Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дневник заседаний II съезда рсдрп 5 глава




На II съезде РСДРП, после того как съезд отверг требование Бунда признать его единственным представителем еврейского пролетариата, Бунд вышел из партии. В 1906 году, на основании решения IV («Объединительного») съезда, Бунд вновь вошел в состав РСДРП.

Внутри РСДРП бундовцы постоянно поддерживали оппортунистическое крыло партии («экономи­стов», меньшевиков, ликвидаторов), вели борьбу против большевиков и большевизма. Программному требованию большевиков о праве наций на самоопределение Бунд противопоставлял требование куль­турно-национальной автономии. В годы столыпинской реакции Бунд занимал ликвидаторскую по-


ПРИМЕЧАНИЯ 471

зицию, активно участвовал в создании августовского антипартийного блока. Во время первой мировой войны 1914— 1918 гг. бундовцы стояли на позициях социал-шовинизма. В 1917 году Бунд поддержи­вал контрреволюционное Временное правительство, боролся на стороне врагов Великой Октябрьской социалистической революции. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны руко­водители Бунда сомкнулись с силами контрреволюции. Одновременно с этим среди рядовых членов Бунда наметился перелом в пользу сотрудничества с Советской властью. В марте 1921 года Бунд са­моликвидировался, часть его членов была принята в РКП (б) на общих основаниях. — 94.

53 «Последние Известия» — бюллетень Заграничного комитета Бунда; издавался в Лондоне и Женеве в

1901—1906 годах. —95.

54 Речь идет об организации «Искры», объединявшей действовавших в России искровцев. Еще в период

подготовки издания «Искры» и в первый год ее существования (декабрь 1900 — декабрь 1901 года) была создана сеть агентов «Искры», работавших в разных городах России — П. Н. и О. Б. Лепешин-ские, П. А. Красиков, А. М. Стопани, Г. М. и 3. П. Кржижановские, С. И. и Л. Н. Радченко, А. Д. Цю­рупа, Н. Э. Бауман, И. В. Бабушкин и др. В ряде городов (Петербург, Псков, Самара, Полтава и др.) были созданы группы содействия «Искре». Деятельность искровцев заключалась в сборе денег на из­дание «Искры», посылке корреспонденции в редакцию «Искры», транспортировке и распространении газеты и организации техники для печатания «Искры» в России. В этот период искровские группы, так же как и отдельные агенты, были еще мало связаны друг с другом и сносились, главным образом, не­посредственно с редакцией «Искры».

Рост революционного движения, а также возраставший объем практической работы, настоятельно выдвигал необходимость объединения сил искровцев, внесения плановости и организованности в их работу, что способствовало бы разрешению главной задачи — преодолению насаждаемого «экономи­стами» кустарничества и завоеванию социал-демократических комитетов на сторону «Искры». В связи с этим Лениным был выдвинут план создания общероссийской искровской организации, которая под­готовила бы объединение социал-демократических организаций России в единую централизованную марксистскую партию. Этот план был первоначально изложен Лениным в статье «С чего начать?» (май 1901), а затем детально разработан им в брошюре «Что делать?» (осень 1901 — февраль 1902) (см. Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 1—13 и том 6, стр. 1—192).


472 ПРИМЕЧАНИЯ

При осуществлении плана создания в России единой искровской организации Ленину и его сто­ронникам пришлось преодолевать местнические (областнические) тенденции, имевшиеся среди от­дельных искровцев-практиков. «... Должны сказать, — писал Ленин в письме С. О. Цедербауму в июле 1901 года, — что вообще всякий план издания какого бы то ни было районного или местного органа российской организацией «Искры» мы считаем безусловно неправильным и вредным. Организация «Искры» существует для поддержки и развития последней и для объединения этим партии, а не для дробления сил, которого и без этой организации больше чем достаточно» (Сочинения, 4 изд., том 34, стр. 57).

