябре вслед за Петроградом Советская власть устанавливается в Сороках, а потом в Кеми, столице Северной Карелии, но в Петрозаводске только в январе 1918-го. К марту вся Карелия - советская. Но еще раньше, 6 декабря 1917 года Советское правительство признает независимость Финляндии. Образовалась четвертая финноскандская страна. Теперь только Исландия оставалась в унии с Данией. Граница Советской России с Финляндией прошла по реке Сестре и севернее Олонца, как когда-то со Швецией, потому что Александр 1 уступил в 1811 году Финляндии, вошедшей в состав России, Карельский перешеек. Теперь Олонецкий перешеек снова превратился в приграничный район. В Финляндии идея независимости переплелась с идеей расширения территории государства. Главнокомандующий финской армией бывший царский генерал барон Карл Густав Маннергейм публично поклялся на станции Антреа, что он не вложит своего меча в ножны до тех пор, пока "последний ленинский солдат не будет изгнан из Финляндии и Беломорской Карелии". Это было ещё минимальное притязание. Максимум мечтаний финских националистов - Великая Финляндия от Ботнического залива до Урала и от Баренцева моря до Свири, объединяющая все угро-финские народы в Северной Европе. До Свири финны дойдут в 1941 году. В январе 1918 года в южных районах Финляндии совершается рабочая революция, создаётся революционное правительство - Совет народных уполномоченных. И начинается гражданская война - раньше, чем в России. 15 марта российские войска по условиям Брестского мира выводятся из Финляндии, а немцы тут же высаживают десант возле Гельсингфорса Белые финны во главе с Маннергеймом оказались сильнее. Революция была жестоко подавлена. В мае после ухода русских кораблей белофинны захватили Гельсингфорс и расстреляли остатки красных финнов. Среди них был и известный в нынешней России финский писатель Майю Лассила. Он был чуть ли не единственным финским писателем с юмористическим талантом, а стал у нас известен после экранизации его повести "За спичками" в 1978 году. Еще белые и красные финны воевали между собой, а в Финляндии уже начали создаваться добровольческие отряды для их засылки в Карелию. В апреле 1918 года отряд подполковника Мальма в 1000 человек вошел в Северную Карелию и дошел до Кеми. Четыре дня, с 9 по 12 апреля, шел жаркий бой: отряд был разби
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|