Территориально-рекреационная система как компонент социально-экономической системы региона
Экономическая теория развития туризма, с одной стороны, вытекает из общей теории экономики, и потому к ней применим весь инструментарий экономической теории. С другой стороны, как всякая относительно самостоятельная подсистема, туризм обладает специфическими чертами, в результате которых общая теория видоизменяется, модифицируется и зачастую конкретизируется. Следовательно, первой задачей разработки экономической теории для туризма является выявление его особенных (специфичных) черт, которые обусловливают отличие туризма от других экономических подсистем и определяют его место в экономической системе. Вторая задача состоит в том, чтобы с учетом выявленной специфики определить особенности экономического инструментария, присущего именно туризму. Третья задача: установить, имеются ли некоторые специфические инструменты, присущие только туризму, и если таковые имеются, то дать их описание. Наконец, четвертая задача состоит в том, чтобы критически подойти к существующим теориям и предложить теоретическую схему, в большей мере адаптированную к экономическим условиям переходного периода и конкретно к России. Здесь рассматриваются только специфические черты экономической теории туризма и не ставится задача разработки его общеэкономической теории. Наше внимание обращено, во-первых, на роль туризма в региональном развитии, во-вторых, на конкурентные преимущества и недостатки туризма в сравнении с другими отраслями региональной экономики, то есть на определение его (туризма) роли в региональном развитии. Под туризмом понимается отрасль экономики, производящая специфический вид услуг — туристические услуги, которые удовлетворяют спрос на проведение свободного времени путем перемены места пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания
Широкое распространение получило определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы». Это определение признано Всемирной туристской организацией (ВТО). Поскольку СНГ является членом этой организации, данные критерии должны быть распространены и на внутренние туристские организации для того, чтобы обеспечить сопоставимость данных о развитии туризма во всех странах. «Турист» (по определению в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ») — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки». В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН: турист — это посетитель, то есть «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, па срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте». «Туризм (по определению, данному в законе «Об основах туристской деятельности в РФ») — временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства».
Туристические услуги включают следующие секторы: размещения (организованное, в частном секторе); транспортный (воздушный, железнодорожный, автомобильный и морской транспорт); посреднический (турагенты и туроператоры); развлечений и достопримечательностей (природные и антропогенные); другие услуги (частные и общественные). Рассмотрим специфику туризма как экономической системы. Как известно из экономической теории, компонентами экономической системы являются: а) земля; б) труд; в) капитал; г) предпринимательские способности. В чем заключается специфика этих компонентов в туризме по сравнению с экономикой в целом? Рассмотрим каждый из компонентов применительно к туризму и с точки зрения конкурентной борьбы с другими отраслями. Как правило, понятие «земля» в экономической теории используется для обозначения полезных для человека природных объектов. С этой точки зрения земля является совокупностью полезных для человека свойств природных объектов. Такое определение земли принципиально важно для того, чтобы более адекватно оценить значимость данного фактора для развития туризма. Понятие «земля» как фактор производства будет использоваться в широком и узком смыслах слова. Туризм входит в группу отраслей, где природные ресурсы имеют наибольшее значение (такие, как сельское хозяйство, рыбное хозяйство). Окружающая среда выступает здесь в качестве ресурсов и условий развития и существования такого рода отраслей. Можно выделить несколько групп вопросов, которые возникаю при рассмотрении связей «земля — туризм». В числе наиболее острых можно отметить вопросы, связанные с распределением прав собственности, использованием земли в узком смысле слова. Все они в основном касаются тех противоречий, которые возникают между различными видами хозяйственной деятельности по поводу территории. Это доступ к ней, возможность ее пользования, владения ею, ее экологическое состояние. Для их успешного и грамотного разрешения названных вопросов актуальным представляется проведение следующих мероприятий: •стоимостная оценка территории;
•кадастровая оценка территории; •расчет экономической эффективности каждого из видов деятельности; •оценка экологической емкости территории и экологического воздействия конкурирующих отраслей экономики. Именно по поводу земельных отношений в значительной степени проявляется конкуренция за использование территории со стороны всех заинтересованных субъектов (например: портового хозяйства, сельского хозяйства, добывающей промышленности и туризма). В некоторых случаях эта конкуренция может заканчиваться симбиозом: например, организация сельского туризма, экологического туризма (сельское хозяйство + туризм), водных видов туризма (яхтинг, круизный туризм и т. д.). Для России в целом, и Калининградской области в частности, «земельный вопрос» является наиболее актуальным, поскольку в ближайшее время предстоит ее передел. Именно поэтому сейчас разгорается жесткая конкурентная борьба. Разные группы специальных интересов уже сейчас борются за право пользования землей и за дальнейшую ее приватизацию. Функциональное зонирование территории приобретает политический характер. Представители туристического бизнеса именно сейчас должны проявить наибольшую настойчивость, а представители власти — наибольшую дальновидность с точки зрения грамотного пространственного планирования территории. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся туристическим бизнесом, являются крупными землепользователями, крайне требовательными к качеству природных и иных ресурсов. Наличие богатых природных ресурсов, их доступность является одним из важнейших факторов развития туризма. Труд является важным фактором производства туристического продукта, поскольку, относясь к сфере обслуживания, туризм является трудоемким сектором экономики. Таким образом, с точки зрения экономики роль трудовых ресурсов в туризме более значительна, чем в других секторах экономики, менее трудозатратных, особенно в свете современной компьютеризации и автоматизации, но сопоставима с остальными секторами сферы обслуживания. Вряд ли можно согласиться с профессором А.Ю. Александровой, которая считает, что разница туризма по сравнению с другими отраслями экономики выражается в преобладании низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда. На наш взгляд, в сфере туризма существует острая потребность как в низкоквалифицированных работниках (горничные, посудомойки, официанты и т. д.), так и в профессионалах самого высокого уровня (топ-менеджеры гостиниц, управляющие туристических компаний и т. д.).