В январе 1902 года в Самаре состоялся съезд искровцев, в котором участвовали Г. М. и 3. П. Кржижановские, Ф. В. Ленгник, М. А. Сильвин, В. П. Арцыбушев, Д. И. и М. И. Ульяновы и др. На этом съезде было создано бюро российской организации «Искры». В принятых решениях был опреде­лен порядок связи членов организации «Искры» между собой и с редакцией «Искры», порядок денеж­ных сборов и распределения средств, задачи искровцев по отношению к социал-демократическим ко­митетам и к местным печатным органам. Для осуществления основной задачи — присоединения ко­митетов к организации «Искры» и признания ее общепартийным органом — было решено разъехаться в разные районы России. «... Ваш почин, — писал В. И. Ленин организаторам съезда, — нас страшно обрадовал. Ура! Именно так! Шире забирайте! И орудуйте самостоятельнее, инициативнее — вы пер­вые начали так широко, значит и продолжение будет успешно!» (Ленинский сборник VIII, стр. 221).

Осуществление решений съезда было затруднено арестами в феврале 1902 года ряда искровцев. Несмотря на это, искровцы, вооруженные книгой Ленина «Что делать?», развернули энергичную дея­тельность по пропаганде и практическому осуществлению ленинского плана создания партии. Россий­ская организация «Искры» добилась больших результатов в создании фактического единства партий­ных организаций на основе принципов революционного марксизма. К концу 1902 года почти все важ­нейшие социал-демократические комитеты заявили о своей солидарности с «Искрой».

При самом деятельном участии искровцев на совещании в Пскове 2—3 (15—16) ноября 1902 года был создан Организационный комитет по созыву II съезда партии, которому искровские организации передали все свои связи. Российская организация «Искры», существовавшая до II съезда партии, сыг­рала важную роль в деле подготовки и созыва съезда, который создал революционную марксистскую партию в России. — 96.


ПРИМЕЧАНИЯ 473

55 Группа «Южный рабочий» — социал-демократическая группа, сформировавшаяся к осени 1900 года на юге России вокруг газеты того же названия. Газета издавалась нелегально в 1900—1903 годах, все­го вышло двенадцать номеров; первый номер был издан в январе 1900 года Екатеринославским коми­тетом РСДРП. В состав группы и в редакцию газеты в разное время входили И. X. Лалаянц, А. Вилен­ский, О. А. Коган (Ерманский), Б. С. Цейтлин, Е. Я. и Е. С. Левины, В. Н. Розанов и др.

Группа «Южный рабочий» в противовес «экономистам» считала важнейшей задачей политиче­скую борьбу пролетариата, свержение самодержавия, выступала против терроризма, за развертывание массового революционного движения и провела значительную революционную работу на юге России. В то же время группа переоценивала роль либеральной буржуазии и не придавала значения крестьян­скому движению. Искровскому плану создания централизованной марксистской партии путем объе­динения революционных социал-демократов вокруг «Искры» группа «Южный рабочий» противопос­тавляла план восстановления РСДРП путем создания областных социал-демократических объедине­ний. Практической попыткой осуществления этого плана был созыв съезда комитетов и организаций РСДРП юга России в декабре 1901 года, на котором был образован «Союз южных комитетов и орга­низаций РСДРП», с газетой «Южный Рабочий» в качестве его органа. Попытка эта оказалась нежиз­ненной (как и весь организационный план группы «Южный рабочий»), и после массовых провалов весной 1902 года «Союз» распался. Оставшиеся на свободе члены группы «Южный рабочий» в авгу­сте 1902 года вступили в переговоры с редакцией «Искры» о совместной работе по восстановлению единства российской социал-демократии. Заявление группы о солидарности с «Искрой» (опубликова­но в «Искре» № 27, 1 ноября 1902 г. и в «Южном Рабочем» № 10, декабрь 1902 г.) имело большое зна­чение для консолидации социал-демократических сил России. В ноябре 1902 года члены группы «Южный рабочий» принимали участие в создании Организационного комитета по созыву II съезда партии, а потом и в его работе. Но и в этот период группа «Южный рабочий» не занимала последова­тельно-революционных позиций; в ее деятельности сказывались сепаратистские тенденции, выразив­шиеся прежде всего в том, что она выдвигала план издания, параллельно «Искре», общероссийской газеты. В работе «Шаг вперед, два шага назад» Ленин отнес группу «Южный рабочий» к числу тех ор­ганизаций, «которые, признавая «Искру» руководящим органом на словах, на деле преследовали свои особые планы и отличались неустойчивостью в принципиальном отношении» (Сочинения, 4 изд., том 7, стр. 193). На II съезде партии делегаты группы «Южный рабочий» заняли позицию «центра»


474 ПРИМЕЧАНИЯ

(«оппортунисты средние», как назвал представителей «центра» Ленин).

