Кредитная документация, предоставляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
Банковская практика и законодательство выработали деление кредитов на виды по различным основаниям. В зависимости от срока предоставления кредиты делятся на краткосрочные и долгосрочные. В основу деления кредитов на указанные виды положено два критерия: - срок кредита; - его назначение (цель). Краткосрочные кредиты предоставляются ОАО «Белвнешэкономбанк» на следующие цели и сроки: - на цели, связанные с созданием и движением текущих активов – до 2 лет (общий срок); - на выплату заработной платы – 1 год (общий срок); - в виде овердрафта – 1 год (общий срок); - по счету-контокорренту – 1 год (общий срок). Промежуточные сроки погашения кредита устанавливаются исходя из: -оборачиваемости товаров, оборотных активов; -графиков переработки (отгрузки, движения) прокредитованных ценностей и реализации готовой продукции; -сезонности производства; -других условий, не противоречащих законодательству Республики Беларусь. Для решения вопроса о выдаче краткосрочного кредита юридическое лицо предоставляет банку следующие документы: - ходатайство на получение кредита; - анкету кредитополучателя; - копию годового бухгалтерского баланса со всеми приложениями к нему (по усмотрению банка – копию пояснительной записки к нему и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если оно в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту); - копию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках на последнюю квартальную дату перед датой обращения в банк; - при осуществлении банком контроля за целевым использованием кредита (за фактической поставкой кредитуемых ценностей или выполнением работ при выдаче кредита в порядке предварительной оплаты (авансового платежа))– копии договоров (контрактов) и (или) других документов в подтверждение кредитуемой сделки, заверенные клиентом в установленном порядке (документы, переданные посредством факсимильной связи, к рассмотрению не принимаются). При кредитовании по возобновляемым кредитным линиям предоставляются договоры (контракты) с основными крупными поставщиками, хранение копий отгрузочных документов (товарно-транспортных накладных) не обязательно;
- прогноз потоков денежных средств в официальной денежной единице Республики Беларусь (иностранной валюте) в целом по предприятию на период кредитования (кроме случаев овердрафтного кредитования и кредитования по счету-контокорренту); - документы по обеспечению исполнения обязательств по возврату кредита и уплате процентов. - доверенность от уполномоченного лица на право подписания договоров с банком (если кредитный договор и договор по обеспечению исполнения обязательств подписывает не уполномоченное уставом, положением или иным учредительным документом лицо); - копии документов (лицензий на лицензируемые виды деятельности), подтверждающих юридическую правомочность клиента вести соответствующие виды деятельности на дату обращения в банк. По усмотрению банка юридическое лицо также предоставляет: - данные о фактической и прогнозируемой оборачиваемости товаров, оборотных активов; - график переработки (отгрузки, движения) прокредитованных ценностей и реализации готовой продукции; - статистическую отчетность, справочные, прогнозные и другие документы, информационные данные, необходимые по усмотрению банка для организации кредитных отношений; - при наличии задолженности по кредитным операциям в других банках предоставляются копии соответствующих договоров и договоров по обеспечению исполнения обязательств по ним (документы возвращаются клиенту, информация обобщается в экономическом заключении по заявке на проведение кредитной операции) или данные кредитополучателя о заемных средствах, полученных в других банках, и их обеспечении, сведения о проведении своевременных расчетов с банками-кредитодателями (справки банков-кредитодателей о наличии задолженности по кредитам, заверенные уполномоченным лицом (лицами));
- справку о претензиях к текущему (расчетному) счету на дату обращения в Банк или на иную дату, согласованную с банком, при необходимости заверенную уполномоченным лицом (лицами) обслуживающего банка (для юридических лиц, текущие (расчетные) счета которых открыты в других банках); - выписки по счетам, открытым в других банках не менее чем за 3 последних месяца перед датой обращения в банк, при необходимости заверенные уполномоченным лицом (лицами) обслуживающего банка; - копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя (приказ, решение собственников, участников, прочее); - паспорта руководителя, а также лиц, подписывающих договоры с банком, для ксерокопии страниц, где находятся фотография, обязательные реквизиты паспорта (в том числе на русском языке), данные о дате и месте рождения, прописке, регистрации брака. При повторном кредитовании паспорта предоставляются только в случае изменения состава указанных лиц. При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита клиенту банка используются учредительные документы, находящиеся в его юридическом деле. Юридические лица, текущие (расчетные) счета которых открыты в других банках, для решения вопроса о получении кредита дополнительно представляют: - копии учредительных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица (за исключением индивидуальных предпринимателей), удостоверенные нотариально или вышестоящим органом, или органом, производившим регистрацию; - копию документа о государственной регистрации (перерегистрации), удостоверенную нотариально или органом, производившим регистрацию;
