Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация. 40  Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. ученик проводил оставшиеся девять или десять лет своего ученичества в основном в практической ра­боте, которой решил посвятить свою энергию




Толтекская цивилизация



вались в полном неведении относительно многих вещей, которым учатся европейские дети — они не знали ни одного языка, кроме своего собствен­ного, и хотя большой упор делался на чистоту ре­чи и умение точно выражаться, это достигалось скорее постоянной практикой, чем соблюдением грамматических правил. Они совсем не знали ал­гебры, геометрии и истории, а из географии не знали ничего, кроме своей собственной страны. Выпускники этой начальной школы могли бы по­строить удобный дом, но не могли бы нарисовать вам его чертёж; так как ничего не знали из химии, но были основательно обучены принципам прак­тической гигиены.

Прежде чем дети могли считаться окончив­шими эту начальную школу, они должны были достичь во всех этих предметах определённого стандарта, требуемого от добропорядочного граж­данина. Большинство из них легко достигали этого уровня к двенадцатилетнему возрасту, некоторым менее способным требовалось ещё несколько лет. На главных учителях этих подготовительных школ лежала серьёзная ответственность за определение будущей карьеры учеников, а точнее — за совет по выбору её, поскольку никого из детей не заставляли посвятить себя той работе, которая ему не нрави­лась. Однако какой-то определённый путь ребёнок должен был избрать, и сделав это, он определялся в нечто вроде техникума, который должен был под­готовить его к выбранному им образу жизни. Здесь


40         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

ученик проводил оставшиеся девять или десять лет своего ученичества в основном в практической ра­боте, которой решил посвятить свою энергию. Эта черта являлась самой заметной во всей системе об­учения — там было сравнительно мало теоретиче­ского обучения, но мальчики и девочки, после того, как им что-нибудь несколько раз покажут, должны были сделать всё сами, повторяя снова и снова, по­ка не достигали в этом лёгкости.

В этом плане была значительная доля гибко­сти — например, если ребёнок после особого те­ста оказывался негоден к избранной им работе, ему позволяли, посоветовавшись с учителями, избрать себе другое призвание и перейти в соответствую­щую школу. Однако такие переходы, похоже, бы­ли редки, поскольку в большинстве случаев после окончания начальной школы ребёнок выказывал явную годность к тому или иному направлению деятельности, открывавшемуся перед ним.

Каждый ребёнок, независимо от происхожде­ния, обладал возможностью пройти соответству­ющую подготовку, чтобы стать членом правящего класса страны, если сам он того желал и его учи­теля не возражали. Но подготовка, позволяющая удостоиться этой чести, была столь суровой, а не­обходимые требования — столь высокими, что ко­личество желающих никогда не было чрезмерно большим. В действительности наставники всегда присматривались к детям с необычайными спо­собностями, чтобы попробовать подготовить их


Толтекская цивилизация



к этому почётному, но нелёгкому делу, если сами они выражали желание взяться за него.

Помимо чиновников и жрецов было множе­ство профессий, которые мог выбрать себе уче­ник. Было много видов мастеров, и это давало большие возможности для разнообразного разви­тия художественных способностей. Были разные направления работы по металлу, созданию и со­вершенствованию машин и всех видов архитек­туры. Но, пожалуй, главным направлением в этой стране было научное земледелие.

От него в большой мере зависело благососто­яние страны, и потому ему всегда уделялось много внимания. Путём долгого ряда терпеливых экспе­риментов, продолжавшихся много поколений, бы­ли точно выяснены плодородные свойства разных видов почв, так что к тому времени, которое мы описываем, сложилась уже обширная традиция по этому вопросу. Подробные отчёты обо всех опы­тах хранились в месте, которое мы бы теперь на­звали архивом министерства сельского хозяйства, но общие их результаты для всеобщего пользо­вания были сведены в набор кратких принципов, изложенных так, чтобы они легко запоминались студентами.

Однако те, кто избрал своей профессией сель­ское хозяйство, вовсе не должны были обязательно полагаться на мнения своих праотцов. Напротив, всячески поощрялись новые эксперименты, и вся­кий, кому удавалось изобрести новое и полезное


42         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

удобрение или экономящую труд машину, высо­ко почитался и награждался правительством. По всей стране было рассеяно множество государ­ственных ферм, на которых тщательно обучалась молодёжь, и опять же, как и в начальных шко­лах, обучение было менее теоретическим и более практическим — каждый студент основательно обучался, как самостоятельно выполнить каждую деталь работы, которой ему в будущем придётся руководить.

На этих учебных фермах и проводились все новые эксперименты, причём за счёт правитель­ства. Изобретатель был свободен от хлопот по поиску спонсора, который финансировал бы испы­тания его изобретения, что в наши дни так часто бывает фатальным препятствием для успеха. Он просто представлял свою идею начальнику своей области, который при необходимости советовал­ся с экспертами, и если они не могли указать на какое-то очевидное упущение в его рассуждениях, новый метод испробовался, или конструировалась его машина, что делалось под его надзором, но со­вершенно без всяких издержек и беспокойств с его стороны. Если опыт показывал, что в изобретении что-то есть, оно сразу же принималось правитель­ством и применялось повсюду, где могло быть по­лезным.

Фермеры были вооружены тщательно разра­ботанными теориями применения разных видов удобрений к разным почвам. Они не только поль-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...