Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие черты малого бизнеса за рубежом




 

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. С этой точки зрения большой интерес представляет опыт зарубежных стран, таких как США, Испания, Япония, Китай и ряд других государств.

Малые предприятия очень важны для нормального функционирования экономики. В развитых странах, входящих в ОЭСР, около 60 % ВНП производится именно малыми предприятиями, малым бизнесом с числом работников не более 50 человек. Легко понять, почему современная рыночная экономика предлагает тысячи рынков, которые создаются миллионами эффективных и конкурентоспособных предприятий. В менее развитых странах (например, Латинской Америки, СНГ) количество малых предприятий относительно невелико - в этом их главная структурная слабость.

Вероятно, значимость их лежит не только в экономической, но и в политической плоскости. В странах, где малый бизнес развит недостаточно, в экономике господствуют крупные предприятия. При этом число малых предприятий, как правило, не увеличивается, производительность труда в целом снижается.

Размеры сектора малого бизнеса значительно разнятся не только по странам, но и по регионам. Классическим примером может служить Италия, где большое количество малых предприятий сосредоточено на севере, в провинции Эмилия (часто с коммунистическим большинством в местном правительстве), и довольно малое - на консервативном юге. Стандартное объяснение ситуации - исторические различия в способах и объемах накопленного в обществе капитала, хотя тезис о том, что территории с низким уровнем доверия в прошлом никогда не смогут культивировать такие ценности, как сотрудничество, честное предпринимательство, противоречат действительности. Например, в социалистической Польше существовало множество частных малых предприятий, в то время как в Чехословакии их практически не было (хотя в период между мировыми войнами она славилась своим малым предпринимательством).

В исследовании Всемирного банка (2005 г.) отмечалось, что посткоммунистические страны, каждая из которых в принципе имела равные условия для развития малого предпринимательства, можно разделить на две группы. В первой (Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Польша) - малый бизнес производит 50-60 % ВНП, почти столько же, сколько в промышленно развитых странах Запада. Во второй (Россия, Казахстан) - доля таких предприятий в создании ВНП составляет лишь 10-12 % [5, с.219].

Таким образом, можно сделать следующие выводы: относительно небольшие институциональные различия серьезно влияют на размеры сектора малого бизнеса; если институциональных перемен не происходит, доля малого бизнеса в разных экономических районах одной страны может очень сильно различаться в течение длительного времени; даже небольшие изменения экономической политики быстро отражаются на количестве предприятий малого бизнеса.

Для посткоммунистических стран можно обозначить два типа равновесия в экономике: оптимальное, при котором доля малого бизнеса в производстве ВНП достигает 50-60 %, и стремящееся к оптимальному - порядка 12-15 %.

Цель государственной политики - привести экономику в состояние оптимального равновесия. Однако вряд ли малый бизнес сможет кардинально улучшить свое положение, так как маловероятно, что он станет участвовать в коллективных действиях, поскольку выгода от такой деятельности, как правило, ниже затрат. Здесь важнее другое: предприниматели чувствуют себя достаточно комфортно, когда на них оказывается умеренное давление, так как монопольная рента, получаемая ими вследствие ограниченной конкуренции, гораздо больше дополнительных официальных расходов.

При стремлении экономики к оптимальному равновесию ключевой задачей является увеличение числа малых предприятий до уровня выше критического.

По данным Всемирного банка (2005 г.), превышение критического уровня наступает тогда, когда официально зарегистрированный малый бизнес обеспечивает приблизительно 40 % официально зафиксированного ВНП. Это означает, что малый бизнес переходит в ранг государственной экономики, то есть предприниматели становятся гораздо сильнее политически, провести отчуждение принадлежащей им собственности уже достаточно сложно, соответственно изменяется и их поведение. Если же критический уровень не достигнут, своего рода "уязвимость" бизнесменов удерживает их в рамках более низкого статуса.

Следует подчеркнуть, что до тех пор, пока сектор малого бизнеса не преодолеет отметку критического уровня, малому бизнесу необходима защита прав собственности, хотя это и противоречит одному из основополагающих принципов "правильной" экономической политики: все предприятия должны находиться в равных условиях как в плане регулирования, так и налогообложения.