II съезд РСДРП постановил распустить группу «Южный рабочий», как и все отдельные самостоя­тельно существовавшие социал-демократические группы и организации (см. «Второй съезд РСДРП», 1959, стр. 439). —96.

56Имеется в виду решение IV съезда Бунда, состоявшегося в апреле 1901 года. — 97.

Имеется в виду полемика между редакцией «Искры» и Бундом, вызванная решениями IV съезда Бунда по национальному вопросу и по вопросу о взаимоотношениях с РСДРП. В статье, опубликованной в №7 «Искры» (август 1901), подвергалось критике выдвинутое съездом программное требование на­циональной автономии для евреев и решение съезда установить федеративный принцип взаимоотно­шений с РСДРП. ЦК Бунда ответил на заметку письмом, которое вместе с ответом редакции «Искры» было напечатано в № 8 «Искры» 10 сентября 1901 года. На этом полемика временно прекратилась. В дальнейшем бундовский национализм и сепаратизм в организационных вопросах Ленин подверг кри­тике в статье «Нужна ли «самостоятельная политическая партия» еврейскому пролетариату», в проек­те резолюции о месте Бунда в РСДРП, в речи на II съезде партии по вопросу о месте Бунда в РСДРП, в проекте резолюции о выходе Бунда из РСДРП, в статьях «Последнее слово бундовского национализ­ма», «Максимум беззастенчивости и минимум логики» и «Положение Бунда в партии» (см. настоящий том, стр. 117—122, 245—246, 266— 269, 300, 322—325 и Сочинения, 4 изд., том 7, стр. 44^9, 76— 86). —97.

58 «Союз армянских социал-демократов» был основан С. Г. Шаумяном, Б. М. Кнунянцем, А. Г. Зурабо­
вым, А. Хумаряном и др. летом 1902 года в Тифлисе. «Союз» действовал в тесной связи с Тифлисским
комитетом РСДРП и в конце 1902 года влился в него. — 102.

59 «Пролетариат» — нелегальная газета на армянском языке, орган «Союза армянских социал-
демократов». Вышел всего один номер в октябре 1902 года в Тифлисе (по конспиративным соображе­
ниям на газете указано, что она печаталась в Женеве). Газета была основана С. Г. Шаумяном, в орга­
низации ее выпуска принимал участие Б. М. Кнунянц. Редакция «Пролетариата» выпустила «Листки
«Пролетариата»» №№ 1—2. Первый съезд кавказских социал-демократических организаций, состо­
явшийся в марте 1903 года, постановил объединить газеты «Пролетариат» и «Брдзола» (орган грузин­
ской социал-демократической организации) в одну под названием «Борьба Пролетариата». «Борьба
Пролетариата» стала выхо-


ПРИМЕЧАНИЯ 475

дить с апреля — мая 1903 года на грузинском и армянском языках, а с июля 1905 года и на русском языке. Содержание газеты на всех трех языках было одинаковым.

Статья «Манифест «Союза армянских социал-демократов»», помещенная в № 1 «Пролетариата», была написана С. Г. Шаумяном. — 102.

60 Настоящая работа представляет собой программу лекций по аграрному вопросу, прочитанных Лени­ным 10—13 (23—26) февраля 1903 года в Русской высшей школе общественных наук в Париже, и конспект первой лекции.

