Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Секс и сексуальные отношения

Взаимоотношения полов в рамках НРД могут принимать совершенно разные формы: от безбрачия, соблюдаемого обществом Брахма Кумарис, до промискуитета, поощряемого движением Бхагвана Раджниша, и «революционного секса», практиковавшихся Детьми Бога, у которых половым актам велся счет, поскольку они использовались для привлечения в движение денег и новых приверженцев. Некоторые самые чудовищные сообщения о НРД касаются вовлечения в сексуальные ритуалы детей, что имело место в группах поклонников сатаны. Любое рода сексуальное насилие над детьми, безусловно, является серьезным преступлением, об известных случаях которого следует незамедлительно оповещать правоохранительные органы.

У движений, поощряющих «свободный секс», могут быть проблемы с болезнями, передающимися половым путем. Нужно сказать, однако, что сегодня большинство из них пропагандирует широкое применение профилактических средств, особенно с тех пор, как появился СПИД. Многие движения, как например Церковь Сайентологии или буддийская Нитирэн Шошу, ничем не выделяются в своей позиции по этому вопросу. Их адепты практикуют такие же половые отношения, как и общество в целом. Совершенно очевидно, что реакция стороннего наблюдателя на сексуальную практику, принятую в том или ином НРД, будет зависеть от того, что этот наблюдатель считает «нормальным» и «приемлемым». Один обеспокоенный отец жаловался, что с его сыном что-то не в порядке, так как, вступив в НРД, он перестал «спать с кем попало».(5)

Наркотики

Особо следует отметить предполагаемую проблему наркотиков в Новых Религиозных Движениях. Следует подчеркнуть, что таких НРД, в которых бы поощрялось употребление запрещенных законом наркотиков, мало (5). Растафары часто курят ганджу (вид марихуаны, выращиваемой на Ямайке), превращая это в своего рода таинство – ритуал, который может быть соотнесен с «приятием чаши». Незначительное меньшинство среди неоязыческих групп отстаивает право на употребление «священного вещества» как «могущественного орудия», но лишь постольку, поскольку это требуется в сакральных целях. В 1972 году, надышавшись химического вещества толуола, – практика, достаточно случайно введенная в то время в ритуал движения, – умерли два члена движения Семья Любви. В Джонстауне, Гвиана, в немалом количестве были обнаружены наркотики, предназначенные для воздействия и контроля над поведением людей. Это усиливает подозрение, что данное движение использовалось для проведения экспериментов по модификации поведения.(5)

Некоторые движения не мешают своим членам употреблять наркотики, хотя сами и не являются сторонниками подобной практики. Многие НРД (например, Общество Сознания Кришны или Брахма Кумарис) категорически запрещают использование наркотиков. Предметом гордости некоторых движений является то, что они способствовали исцелению своих членов от наркотической зависимости. Члены многих НРД реже, чем их ровесники, курят, принимают наркотики или злоупотребляют алкоголем. Некоторые НРД (например, Церковь Объединения или Церковь Сайентологии) продвигают широкомасштабные программы по борьбе с наркоманией. У Сайентологической миссии это, в частности, программа «Нарконон» – в свое время рекомендованная Минздравом РФ и впоследствии отмененная, однако не запрещенная и свободно действующая на территории России. В США программа «Нарконон» является легальной и сертифицированной надлежащей медицинской комиссией, хотя ее полезность оспаривается до сих пор многими противниками Сайентологических практик и методов(3).

Самоубийство.

Невозможно узнать, сколько членов НРД покончили жизнь самоубийством. Более того, было бы неправомерно утверждать, что покончивший с собой член какого-либо движения сделал это исключительно вследствие своей причастности к движению. Нельзя также забывать и о многочисленных свидетельствах людей, которые признают, что были потенциальными самоубийцами до встречи с движением, придавшим их жизни новый смысл и направление.