- карточку с образцами подписей и оттиска печати предпринимателя, должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, подлинность которых удостоверена нотариально либо вышестоящим органом и оттиском его печати. В последующем, при неоднократном пользовании кредитами банка, юридические лица представляют указанные выше документы только в случае внесения в них изменений. Нерезиденты представляют документ, подтверждающий статус иностранного юридического лица, копию устава (положения, агримента и т.п.), удостоверенные в установленном порядке, с переводом на русский или белорусский язык, доверенность на представление интересов нерезидента и подписание договоров в рамках кредитного проекта, оформленную и удостоверенную в установленном порядке, иные документы по требованию банка. Обособленное подразделение юридического лица, выделенное на самостоятельный баланс, дополнительно предоставляет: - копию годового бухгалтерского баланса юридического лица со всеми приложениями к нему (по усмотрению банка – копию пояснительной записки к нему и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если оно в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту); - копию бухгалтерский баланса и отчета о прибылях и убытках юридического лица на последнюю квартальную дату перед датой обращения в банк; - копию устава юридического лица и положения об обособленном подразделении юридического лица, удостоверенные нотариально или вышестоящим органом, либо органом, производившим регистрацию; - доверенность юридического лица, подтверждающую полномочия руководителя обособленного подразделения на заключение кредитного договора, договоров по обеспечению исполнения обязательств по кредитному договору; - копию разрешения, выданного банком, в котором открыт текущий (расчетный) счет юридического лица, на открытие субсчета, режимом которого предусматривается погашение кредита, уплата процентов по нему и комиссионного вознаграждения (если обособленному подразделению открыт субсчет) [7].
Для решения вопроса о выдаче долгосрочного кредита юридическое лицо дополнительно к вышеперечисленным документам предоставляет банку: - бизнес-план, разработанный в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.1999 № 25 (за исключением кредитов на приобретение объектов для последующей передачи их в финансовую аренду (лизинг)); В случае если инвестиционный проект связан с приобретением, модернизацией основных средств в связи с заменой изношенного, устаревшего оборудования без увеличения объемов выпуска продукции либо приобретением основных средств, не требующих монтажа, не принимающих непосредственного участия в производственном процессе (энергетическое оборудование, автомобили, ремонтное оборудование и т.п.) (далее – основных средств) кредитополучателем может предоставляться сокращенный вариант бизнес-плана. Сокращенный бизнес-план должен включать в себя краткую характеристику всех аспектов деятельности предприятия (производственную, маркетинговую, финансовую), описание инвестиционного проекта, его стоимость и источники финансирования, оценку социального эффекта, расчет экономической эффективности проекта по предприятию и обоснование возможности возврата Банку вложенных в проект денежных средств, окупаемость проекта при реализации дополнительной продукции, полученной за счет реализации проекта. По кредитам на приобретение объектов для последующей передачи их в финансовую аренду (лизинг) представляется технико-экономическое обоснование потребности в кредите. - график поставки и установки оборудования, согласованный с подрядчиком, в случае привлечения для установки оборудования сторонних организаций (по кредитам на приобретение оборудования (машин и механизмов) с последующей его установкой); - копию договора на проведение работ по установке и монтажу оборудования, при осуществлении работ сторонними организациями (по кредитам на приобретение оборудования (машин и механизмов) с последующей его установкой). Для решения вопроса о предоставлении кредита на осуществление нового строительства, реконструкции (модернизации) предприятий, зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, в зависимости от конкретного объекта кредитования также представляются: - копия разрешения заказчику-застройщику на производство строительных работ, выдаваемого органами Государственного строительного надзора;