Школа была основана в 1901 году группой либеральных профессоров, изгнанных царским прави­тельством из высших учебных заведений России. Основными организаторами школы были профессо­ра М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров и Е. В. де Роберти. Школа работала легально. Слушатели шко­лы состояли главным образом из революционной эмигрантской молодежи русской колонии в Париже и русских студентов. При выработке советом школы списка лекторов на 1902 год для чтения лекций по аграрному вопросу были приглашены эсеры В. М. Чернов и К. Р. Качоровский. Парижская искров­ская группа, узнав о предоставлении эсерам легальной трибуны для проповеди своих взглядов, решила добиться возможности выступить в школе представителю марксистской точки зрения и потребовала приглашения для чтения лекций В. И. Ленина, причем было указано, что Вл. Ильин (литературный псевдоним В. И. Ленина) является известным марксистом, автором легальных книг «Развитие капита­лизма в России» и «Экономические этюды». Парижские искровцы при помощи слушателей школы со­циал-демократов добились проведения через совет школы решения о приглашении Ленина для чтения лекций. В декабре 1902 года Ленину было послано официальное приглашение от совета школы и было получено его согласие. Позднее, выяснив, что Вл. Ильин и В. И. Ленин — одно и то же лицо, руково­дство школы пыталось отменить свое решение, считая нежелательным выступление в стенах школы нелегального политического публициста, но это не удалось. Ленин прочитал в Русской высшей школе четыре лекции, которые прошли с огромным успехом. Ленин придавал большое значение своим лек­циям в Русской высшей школе. При подготовке к лекциям он изучил большое количество литературы по аграрному вопросу, частично перевел статью Ф. Энгельса «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», сделал выписки из «Капитала» К. Маркса и из его статей по аграрному вопросу в «Новой Рейнской Газете», а также из книг и статей русских и иностранных авторов (П. П. Маслова, А. Н. Эн­гельгардта, В. П. Воронцова, Е. Штумпфе, Рокиньи, Л. Грандо, Л. Носсига, Г. Бётгера и др.). Лениным были написаны два


476 ПРИМЕЧАНИЯ

варианта конспектов-планов лекций (см. Ленинский сборник XIX, стр. 225—228, 230—240).

Конспект первой лекции, помещенный в настоящем томе, был записан одним из слушателей шко­лы во время лекции и потом исправлен и отредактирован Лениным. — 107.

61 Издание редакцией «Искры» брошюры, которая включала бы прокламацию Екатеринославского коми-

тета РСДРП «К еврейским рабочим г. Екатеринослава» и статью Заграничного комитета Бунда «По поводу одной прокламации», по-видимому, не было осуществлено. — 118.

62 Сионизм — реакционное, буржуазно-националистическое течение, возникшее в конце XIX века среди
еврейской буржуазии. В своих националистических теориях сионисты стремятся доказать, что евреи
всех стран составляют якобы «единую еврейскую нацию»; сионисты выступают за «классовое сотруд­
ничество» всех евреев, отвлекая тем самым трудящихся евреев от классовой борьбы против буржуа­
зии, от совместной с трудящимися других национальностей борьбы за демократические свободы и со­
циализм. — 118.

63 Брошюра «К деревенской бедноте» написана В. И. Лениным в первой половине марта 1903 года. В
письме Г. В. Плеханову от 2 (15) марта 1903 года Ленин сообщал по поводу своей работы над брошю­
рой: «Я засел теперь за популярную брошюру для крестьян о нашей аграрной программе. Мне очень
хочется разъяснить нашу идею о классовой борьбе в деревне на конкретных данных о четырех слоях
деревенского населения (помещики, крестьянская буржуазия, среднее крестьянство и полупролетарии
вместе с пролетариями). Что Вы думаете о таком плане?

Из Парижа я вывез убеждение, что только такой брошюрой можно рассеять недоумения насчет от­резков etc.» (Сочинения, 4 изд., том 34, стр. 125).

При подготовке брошюры Ленин разработал несколько вариантов плана, составил план отдельных глав брошюры, сделал на основе собранного им материала ряд статистических подсчетов (см. настоя­щий том, стр. 364—380).

В мае 1903 года брошюра была издана в Женеве «Заграничной лигой русской революционной со­циал-демократии». В 1904 году брошюра была переиздана за границей ЦК РСДРП, а также неодно­кратно перепечатывалась местными организациями РСДРП в России. В 1905 году брошюра была на­печатана в Тифлисе в Авлабарской нелегальной партийной типографии. Брошюра получила широкое распространение. Она нелегально переправлялась в разные города России, а оттуда распространялась по деревням. По имеющимся неполным данным, только за время с мая 1903 по декабрь 1905 года брошюра была доставлена в 75 населенных пунктов.