Тем не менее, значение смерти для человека может радикально меняться в зависимости от его веры, и очевидно, что некоторые самоубийства являются прямым результатом вовлеченности в НРД. В истории религии небезызвестны массовые самоубийства: в 1190 году иудеи Йорка, подобно иудеям в Массаде до них, совершили массовый акт самоубийства. В последние десятилетия семнадцатого века тысячи староверов сжигали себя в России. Со времени трагедии в Гайане в 1978 году в бесчисленных сообщениях средств массовой информации и в антисектантской литературе стали появляться, как правило, бездоказательные утверждения, что массовые самоубийства являются потенциальной особенностью в других многочисленных НРД. Иногда факт показательного или ритуального самоубийства, когда член (или члены) НРД совершают самоубийство как социальный протест против несправедливости (например, Ананда Марга, самоубийство нескольких членов, протест против тюремного заключения их лидера, Германия, 1978 год). Контекст этого протеста чаще всего просто игнорируется, а само НРД описывается как не только такое, что многие ее члены не выдерживают и совершают самоубийство, но и как явно подстрекающее ее членов совершить его. В остальных случаях самоубийств, если достоверно известно, что человек, совершивший самоубийство, является членом движения, акцент общества и его внимание чаще сконцентрированы на членстве этого человека в НРД с подтекстом, что ответственность за самоубийство лежит именно на движении. Хотя, будь этот человек прихожанином Православной или Католической Церкви, его религиозная принадлежность, как правило, не упоминается. Иногда подобными предвзятыми приемами пользуются и сами НРД, как в случае, когда единственный прихожанин, будучи депрограммирован, покончил жизнь самоубийством, что было использовано общиной в пропагандистских целях.(5)

Страшные случаи массовых самоубийств все же происходят, хоть и не столь часто, как это склонны утверждать антикультово ориентированные источники. Например, в Южной Корее 29 августа 1987 года на заводском чердаке были обнаружены связанные и с кляпами во рту трупы 33 последователей Парк Сун Я («Милосердная Мать»). Рядом с грудой тел были бутылки с наркотиками, и не было никаких признаков того, что жертвы сопротивлялись удушению или отравлению. Власти считают, что имел место договор о суицидальном убийстве.(5) Известен и получил широкий общественный резонанс НРД «Белое Братство», где только с помощью вмешательства властей было приостановлено предполагаемое массовое самоубийство членов движения.(5, 10) Следует отметить также, что, в случае с НРД «Белое Братство», помимо подстрекательств к самоубийству были еще и подстрекательства к массовым беспорядкам, а НРД «Аум Синрике» совершила акт массового отравления пассажиров токийского метро, что привело к закономерному и необходимому вмешательству юридических, законодательных и даже силовых структуры.

Трагедия происходит и тогда, когда члены того или иного НРД были абсолютно уверенны в своей неуязвимости, защищенности от смерти, и ситуация, в которую они себя ставили, лишь постороннему наблюдателю может казаться суицидальной. В случаях, когда люди подставляют себя под пули (Движение Святого Духа, Уганда, или США, Мемфис, штат Теннесси, последователи Линдберга Сандерса), равно как и отказываются от инсулина или переливания крови – действительно, любой наблюдатель может охарактеризовать ситуацию как суицидальную. В действительности же догмат веры некоторых НРД позволяет им оставаться в абсолютной уверенности, что их вера, их лидер, их мантры защитят их от драматичного исхода. Эти немногочисленные случаи можно назвать трагичными, но не преступными и не имеющими состава преступления.

Следует отметить также существование некоторых НРД (в частности, Ассоциация «Пламя»), которые вообще декларируют физическое бессмертие, то есть представляют собой некоторую антитезу не только самоубийству, но и смерти вообще(5) .

Реформирование мышления

Введение в проблему.