Принцип равного отношения к предприятиям в плане регулирования и налогообложения на практике реализовать очень сложно. То есть бремя расходов, вменяемых государством предприятиям разного уровня, значительно различается, и категория "равенства" носит скорее относительный характер.

Довольно часто регулирование и налогообложение характеризуются эффектом масштаба. Например, требования статистической отчетности одинаковы для всех предприятий, что приводит к непропорционально большим расходам для малого бизнеса. Сложное налогообложение выгодно крупным предприятиям: объем регулирования и проверок не возрастает с увеличением размера компании, что предполагает возрастающий эффект масштаба. То же самое можно сказать и о юридическом обеспечении предприятия.

Фактически все страны, входящие в ОЭСР, разделяют взгляды относительно понятия равенства, обозначенные в документе ОЭСР (1999 г.): "Все страны ОЭСР применяют специальные меры, включая меры налогообложения, направленные на улучшение экономического и технологического климата малых предприятий, а также для ускорения их становления и роста. Наиболее важной причиной для проведения такой политики является то обстоятельство, что малые и средние предприятия, пока рынок еще несовершенен, несут более высокие расходы. Кроме того, помимо чисто экономических выгод, общество получает выгоды в более широком контексте: в процессе задействованы важные социальные цели". Наиболее подвержены коррупции слаборазвитые в экономическом отношении страны, но это верно и в отношении государств с переходной экономикой. Известно, что коррупция не возникает на пустом месте (причин для этого - множество), но она усиливается при плохом отношении к малому бизнесу.

Есть все основания считать, что "равное" регулирование или налогообложение все же носит дискриминационный характер по отношению к малому бизнесу. По логике, государство должно ликвидировать перекос в отношении малого бизнеса, мешающий общему экономическому развитию, введя защиту прав собственности малого бизнеса. Чем более коррупционно государство, тем сильнее должны быть защищены права собственности. Наибольший вред развитию малого предпринимательства наносит международное сообщество экономистов, которое настаивает на подчинении всех предприятий одним и тем же правилам, даже если часть из них подвергается дискриминации. К сожалению, и МВФ, и Всемирный банк поддерживают эту точку зрения, хотя на практике малый бизнес успешно развивается в тех странах, где здравый смысл доминирует над традиционным экономическим мышлением.

Расходы малого бизнеса в зарубежных странах можно разделить на три основные категории: налоги, регулирование и платежи, связанные с правами собственности. Налогообложение, пожалуй, - самая прозрачная сфера, государственные расценки обозначены здесь достаточно четко. Регулирование - наиболее туманная сфера, она включает определенные ограничения для предприятий: административные процедуры, проверки, а также санкции, если эти ограничения не соблюдаются. Платежи, связанные с правами собственности, содержат правила, относящиеся к ее регистрации (в том числе лицензирование и юридическую защиту прав собственности).

В Швеции, например, за последние 100 лет малый бизнес сконцентрирован в южной части страны, тогда как в центральной преобладали крупные заводы. Нехватка малых предприятий в центральной части - прямое следствие проведения в жизнь конкретного закона - о введении зонирования (если предприятие не имеет земли, ему не поможет никакое освобождение от налогов). Хотя совокупный объем взимаемых налогов (в долях ВНП) в Центральной Европе выше, общая сумма налоговых платежей составляет там 16 % от продаж [5, с221].

Аспект отношений государства и бизнеса, где возможна коррупция, необходимо свести к минимуму. Наилучшим решением в данном случае может стать невысокий налог с фиксированной суммой. Он освобождает предприятие от любого регулирования и проверок и, кроме того, выполняет функцию регистрации предприятия.

В мировой практике налоги с фиксированной суммой применялись довольно широко. Благодаря им развивалось предпринимательство в Польше, в коммунистическую эпоху сохранялся частный сектор в Восточной Германии.

Успешное применение налога с фиксированной суммой ограничивается малым бизнесом, на котором заняты лишь члены семьи или еще максимум два-три сотрудника. Для предприятий с большим числом работников, например до 10 человек, используется низкая единая ставка налога с оборота. Никакой бухгалтерии не требуется, взаимодействие с властями - минимально. Эти льготы необходимы малому бизнесу, в противном случае он не сможет стать политической силой, что грозит серьезными диспропорциями в экономике.