ПРИМЕЧАНИЯ 477

Она изучалась в подпольных социал-демократических и рабочих кружках, проникала в армию и флот и к студенчеству.

В 1905 году В. И. Ленин подготовил легальное издание брошюры и договорился по указанию ЦК РСДРП с издательством «Молот» в Петербурге о ее выпуске. В конце 1905 года брошюра вышла под названием «Нужды деревни (К деревенской бедноте)» в издательстве «Молот»; в 1906 году этим же издательством было выпущено второе легальное издание брошюры, матрицированное с первого. По­скольку легальное издание готовилось в новых исторических условиях — в период подъема первой русской революции, текст брошюры был Лениным исправлен и дополнен: дана характеристика рус­ско-японской войны, освещен вопрос о роли Государственной думы, требования партии по аграрному вопросу изложены на основе решений III съезда РСДРП. Легальное издание Ленин готовил в условиях подцензурной печати, поэтому ряд мест в тексте брошюры им опущен (о причинах поражения кресть­янских восстаний 1902 года, о царском манифесте 26 февраля 1903 года и др.); некоторые места даны в новой редакции.

В настоящем томе брошюра печатается по изданию 1903 года. Важнейшие изменения, внесенные Лениным в текст при подготовке легального издания, указаны в подстрочных примечаниях. — 129.

64 В издании 1903 года был напечатан проект программы, выработанный редакцией «Искры» и «Зари», с

объяснением к проекту, написанным Лениным (см. настоящий том, стр. 200—203). — 166.

65 Уставные грамоты — акты, определявшие поземельные отношения временнообязанных крестьян с
помещиками в связи с отменой крепостного права в 1861 году. В уставной грамоте указывалось коли­
чество земли, которым пользовались крестьяне до реформы, и определялись размеры наделов, остав­
шихся у крестьян после реформы. В грамоте перечислялись также повинности, которые должны были
нести крестьяне в пользу помещика. На основе уставных грамот определялся размер выкупных плате­
жей с крестьян. — 180.

66 Славянофилы — представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX
века, возникшего в условиях кризиса крепостничества. Славянофилы выдвинули «теорию» об особом
самобытном пути исторического развития России, в основе которого должны лежать якобы присущий
только славянам общинный строй в православие. Считая, что историческое развитие России исключа­
ет возможность революционных переворотов, ела-


478 ПРИМЕЧАНИЯ

вянофилы резко отрицательно относились к революционному движению не только в России, но и на Западе. Выступая за сохранение самодержавия, славянофилы считали, что монарх должен считаться с общественным мнением, и предлагали созыв Земского собора (думы) из выборных представителей всех общественных слоев, высказываясь, однако, против конституции и формального ограничения са­модержавия. В крестьянском вопросе славянофилы выступали за личное освобождение крестьян и на­деление общин землей за выкуп в пользу помещиков. Главными представителями славянофилов были А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др. — 208.

67 «Новое Слово» — ежемесячный научно-литературный и политический журнал; издавался в Петербурге

с 1894 года либеральными народниками, с начала 1897 года — «легальными марксистами» (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др.). В период пребывания в сибирской ссылке Ленин поместил в журнале «Новое Слово» статьи «К характеристике экономического романтизма» и «По поводу одной газетной заметки» (см. Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 119—262, 425—432). В журнале печатались так­же Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Мартов, А. М. Горький и др. В декабре 1897 года журнал был за­крыт царским правительством. — 208.

68 Бернштейнианцы — представители враждебного марксизму, оппортунистического течения в между­
народной социал-демократии, возникшего в конце XIX века в Германии и названного по имени Э.
Бернштейна, наиболее открытого выразителя ревизионизма.

В 1896—1898 гг. Бернштейн выступил в теоретическом органе германской социал-демократии журнале «Die Neue Zeit» («Новое Время») с серией статей «Проблемы социализма», в которых под­верг ревизии философские, экономические и политические основы революционного марксизма. «От­рицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт растущей нищеты, пролета­ризации и обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о «конечной цели» и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиаль­ная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы...» (В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 7). Ревизия марксизма бернштейнианцами была направлена к то­му, чтобы превратить социал-демократию из партии социальной революции в партию социальных ре­форм.