«Реформирование мышления» (thought reform) или, более распространенный термин «контроль сознания» – одна из наиболее спорных на сегодняшний день тем, которая, в некотором смысле является основополагающей в проблематике НРД как явления вообще. Очевидно, что в обществе не существует групп, которым явно разрешается больше, чем некоторым другим. Требования закона одинаково равны как к Русской Православной Церкви, так и к «Ассоциации Пламя» или «Аум Синрике», и если Православная группа совершает преступление, она будет наказана столь же строго, как и уже упомянутое движение «Аум Синрике». Очевидно, что существует конкретный регулирующий механизм – такой как Уголовный Кодекс РФ или, разумеется, аналогичный документ любой другой страны, нарушать который нельзя. Случаи, когда НРД совершает явные преступления, (такие как «Аум Синрике», «Белое Братство» и некоторые другие) не будут рассматриваться в настоящей работе по причине, что механизм наказания подобных нарушений, по сути, неотличен от аналогичных преступлений, совершаемых группами нерелигиозной природы. В этих случаях, безусловно, существует своя специфика и особенности, но, тем не менее, закон одинаково строг для всех, и НРД не составляют исключения из этого правила.

Гораздо более интересным и спорным представляется вопрос о так называемом явлении «контроля сознания» или «реформирования мышления». Как уже было сказано в разделе об особенностях терминологического аппарата в отношении НРД, в настоящей работе используется только термин «реформирование мышления» как наиболее объективный по сути и менее тенденциозный. Следует подчеркнуть, что термин «реформирование мышления» отграничивает сферу манипулятивного социального воздействия (влияния) на людей от сферы обыденно-привычных взаимных социальных манипуляций(11). Здесь важны два вопроса: насколько эта сфера чрезмерна (избыточна) и не является ли факт этой избыточности нарушением или преступлением. Учитывая, что оба эти вопроса являются спорными и законодательно неопределенными, данная работа не находит возможности и права считать это явление преступным. Тем не менее, рассмотрение этого вопроса можно назвать ключевым, так как от него зависит дальнейшая судьба многих НРД, основная «вина» которых как раз и заключается в предполагаемом реформировании мышления с дальнейшим контролем за поступками обращенных и неограниченной возможностью направлять их действия в нужных лидерам НРД или догмату веры направлениях.

3.2. Как это происходит: обращение в приверженца(4)

Цель обращения в НРД заключается в том, чтобы обращаемый в движение принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые движения пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подход в течение недель или месяцев перед тем, как позволить обращенным формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они становятся воплощением идеальной личности движения (соглашаются с верованиями и наставлениями НРД, чтобы они "стали как дети", "стали полностью спокойными", "были отделенными от материального мира" и тому подобное), и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано движением. Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать стрессовые ситуации у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанностями и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное следование практике и верованиям движений, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными от сегодняшнего сознания.

Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых многими НРД, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:

Контроль времени и деятельности, то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания.

Возможные результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, при которых человек более подвержен внушению.

Информационный контроль: отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио; газеты, запреты на связь с людьми за пределами группы; навязывание к чтению обращенных литературы движения, записей и посещений лекций по основам движения; классифицирование определенной информации о НРД как "секретной" (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от новообращенных; на что уходят деньги); искажение ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий") и неправда ("Никто из наших последователей не дает деньги лидеру", "Мы не верим, что наш гуру – Бог").

Возможные результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и, таким образом, затрудняет критическую оценку движения.

Манипуляция языком. Часто это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово "знание" означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово "разум" синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; "мир" относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным.

Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление прервать или переключить разговоры о деятельности за пределами движения, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

Возможные результаты: Новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет "мы-они", причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с движением и меньше – с остальным миром.

Отучивание от критического, рационального мышления. Например, некоторые движения отделываются от сомнений, критики и вопросов обращенных утверждениями типа "Все станет ясно со временем" или угрозами типа "В корне всякого сомнения Сатана", или увещеваниями вроде "Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности".

Возможные результаты: Новообращенные могут испытывать чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки НРД.

Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, произнесение бессвязных и звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Возможные результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто побуждают новичков чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшим церемониям и методам укрепления веры. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

Исповедальные сессии, во время которых новообращенным предлагается сообщать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Возможные результаты: Новообращенные, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть движение, часто боятся, что оно может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

Групповое воздействие, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда новообращенные соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки предписаниям движения.

Возможный результат: Вербуемые могут поддаться групповому воздействию, иногда даже несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие верованиям и практике движения.