По своей сути налог с фиксированной суммой является регрессивным. Наверное, поэтому большая часть властных структур для гарантии перераспределения средств от богатых к бедным предпочитает прогрессивные системы налогообложения. Действительно, такие системы весьма эффективны в государствах с высоким доходом на душу населения, в большинстве же стран они являются главным препятствием на пути развития малого бизнеса. Таким образом, невысокий налог с фиксированной суммой смог бы помочь небогатому населению развивающихся стран занять устойчивое положение на рынке.

Подобную политику можно представить как радикальную отмену Регламентации мелких предприятий в противовес неэффективности государства, которое наносит малому бизнесу наибольший вред. Усилия по Развитию малого предпринимательства направлены на смягчение реальных или предполагаемых проявлений неэффективности рыночных механизмов (особенно рынков кредита или капитала) либо сводятся к проведению обычной промышленной политики. Пример - экстенсивное развитие малого бизнеса в Индии, для которого характерны протекционизм, регулирование и предоставление субсидий. Малый бизнес освобожден от акцизных сборов, но при этом системы регулирования и налогообложения остаются довольно сложными. И хотя предпринимателям предлагают субсидированные кредиты, а также исключительное право на производство многих товаров, в стране существует целый ряд программ содействия развитию малому бизнесу. Как и в большинстве случаев использования традиционной промышленной политики, все это не срабатывает.

Главной причиной, препятствующей развитию малого бизнеса, является монопольная рента, от которой получают выгоду закрепившиеся на рынке предприятия и государственные чиновники. Другая проблема - чрезмерное регулирование и налогообложение, предоставление избыточной власти государству. Понятно, что более конкурентная среда приводит к снижению цен и, таким образом, к уменьшению монопольной ренты, так как предприниматели уже не могут продолжать платить высокие налоги и давать взятки. Таким образом, развитие малого предпринимательства - непременное условие сдерживания коррупции.

От ненадлежащего обращения с бизнесменами выигрывают чиновники многих стран. Бюрократы разных мастей из города и провинции делают за счет этого хорошие деньги, вымогая их у действующих предприятий, так как ограниченный уровень конкурентоспособности поддерживает высокие доходы последних.

Однако местные органы власти могут быть и увлечены идеей развития малого предпринимательства, как это было в Южной Корее и неоднократно - в Китае. Политика "кнута и пряника" может изменить поведение муниципалитетов. Во-первых, чтобы налог с фиксированной суммой дал положительные результаты, его следует вводить централизованно, иначе местные чиновники могут повысить его ставки до критического уровня. Во-вторых, муниципальные власти заинтересованы поддерживать малый бизнес только в том случае, если получат определенную часть дохода от налогообложения. В-третьих, для уменьшения возможности "взимать дань" нужно запретить государственным чиновникам посещать предприятия малого бизнеса для выяснения распределения доходов между предприятием и государством. В-четвертых, следует снизить (за счет сокращения штата) число низкооплачиваемых чиновников. В-пятых, необходимо уменьшить их полномочия, скажем, путем декриминализации налоговых нарушений, что лишит тех же налоговых инспекторов возможности возбуждать уголовные дела по своему усмотрению.

Отношения между крупным и малым бизнесом не всегда вписываются в рамки ожидаемых представлений. Это можно объяснить тем, что развитые корпорации и небольшие фирмы занимают разные ниши на рынке и не представляют угрозы друг для друга. В то же время солидные компании часто нуждаются в субподрядчиках, действующих на внутреннем рынке (Samsung - в Южной Корее, Toyota - в Японии); при этом конкуренция среди малых предприятий им весьма полезна.

Одна из основных задач развития малого бизнеса состоит в организации коллективных действий. Однако нередко этому мешает реальная финансовая заинтересованность предпринимателей, особенно тех, которые нашли подход к госструктурам и не стремятся к здоровой конкуренции. Результаты исследований Джонсона, Макмиллана, Вудрафа свидетельствуют, что в Центральной Европе общий размер платежей чиновникам от объема продаж оказался на 10 % ниже, чем в государствах постсоциалистической ориентации [5, с.223].