ПРИМЕЧАНИЯ 479

Левые элементы германской социал-демократии начали борьбу против Бернштейна на страницах сво­их газет. В защиту бернштейнианства выступило правое, оппортунистическое крыло. Центральный комитет партии занимал примиренческую позицию по отношению к бернштейнианству и не давал ему отпора. В журнале «Die Neue Zeit» полемика по поводу статей Бернштейна была открыта в июле 1898 года статьей Г. В. Плеханова «Бернштейн и материализм», направленной против ревизионизма.

В 1899 году статьи Бернштейна вышли отдельной книгой под заглавием «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии».

На съездах германской социал-демократической партии — Штутгартском (октябрь 1898), Ганно­верском (октябрь 1899) и Любекском (сентябрь 1901) — бернштейнианство было осуждено, но, ввиду примиренческой позиции большинства лидеров, партия не отмежевалась от Бернштейна. Бернштейни­анцы продолжали открыто пропагандировать ревизионистские идеи в журнале «Sozialistische Monatshefte» («Социалистический Ежемесячник») и в партийных организациях.

Бернштейнианство встретило поддержку оппортунистических элементов других партий II Интер­национала. В России бернштейнианские теории были поддержаны «легальными марксистами» и «эко­номистами». Царская цензура пропустила три издания книги Бернштейна, переведенной на русский язык, а начальник Московского охранного отделения Зубатов включил ее в число книг, рекомендо­ванных для чтения рабочим.

Только революционные марксисты России, большевики во главе с Лениным вели решительную и последовательную борьбу против бернштейнианства и его сторонников. Ленин уже в 1899 году вы­ступил против бернштейнианцев в «Протесте российских социал-демократов» и в статье «Наша про­грамма»; развернутой критике бернштейнианство подвергнуто в книге Ленина «Что делать?» и в его статьях «Марксизм и ревизионизм», «Разногласия в европейском рабочем движении» (см. Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 163— 176, 182—186; том 6, стр. 1—192; 4 изд., том 15, стр. 15— 25; том 16, стр. 317—322) и др. — 212.

«Русские Ведомости» — газета; выходила в Москве с 1863 года, выражала взгляды умеренно-либеральной интеллигенции. В 80—90-х годах в газете принимали участие писатели демократическо­го лагеря В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и др., печатались произведения либеральных народников. С 1905 года газета являлась органом правого крыла партии кадетов. Ленин указывал, что «Русские Ведомости» своеобразно сочетали «правый кадетизм с народническим нале­том» (Сочинения, 4 изд., том 19,


480 ПРИМЕЧАНИЯ

стр. 111). В 1918 году «Русские Ведомости» были закрыты вместе с другими контрреволюционными газетами. — 212.

70 Прудонизм — антинаучное, враждебное марксизму течение мелкобуржуазного социализма, названное

по имени его идеолога французского анархиста Прудона. Критикуя крупную капиталистическую соб­ственность с мелкобуржуазных позиций, Прудон мечтал увековечить мелкую частную собственность, предлагал организовать «народный» и «обменный» банки, при помощи которых рабочие якобы смогут обзавестись собственными средствами производства, стать ремесленниками и обеспечить «справедли­вый» сбыт своих продуктов. Прудон не понимал исторической роли пролетариата, отрицательно отно­сился к классовой борьбе, пролетарской революции и диктатуре пролетариата; с анархистских пози­ций отрицал необходимость государства. Маркс и Энгельс вели последовательную борьбу с попытка­ми Прудона навязать свои взгляды I Интернационалу. Прудонизм был подвергнут уничтожающей критике в работе Маркса «Нищета философии». Решительная борьба Маркса, Энгельса и их сторон­ников с прудонизмом в I Интернационале окончилась полной победой марксизма над прудонизмом.

Ленин называл прудонизм «тупоумием мещанина и филистера», неспособного проникнуться точ­кой зрения рабочего класса. Идеи прудонизма широко использовались буржуазными «теоретиками» для проповеди классового сотрудничества. — 214.