При оценке влияния туризма на рынок труда необходимо различать труд, непосредственно связанный с туризмом, и труд, косвенно связанный с ним. Труд, непосредственно связанный с туризмом, применяется в сферах, напрямую относящихся к индустрии туризма: рестораны, гостиницы, бюро путешествий, дома туризма. Соответственно он будет представлен такими профессиями, как администраторы гостиниц и ресторанов, официанты, гиды, турагенты, вплоть до обслуживающего персонала подвесных канатных дорог. Однако многие эти работы являются сезонными или с неполной занятостью. Довольно часто, особенно для курортных регионов, соотношение постоянной работы и сезонной получается один к трем. Во Франции непосредственно связанный с туризмом труд представляет собой более чем 542 тыс. рабочих мест, из них 450 тыс.— в гостиничном хозяйстве и ресторации, и более чем 1 млн косвенных рабочих мест. Туристический сектор во Франции обеспечивает 1,6 млн рабочих мест, т.е. около 7% всех рабочих мест. В мировом масштабе сектор туризма дает работу более чем 500 млн человек. Труд, косвенно связанный с туристической деятельностью (индуктивная занятость), еще более разнообразен: транспорт, строительство, сельское хозяйство. Он также в большой степени связан с туристическим спросом. Эти рабочие места почти невозможно точно подсчитать. Можно отметить некоторую особенность отношений «труд— туризм». Она состоит в том, что туризм несколько более трудоемок в странах с избыточными трудовыми ресурсами и менее трудоемок в странах, где имеет место их недостаток. В работах российских ученых начала 90-х годов довольно распространенным было мнение, что туризм относится к наименее капиталоемким отраслям, требующим небольших стартовых инвестиций. Оно основывалось на представлении о туризме, как виде деятельности, для осуществления которой, например, достаточно приобрести автобус и начать зарабатывать деньги. Однако сейчас отношение к данному вопросу претерпело значительные изменения. Понятно, что туризм не может развиваться без инфраструктуры (транспортной, гостиничной, ресторанной и т. п.). И с этой точки зрения туризм относится к капиталоемким отраслям. Основной проблемой, стоящей перед индустрией туризма, является вопрос привлечения инвестиций для реконструкции и развития инфраструктуры. Роль государства в начальных инвестициях представляется наиболее актуальной.
Особенностью же туризма по сравнению с другими отраслями экономики является то, что сами туристические фирмы — не капиталоемкие, но их существование напрямую зависит от состояния туристической инфраструктуры. Таким образом, туризм — одна из отраслей, активно пользующейся инфраструктурой, которая, строго говоря, не является частью данной отрасли. В целом же капиталоемкость туризма отличается в пространственном аспекте: в географическом (от страны к стране) и во временном (в зависимости от стадии туристического роста). Кроме того, уровень капиталоемкости может зависеть от конкретного вида туризма. Еще одной особенностью туризма по отношению к капиталу является то, что туризм напрямую зависит от развитости финансового капитала, причем не только и не столько от наличия его на конкретной территории, сколько от ее конкурентных преимуществ. Предпринимательские способности занимают особое место в формировании рыночных отношений. Во многих российских регионах умение работать в условиях рынка развито недостаточно, что предполагает длительный период обучения, результаты которого скажутся не в ближайшем будущем. Более того, эксперты ЕС отмечают, что «отсутствие предпринимательских традиций само по себе является узким местом для будущего экономического развития». Развитие туризма зависит от традиций, системы образования, как и в других отраслях. Однако в последнее время в связи с изменением акцентов в туристическом спросе, а именно возрастающим интересом к самобытности территории, культурному наследию, значение этого компонента для туризма возросло. Спецификой туризма как отрасли услуг является то, что здесь предприниматель как нигде в других отраслях экономики тесно связан с потребителем услуг. Это предъявляет особые требования и к самому предпринимателю (владельцу предприятия, например гостиницы, ресторана и т. д.), и к тем методам, которые он использует в своей деятельности. Здесь крайне велика роль менталитета, т. е. социального поведения, работников сферы услуг, где все должны быть в какой-то мере менеджерами (начиная от горничной и заканчивая директорами). От их поведения зависит имидж услуг, спрос на них. Возможно, главным препятствием развития туризма в России является особый менталитет, ориентированный на продажу услуг. Непосредственный продавец услуг не столько продает, сколько распределяет. В этом до сих пор проявляются «неформальные» отношения (знакомство, симпатии-антипатии), присущие сфере услуг административно-командной системы. Причем качество услуги, если она вам все же предоставляется, зависит от настроения работника. Поэтому с точки зрения человеческих ресурсов исторически сложилось так, что само их качество (то есть исходный материал) неудовлетворительно для подготовки менеджера (именно в сфере туризма). Даже торговля, которая наиболее близка к туризму, проще для освоения российскими гражданами. Эту специфику необходимо учитывать при подготовке специалистов в сфере туризма и отдыха. Наиболее общее системное представление о туристско-рекреационной деятельности региона представлено на рисунке 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|