- копия решения местного исполнительного и распорядительного органа управления о строительстве; - копия государственного акта на право собственности, владения, пользования земельным участком или копия удостоверения на право временного пользования земельным участком; - проектно-сметная документация на строительство (проведение реконструкции), согласованная в установленном порядке. После изучения и анализа проектно-сметная документация возвращается кредитополучателю, за исключением копии сводного сметного расчета. - копия приказа об утверждении заказчиком проектно-сметной документации и сметной стоимости строительства (проведения работ) в базовых ценах; - копия справки пересчета сметной стоимости строительства в текущие цены на основании индексов изменения стоимости по элементам затрат; - копия заключения государственной вневедомственной экспертизы по проекту без замечаний, при необходимости копия заключения – государственной экологической экспертизы; - копия договора генерального подряда (подряда или субподряда), заключенный в соответствии с Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда; - копия договора между заказчиком и проектной организацией о проведении авторского надзора по объекту; - график производства строительно-монтажных работ и освоения денежных средств в сметных и текущих ценах; - копия лицензии на выполнение соответствующих видов работ, действующая на территории Республики Беларусь; - справка о фактически выполненных и оплаченных на начало кредитования объемах работ в ценах 1991 года; - отчет об объемах строительно-монтажных работ заказчика на начало года и последнюю отчетную дату - форма 2-КС (в случае кредитования незавершенных строительством работ); - в случае реализации инвестиционного проекта в рамках государственных программ или по решениям Правительства дополнительно представляются копии документов, подтверждающих включение данного проекта в государственную программу, или копия решения Правительства; при компенсации потерь Банку при льготном кредитовании также другие документы в соответствии с установленными требованиями. Для решения вопроса о предоставлении кредита на приобретение объектов для последующей передачи их в финансовую аренду (лизинг), кроме документов, также представляются: - копия договора лизинга (либо его проект) с приложениями к нему; - копия расчета лизинговых платежей; - финансовая и бухгалтерская отчетность лизингополучателя на последнюю отчетную (квартальную) дату перед датой обращения в Банк; - копии учредительных документов лизингополучателя (устав, учредительный договор), удостоверенные нотариально или вышестоящим органом, или органом, производившим регистрацию либо оригиналы учредительных документов лизингополучателя для их ксерокопии работником кредитной службы; - копия документа о государственной регистрации (перерегистрации) лизингополучателя, удостоверенная нотариально или вышестоящим органом, или органом, производившим регистрацию [8]. В службу залога и экономической экспертизы направляется бизнес-план (по проектам, сумма которых превышает 500 тысяч долларов США в эквиваленте) для оценки его экономической эффективности; пакет документов для изучения качества обеспечения, возможности реализации (ликвидности) объектов, предлагаемых в залог Банку, и их оценки, в случаях, установленных локальным нормативным правовым актом, регулирующим работу с залогом. При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита на проведение строительно-монтажных работ (новое строительство, реконструкция) по запросу кредитной службы Департамент строительства, проектирования и ремонта подготавливает заключение о достаточности полученных от кредитополучателя документов, необходимых для проведения строительно-монтажных работ, и их соответствии действующему законодательству. Объектами долгосрочного кредитования являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, которые включают в себя затраты на новое строительство, реконструкцию, модернизацию производства, приобретение готовых и незавершенных строительством объектов, приобретение оборудования, машин, механизмов и др. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует требованиям норм безопасности, санитарногигиеническим и экологическим нормам. Под долгосрочным кредитом также понимается кредит на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, для последующей передачи их в финансовую аренду (лизинг). Срок возврата кредита не должен превышать шесть лет (общий срок долгосрочного кредитования). При этом срок кредитования не может превышать период окупаемости проекта более чем на 20%. Вопрос о предоставлении кредита на срок, превышающий шесть лет, принимается Высшим кредитным комитетом. Сроки возврата кредита могут устанавливаться исходя из: -сроков освоения введенных мощностей и окупаемости кредитуемого проекта; -графиков поступления лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга). Срок кредита на приобретение объектов для последующей передачи их в финансовую аренду (лизинг) ограничивается сроком действия договора финансовой аренды (договора лизинга). При этом при его установлении необходимо учитывать, что на погашение кредита должны направляться