3.3. Поддержание верности новообращенных(4)

Предполагается, что многие НРД отдают отчет в том, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если их веру никак не поддерживать и ничем не подкреплять. Можно выделить известные способы и методы таких подкреплений.

Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает ценности движения. Многие НРД содержат своего рода общежития (“монастыри”, “ашрамы” и т. п.), где вся деятельность концентрируется вокруг целей движения. На членов движения может быть оказано неявное давление посредством обещаний более высокого статуса с целью понудить их жить в этих домах, например: "Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь».

Возможные результаты: Строгое следование стилю жизни движения служит укреплению преданности обращенного верованиям НРД. Кроме того, энергичные программы добывания средств, привлечения новых членов и другой ориентированной на движение деятельности истощает обращенных, оставляя им меньше времени или энергии на то, чтобы реализовать свои личные цели и планы, или не оставляя этого времени вовсе.

Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.

Возможные результаты: Подобные методики, сами по себе не вредны и не опасны при умеренном и хорошо контролируемом применении. Тревогу могут вызывать или избыточное их применение, или сомнительное умение правильно их применить. Это может иметь своим результатом: спутанность мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; изредка (чаще при уже существующем нервно-психическом заболевании) – психопатологические реакции и проявления.

Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных привлекать других (некоторые движения предлагают более высокий статус и другое вознаграждение преуспевающим в этом членам движения), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности (например, договор на один миллиард лет верности, опробованный Р. Л. Хаббардом в Морконторе(3)).

Возможные результаты: Предполагается, что это возлагает на членов движения дополнительную ответственность и требует от него дополнительных усилий в том случае, если он все-таки решил покинуть движения. Это может вызывать тревогу и опасения, что за нарушения клятв и обещаний изменивший будет преследоваться движением или будет наказан.

Повторяющиеся угрозы санкций за уход, такие как: "Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски"; или "твоя душа сгниет"; или "ты отправишься в ад"; или "пострадают твои родственники"; или "твоя жизнь будет в опасности".

Возможный результат: Весьма спорный пункт: если обращенный верит данным угрозам, то вряд ли он покинет движение по причине веры в то, что это действительно может случиться. Если же он уже не верит в то, что ему говорят, то его уход, скорее всего, будет безболезненным. Трудности могут возникнуть лишь тогда, когда обращенный продолжает верить в определенную парадигму НРД, однако не хочет больше связывать себя с данным движением, веру которого он, тем не менее, разделяет.

Пример (к сожалению, из уст того человека, который руководит Центром Реабилитации жертв нетрадиционных религий):

«Радиослушатель: Отец Олег, вот я хочу спросить вас, я верую в Кришну, но не отрицаю и Христа. Моя мама говорит, что если я не хожу в храм православный, то я погибну. Но ведь я верующий. Скажите, как я поступаю, правильно или нет?

Отец Олег: Вы поступаете неправильно, и если вы не вернетесь ко Христу, то вы погибнете. Вы ведь крещеный человек, как я понял, и ваш отход от Христа есть грех предательства».(10)

Обещание немедленного осуществления – мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они "только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше" себя, они достигнут любого обещанного движением вознаграждения.

Возможные результаты: Некоторые обращенные, вероятно, действительно начинают прилагать больше усилий, и могут обвинять себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.

Возможный результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление. Могут укрепиться представления, что сомнения относительно движения отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.

Возможные результаты: Выбрав данное движения и погрузившись в него, обращенные становятся взаимозависимыми от движения в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; могут усилиться чувства отчуждения, враждебности в отношении остального мира.

Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри движения; например, лидер может определять, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

Возможные результаты: У обращенных может развиться обезличенный или искаженный взгляд на сексуальность и половые сношения. Если же обращенный через определенное время покидает движение, он может быть фрустрированным теми поступками (чрезмерные половые связи, аборты и прочее), которые иногда не могут быть поправимы (СПИД, бесплодие, нежеланные дети и т. д.).

Постоянная исповедь.

Возможные результаты: Стыд и раскаяние в проступках с ритуалом прощения члена движением (или его лидерами) эмоционально сближает и способствует укреплению вовлеченности в движение и значимости своего участия в нем.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...