Когда властные структуры осознают важность малого предпринимательства, они начинают принимать радикальные меры для его продвижения. В Польше такое понимание созрело к 1956 г. Развитие малого бизнеса обычно происходит поэтапно. Первоначальные меры не дают существенного эффекта, но они порождают своего рода цепную реакцию. Например, бум создания малых предприятий в Польше пришелся на 1958 г. и 1969 г., а с середины 1970-х наблюдалась стабильная тенденция к расширению этого сектора. И все же реальный подъем экономики наступил в стране после принятия правительством в конце 1999 г. указа о полной отмене государственного регулирования [5, с.223].

Ставка налога с фиксированной суммой обычно определяется методом "проб и ошибок". Регулярно (из-за отсутствия реакции со стороны предпринимателей) власти снижают ставку налога, уменьшают регулирование и централизованно стандартизируют налог, после чего на определенном этапе предприятия начинают бурно развиваться. В ряде зарубежных стран налог с фиксированной суммой устанавливается на длительный срок и платят его один раз в год; к налогу больше доверия, когда его утверждает парламент страны; важно также, чтобы не требовалось ведения бухгалтерии.

Что касается ставки налога, то она должна быть низкой - несколько процентов от предполагаемого оборота из расчета на рабочего средней квалификации. Для того чтобы налог с фиксированной суммой стал результативным, он по крайней мере должен быть ниже, чем коррупционные сборы.

Другим недостатком налога с фиксированной суммой является то, что он не совместим с налогом на добавленную стоимость. Но на самом деле НДС не может оказывать универсального воздействия на экономику. Положительный эффект от использования фиксированного налога значительно выше, чем от НДС, который ни в одной из стран СНГ не работает должным образом. Лишь в прибалтийских странах НДС действительно эффективен.

Стандартным ответом на критику налога с фиксированной суммой является подтвержденное на практике раскрепощающее воздействие упрощенного варианта единого налога с оборота для предприятий со штатом 10-20 человек. Для успешного развития малого предпринимательства необходимы отмена государственного регулирования и уменьшение налогового бремени, что невозможно без осуществления условно-расчетного налогообложения, расширения конкурентной среды и изменения интеллектуальной парадигмы в направлении рынка. Анализ переходных экономик позволяет говорить о том, что высокое налоговое бремя обусловливает предельные издержки для общества. Такие выводы были сделаны в отношении многих постсоциалистических государств, после того как в семи из них госдоходы стали составлять менее 25 % ВНП, при этом большая часть стран с транзитной экономикой имеет достаточно высокие доходы относительно уровня их экономического развития. В настоящее время Эстония, Грузия, Латвия уже ввели единую (самую низкую из когда-либо там существовавших) ставку подоходного налога, и, похоже, другие страны последуют их примеру. Эстония, которая отменила налог на прибыль, является лидером в плане подобных преобразований.

Итак, повсеместное применение налога с фиксированной суммой может быть лишь временной мерой для снижения уровня коррупции, уменьшения вмешательства государства во внутренние дела предприятий и сокращения теневого сектора экономики. После установления контроля над этими реалиями фиксированный налог в результате политического давления будет отменен. И все же в любом обществе подобный налог очень удобен для некоторых видов индивидуальной деятельности, например, для артистов, мастеров, розничных торговцев и т.п.

Применение налога с фиксированной суммой следует рассматривать не как отклонение от нормальной практики налогообложения, а скорее как инструмент для быстрого введения наиболее эффективной системы налогообложения для экономики в целом. Правда, для того чтобы такой налог пробил себе дорогу, например, в чрезвычайно неблагоприятных экономических условиях социалистической Польши, понадобилось не менее трех с половиной десятилетий. Тем не менее, именно развитый сектор малого предпринимательства явился главной причиной, объясняющей успехи польской экономики.

В 1990-е годы слабая поддержка малого бизнеса в России оправдывалась нехваткой средств. Теперь в государстве денег достаточно. А с поддержкой и развитием малого бизнеса все еще дела обстоят неважно, особенно в инновационной сфере.

Подобный малый бизнес сейчас находится на крайне низком уровне, по сути дела в зоне статистической погрешности. Так, доля малых предприятий в затратах фирм на НИОКР в обрабатывающей промышленности составляет всего около 2,1 %. В то же время в развитых странах малые и средние предприятия вносят существенно больший вклад в инновации. В США, Германии, Италии это порядка 5 %, а в Канаде, Великобритании, Испании, Финляндии - более 10 % [5, с.37]. Парадокс - финансирование для инновационных проектов в сфере малого бизнеса есть, а сами проекты можно пересчитать по пальцам. Очевидно, что систему поддержки и развития высокотехнологичных и инновационных направлений малого бизнеса необходимо выстраивать с первых его шагов.