не только средства, поступающие от лизингополучателей, но и собственные средства лизингодателя, находящиеся у него в хозяйственном обороте. Сроки возврата кредита могут опережать графики уплаты лизинговых платежей по договору лизинга. Не производится выдача долгосрочных кредитов (за исключением кредитов на приобретение объектов для последующей передачи их в финансовую аренду (лизинг)) юридическим лицам при наличии у них непокрытых убытков, как прошлых лет, так и отчетного года по результатам деятельности предприятия (индивидуального предпринимателя), в течение не менее 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за кредитом. Документы, необходимые для открытия счета по учету кредитной задолженности, хранятся в банке в юридическом деле клиента. В необходимых случаях банк, кроме документов, может потребовать от юридического лица оригиналы договоров (контрактов) и другие сведения и документы, подтверждающие финансовое состояние кредитополучателя, его репутацию в деловом мире, возможности по своевременному возврату кредита и уплате процентов за пользование им, платежеспособность его поручителя или гаранта и др. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорной основе специализированной организацией или специалистом-бухгалтером, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Копии представленных документов должны быть заверены клиентом в установленном порядке. Работник кредитной службы получает от клиента все необходимые документы и направляет их для рассмотрения и анализа в службу безопасности и юридическую службу. В случаях, установленных локальным нормативным правовым актом, регулирующим работу с залогом, работник кредитной службы направляет в службу залога и экономической экспертизы и иные службы банка пакет документов для изучения качества обеспечения, возможности реализации (ликвидности) объектов, предлагаемых в залог банку, и их оценки. Служба безопасности проводит проверочные мероприятия на основании копий следующих документов: - анкеты кредитополучателя; - учредительных документов (тех страниц, в которых указаны данные учредителей и их реквизиты); - страниц паспортов руководителя кредитополучателя, а также лиц, подписывающих договоры с банком, поручителя, где находятся фотография, обязательные реквизиты паспорта (в том числе на русском языке), данные о дате и месте рождения, прописке, регистрации брака; - договоров (контрактов) с контрагентами по сделке, на которую испрашивается кредит; - иных документов, необходимость которых вызывается проверочными мероприятиями [10]. По результатам проведенных проверочных мероприятий, выявления взаимосвязанных сторон службой безопасности составляется справка, с которой знакомятся руководители кредитной службы и ее работник, рассматривающий заявку клиента. Срок рассмотрения службой безопасности пакета документов исчисляется с момента его поступления в службу безопасности и не должен превышать 10 рабочих дней. Юридическая служба рассматривает вопросы юридической правоспособности кредитополучателя, поручителя, гаранта, залогодателя и правовые аспекты сделки, в том числе: - правовой статус юридического лица-кредитополучателя, факт его регистрации (перерегистрации); - необходимый объем полномочий органов юридического лица-кредитополучателя для принятия решения о привлечении кредита и предоставлении соответствующего обеспечения; - полномочия должностных лиц кредитополучателя на подписание кредитного договора и договоров, обеспечивающих выполнение обязательств; - соответствие договоров (контрактов) представленных в обоснование кредитуемого мероприятия, нормам действующего законодательства; - необходимость лицензирования тех видов деятельности, для осуществления которых испрашивается кредит и наличие соответствующих лицензий, в случае их необходимости; - правовой статус обособленного структурного подразделения (при выдаче кредита обособленному структурному подразделению); - формы обеспечения кредитных обязательств; - необходимость согласования и регистрации договоров залога; - правоспособность и юридический статус поручителя (гаранта), их полномочия выступать в роли последних по отношению к кредитополучателю в соответствии с законодательством; - другие вопросы, необходимые для принятия решения о кредитовании. Для подготовки юридического заключения юридической службе представляются: - докладная записка кредитной службы с краткой информацией по следующим аспектам: - порядок, условия, размер и сроки предоставления кредита (открытия кредитной линии), порядок погашения; - предполагаемые способы обеспечения, при обеспечении в виде залога – с указанием имущества, предлагаемого в залог банку; - наличие задолженности (просроченной задолженности) по ранее выданным кредитам и способам их обеспечения, в том числе перед другими банками; - установленные кредитополучателю лимиты на проведение кредитных и приравненных к ним операциям; - наличие убытков в деятельности кредитополучателя, факт нахождения последнего на стадии досудебного оздоровления, санации; Предоставляемая