Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма
По характеру движения массы деталей кривошипно-шатунного механизма можно разделить на движущиеся возвратно-поступательно (поршневая группа и верхняя головка шатуна); совершающие вращательное движение (коленчатый вал и нижняя головка шатуна) и совершающие сложное плоскопараллельное движение (стержень шатуна). Для упрощения динамического расчета действительный кривошипно-шатунный механизм заменяется динамически эквивалентной системой сосредоточенных масс. Массу поршневой группы mП считают сосредоточенной на оси поршневого пальца в точке А (рис. 3, а). Массу шатунной группы mШ заменяют двумя массами, одна из которых (mШ.П) сосредоточена на оси поршневого пальца в точке А, а другая (mШ.К) — на оси кривошипа в точке В. Величины этих масс (кг) mШ.П = (LШ.К / LШ) ∙ mШ mШ.К = (LШ.П / LШ) ∙ mШ (2) где LШ - длина шатуна; LШ.К - расстояние от центра кривошипной головки до центра тяжести шатуна; LШ.П - расстояние от центра поршневой головки до центра тяжести шатуна. Для большинства существующих конструкций автомобильных и тракторных двигателей mШ.П = (0,2…0,3)∙mШ, а mШ.К = (0,7…0,8)∙mШ. При расчетах можно принимать средние значения mШ.П = 0,275 ∙ mШ, mШ.К = 0,725 ∙ mШ. (3) Массу кривошипа заменяют двумя массами, сосредоточенными на оси кривошипа в точке В (mК) и на оси коренной шейки в точке О (m0) (рис. 3, б). Масса коренной шейки с частью щек, расположенных симметрично относительно оси вращения, является уравновешенной. Масса (кг), сосредоточенная в точке В: mК = mШ.Ш + 2 ∙ mЩ ∙ρ/R, (4) где mШ.Ш - масса шатунной шейки с прилегающими частями щек; mЩ - масса средней части щеки по контуру abcd, имеющей центр тяжести на радиусе ρ. У современных короткоходных двигателей величина mЩ мала по сравнению с mШ.Ш и ею можно в большинстве случаев пренебречь. При расчетах mШ.Ш и в необходимых случаях mЩ определяют, исходя из размеров кривошипа и плотности материала коленчатого вала.
Таким образом, система сосредоточенных масс, динамически эквивалентная кривошипно-шатунному механизму, состоит из массы mJ = mП + mШ.П, сосредоточенной в точке А и имеющей возвратно-поступательное движение, и массы ms = mK + mШ.К, сосредоточенной в точке В и имеющей вращательное движение. В V-образных двигателях со сдвоенным кривошипно-шатунным механизмом msΣ = mK + 2 ∙ mШ.К. При выполнении динамического расчета двигателя значения mП и mК принимают по данным прототипов или же подсчитывают по чертежам. Для приближенного определения значений mП, mШ и mК, можно использовать конструктивные массы m' = m /FП (кг/м2 или г/см2), приведенные в табл. 3. При определении масс по табл. 3 следует учитывать, что большие значения m' соответствуют двигателям с большим диаметром цилиндра. Уменьшение S/D снижает m’Ш и m’К. V-образным двигателям с двумя шатунами на шейке соответствуют большие значения m’К. Таблица 3. Значения удельных масс элементов кривошипно-шатунного механизма бензиновых и дизельных двигателей
Построение развернутой индикаторной диаграммы Перестраивается индикаторная диаграмма в развернутую диаграмму по углу поворота коленчатого вала, которая затем используется для нахождения графическим путем суммарных сил, действующих на поршень. Перестроение осушествляют по методу Ф.А. Брикса. Для этого под индикаторной диаграммой строят вспомогательную полуокружность радиусом R = S/2 (рис. 2). Далее от центра полуокружности (точка О) в сторону н.м.т. откладывают поправку Брикса, равную R·λ/2. Полуокружность делят лучами из центра О на несколько частей, а из центра Брикса (точка О') проводят линии, параллельные этим лучам. Точки, полученные на полуокружности, соответствуют определенным углам φ. Из этих точек проводят вертикальные линии до пересечения с линиями индикаторной диаграммы и полученные величины давлений откладывают на вертикали соответствующих углов φ. Развертку индикаторной диаграммы обычно начинают от в.м.т. в процессе хода впуска. При этом следует учесть, что на свернутой индикаторной диаграмме давление откладывается от абсолютного нуля, а на разверноутой показывают избыточное давление над поршнем рГ = рГ.ИНД – р0. Следовательно, давления в цилиндре двигателя, меньшие атмосферных, на развернутой диаграмме будут отрицательными. Силы давления газов, направленные к оси коленчатого вала, считаются положительными, а от коленчатого вала – отрицательными.
При построении развернутой диаграмма масштаб давления принимается таким же, как на свернутой, диаграмме, масштаб углов поворота – в 1 мм 2 градуса. В этом случае длина диаграммы для четырехтактного двигателя равна 360 мм.
Силы инерции Силы инерции, действующие в кривошипно-шатунном механизме, в соответствии с характером движения приведенных масс подразделяют на силы инерции поступательно движущихся масс РJ и центробежные силы инерции вращающихся масс PS (рис. 4, а). Сила инерции от возвратно-поступательно движущихся масс: Р,= - mJ ∙ j, (5) В уравнении (5) знак минус показывает, что сила инерции направлена в сторону, противоположную ускорению. Силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс действуют по оси цилиндра и как силы давления газов, являются положительными, если они направлены к оси коленчатого вала, и отрицательными, если они направлены от коленчатого вала. Кривую силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс строят аналогично кривой ускорения поршня (см. рис. 1).
Рис. 4. Схема действия сил в кривошипно-шатунном механизме: а – инерционных и газовых; б – суммарных
Расчеты РJ должны производиться для тех же положений кривошип (углов φ), для которых определялись Δрг и Рг. Центробежная сила инерции вращающихся масс PS = - mS ∙R ∙ w2, (6) постоянна по величине (при w = const), действует по радиусу кривошипа и направлена от оси коленчатого вала. Центробежная сила инерции PS является результирующей двух сил: силы инерции вращающихся масс шатуна PS.Ш = - mS.Ш ∙R ∙ w2, (7) и силы инерции вращающихся масс кривошипа PS.К = - mS.К ∙R ∙ w2, (8) Для V-образных двигателей, у которых два одинаковых шатуна расположены рядом на одной шейке: PSΣ = PS.K + 2 ∙ PS.Ш = - (mK + 2 ∙ mШ.К) ∙R ∙ w2, (9)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|