Пока в России не овладели искусством пошагового финансирования - от появления идеи до ее коммерциализации. Зато им овладели финны, датчане, корейцы, сингапурцы. В России катастрофически не хватает инфраструктуры, промышленных и технопарков. Правительство обещает, что в скором времени будет примерно 100 бизнес-инкубаторов. Но стране нужно гораздо больше. Это площадки для стартующего бизнеса, где могут размещаться в первую очередь инновационные компании.

Их активно строят повсюду. Например, в Словакии за последние пять лет создано 50 таких объектов, специализирующихся на производстве запасных частей для крупных автомобильных концернов [5, с.224].

В Финляндии существуют технополисы, которые включают бизнес-инкубаторы, технопарк и расположенный неподалеку университет. В университете находят человека с интересной идеей, прикрепляют к нему кураторов и прорабатывают совместно начальный этап развития проекта. Помогают не только советами, но и деньгами. В результате из 100 заведенных в бизнес-инкубаторы предприятий на выходе получают до 80 растущих компаний.

К проблеме создания промышленных парков напрямую примыкает другая - поддержка экспорта малых предприятий. Во многих странах существуют специализированные государственные структуры, которые занимаются продвижением брендов продукции небольших фирм за рубежом. Лидером по развитию малого и среднего бизнеса в последние годы можно назвать Южную Корею. Это несколько неожиданно, так как экономика этой страны основана преимущественно на крупных, тесно связанных с государством компаниях. В целом ситуация с развитием предпринимательства сильно напоминала российскую. Люди стремились попасть в один из таких концернов и делать карьеру внутри него. Мало кто мечтал о том, чтобы открыть свое дело, стать предпринимателем. С такой ситуацией столкнулась не только жная Корея: похожий сценарий сейчас развивается во Франции, в Германии. Но в Южной Корее она зашла особенно далеко. И правительство осознало, что такая структура экономики будет гасить предпринимательские порывы нации, остановит появление новых бизнесов.

Разразившийся финансовый кризис также подтолкнул заняться развитием малого предпринимательства. Ведь большие компании чрезмерно подвержены влиянию международной конъюнктуры. В итоге было принято решение о создании двухуровневой экономики: на первом уровне - крупные предприятия, на втором - малый бизнес. Успех корейской программы в первую очередь связан с формированием целостной системы поддержки малого бизнеса. Есть министерство, занимающееся развитием малого бизнеса. Его представительства открыты во всех регионах. У ведомства широкий диапазон деятельности, начиная от создания условий для доступности финансовых ресурсов до содействия повышению технологического уровня компаний.

Помимо министерства, работает специальная президентская комиссия, которая направлена исключительно на задачи развития этого сектора. Столь высокий уровень объясняется огромным количеством административных барьеров на пути развития предпринимательства. А так как административные барьеры чаще всего возникают на стыке деятельности различных ведомств, то устранять их должна структура, находящаяся, как говорится, над схваткой. Это позволило за последнее 10 лет, по оценке ОЭСР, Южной Корее сделать огромный рывок по сокращению количества бюрократических препон для малых компаний. Им удалось то, что не получается в других странах. С одной стороны, там выстроена целостная система поддержки малого бизнеса, с другой - планомерно и последовательно ликвидируются все узкие места, которые не дают развиваться.

Сегодня Российское государство предприняло ряд реальных шагов в направлении поддержки малого предпринимательства. Но отдельные меры ситуацию радикально не изменят. Главный вывод очевиден - поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер.

Поддержка малого и среднего бизнеса - один из приоритетов сегодняшней экономической политики многих стран. Государство поощряет предпринимательство с целью сокращения безработицы и обеспечения новых рабочих мест. На Западе существует целая система поддержки мелких и средних частных компаний. Так, страны Евросоюза, особенно недавно принятые в ЕС, создают целые межгосударственные структуры, обеспечивающие развитие и поддержку малого бизнеса.


Глава 2. Анализ кредитования малого бизнеса на примере ЗАО "Старбанк"

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...