информация корректируется в зависимости от особенностей рассматриваемого проекта. - учредительные документы кредитополучателя и поручителей (при их наличии); - документы, подтверждающие полномочия директора юридического лица-кредитополучателя (юридического лица обособленного структурного подразделения), поручителя (гаранта), при их наличии, на заключение различного рода сделок; - копии договоров (контрактов) и (или) иных документов в обоснование кредитуемого мероприятия (при осуществлении банком контроля за целевым использованием кредита); - документы, характеризующие предлагаемое обеспечение; - дополнительная уточняющая информация по требованию. Недостающие материалы представляются в юридическую службу по мере их подготовки клиентом либо соответствующими службами банка. По итогам рассмотрения предоставленных документов юридическая служба составляет юридическое заключение и направляет его кредитной службе. Работник кредитной службы на основании представленных клиентом документов и иной информации, полученной в установленном порядке: 1) Изучает платежеспособность (кредитоспособность) потенциального кредитополучателя (поручителя, гаранта) в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65. 2) Проводит экономический анализ деятельности кредитополучателя (поручителя, гаранта), основная цель которого - оценка способности кредитополучателя (поручителя, гаранта) обеспечить своевременный возврат кредита и уплату начисленных процентов за пользование им. 3) Согласовывает с кредитополучателем сроки, способ, порядок выдачи и погашения кредита и процентов по нему. 4) Оформляет экономическое заключение по заявке на проведение кредитной операции по результатам изучения представленных кредитополучателем документов, справки службы безопасности, заключений иных служб (в установленных случаях), и иной информации, полученной в установленном порядке, и направляет пакет документов на рассмотрение кредитного комитета. Заключение подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения. В случае возникновения необходимости дополнительного анализа представленных материалов банк может проверить на месте у кредитополучателя состояние бухгалтерского учета, фактическое поступление (наличие) кредитуемых ценностей, условия их хранения, а также другие вопросы. До заключения кредитного договора банк (специалисты, проводящие оценку данного имущества) проверяет у залогодателя наличие, состояние предлагаемого в залог (заложенного) имущества и условия его хранения. Общее время рассмотрения службами представленного клиентом пакета документов на получение кредита и подготовки соответствующих заключений не должно превышать 12 - 17рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, для VIP клиентуры – 10 - 15 рабочих дней. При положительном решении вопроса о выдаче кредита, банк информирует клиента и подготавливает проект кредитного договора [10]. При принятии банком решения о нецелесообразности выдачи кредита клиенту в течение трех рабочих дней с момента принятия решения направляется письменное сообщение с указанием мотивов отказа (за подписью руководителя банка). При направлении клиенту сообщения об отказе в кредитовании запрещаются ссылки на материалы, представленные службой безопасности. Если рассмотрение кредитной заявки прекращено по инициативе клиента до вынесения вопроса на рассмотрение кредитного комитета, в ней делаются соответствующие записи. В процессе сопровождения кредита должен осуществляться систематический контроль за реализацией кредитуемого проекта, основная задача которого - своевременное выявление изменений платежеспособности (кредитоспособности) кредитополучателя и обоснованное принятие решений, направленных на минимизацию потерь, связанных с риском не возврата кредита и процентов по нему. В процессе мониторинга работник кредитной службы должен анализировать хозяйственно-финансовую деятельность кредитополучателя (поручителя, гаранта) на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности, проверок на месте. При сопровождении кредита, выданного индивидуальному предпринимателю, по усмотрению руководителя кредитной службы (управляющего отделением) работник кредитной службы ежеквартально осуществляет анализ финансового состояния кредитополучателя на основании его учетных документов, по индивидуальным предпринимателям-плательщикам единого налога – на основании данных учета их хозяйственно-финансовой деятельности, исходя из требований законодательства в части ведения учета плательщиками единого налога. Контроль может осуществляться путем предоставления кредитополучателем в срок, установленный в кредитном договоре, справок, подтверждающих поступление товарно-материальных ценностей (выполнения работ), подписанных руководителем и главным бухгалтером кредитополучателя. К справкам прилагаются товарно-транспортные и иные документы, подтверждающие факт поступления прокредитованных ценностей. Указанный контроль может быть осуществлен с выходом на место [10].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|