71 Имеется в виду статья Ф. Энгельса «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», в которой было
подвергнуто критике решение Нантского конгресса Рабочей партии Франции (сентябрь 1894) по во­
просу об аграрной программе партии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух то­
мах, т. II, 1955, стр. 401—421). — 215.

72 Настоящая статья является ответом на статью П. П. Маслова (Икса) «Об аграрной программе», к кото-

рой был приложен его проект аграрной программы. В этой статье Маслов подвергал критике аграрную часть проекта программы РСДРП, выработанного редакцией «Искры». Статья Ленина вместе со стать­ей и проектом Маслова была издана песед II съездом РСДРП отдельной брошюрой «Заграничной ли­гой русской революционной социал-демократии» и роздана делегатам съезда в качестве доклада об аграрной части программы. — 217.

73 Речь идет о письме, автор которого остался неизвестен (подпись не разобрана), написанном в ответ на

запрос В. И. Ленина. Использовав данные, сообщенные автором, Ленин сделал на письмо вычисления, приведенные им ниже,


ПРИМЕЧАНИЯ 481

а также вычисления среднего процента барщинных крестьян по группам губерний. На чистой страни­це письма Лениным сделаны расчеты и графические иллюстрации к анализу классовых групп в дерев­не (см. Ленинский сборник XIX, стр. 350—355 и настоящий том, стр. 379—380). — 221.

74 «Отечественные Записки» — литературно-политический журнал, начал издаваться в Петербурге в
1820 году; с 1839 года становится наиболее прогрессивным журналом того времени. В работе журнала
принимали участие В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев и др. С 1846 года,
после ухода из редакции Белинского, значение «Отечественных Записок» стало падать. С 1868 года,
когда журнал перешел в руки Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, наступил период нового
расцвета «Отечественных Записок»; в это время журнал группировал вокруг себя революционно-
демократическую интеллигенцию. После смерти Некрасова (1877) преобладающее влияние в журнале
приобрели народники.

Журнал подвергался непрерывным цензурным преследованиям и в апреле 1884 года был закрыт царским правительством. — 230.

75 Польская социалистическая партия (ППС) (Polska Partia Socjalistyczna) — реформистская национали-

стическая партия, созданная в 1892 году. Выступая под лозунгом борьбы за независимую Польшу, ППС, возглавляемая Пилсудским и его сторонниками, вела сепаратистскую, националистическую пропаганду среди польских рабочих и стремилась отвлечь их от совместной с русскими рабочими борьбы против самодержавия и капитализма.

На протяжении всей истории ППС внутри партии под воздействием рядовых рабочих возникали левые группы. Некоторые из них примыкали впоследствии к революционному крылу польского рабо­чего движения.

В 1906 году ППС раскололась на 1И 1С-«девицу» и на правую, шовинистскую, так называемую 1И 1С-«революционную фракцию».

ППС-«левица» под влиянием партии большевиков, а также под воздействием СДКПиЛ (Социал-демократии Королевства Польского и Литвы) постепенно переходила на последовательно революци­онные позиции.

В годы первой мировой войны большая часть ППС-«левицы» заняла интернационалистскую пози­цию и в декабре 1918 года объединилась с СДКПиЛ. Объединенные партии образовали Коммунисти­ческую рабочую партию Польши (так до 1925 года называлась Коммунистическая партия Польши).

Правая ППС продолжала во время первой мировой войны политику национал-шовинизма; ею были организованы на


482 ПРИМЕЧАНИЯ

территории Галиции польские легионы, которые воевали на стороне австро-германского империализ­ма. С образованием польского буржуазного государства правая ППС в 1919 году объединилась с час­тями 1111С, находившимися на территории Польши, ранее захваченной Германией и Австрией, и вновь приняла название ГШС. Став во главе правительства, она способствовала переходу власти в руки польской буржуазии и затем систематически вела антикоммунистическую пропаганду и поддерживала политику агрессии против Советской страны, политику захвата и угнетения Западной Украины и За­падной Белоруссии. Отдельные группы в 1111С, несогласные, с этой политикой, вливались в Коммуни­стическую партию Польши.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...