Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туризм как фактор регионального развития




 

Существуют различные точки зрения на то, как туризм влияет на уровень регионального экономического развития и его темпы. Одна из них, как будет подробнее показано ниже, состоит в том, что развитие туризма не оказывает позитивного влияния на региональное развитие. Сторонники другой, наоборот, стараются доказать, что развитие туризма вносит весомый вклад в развитие территории. В действительности эта дискуссия имела бы смысл только в том случае, если регион, страна имеют экономически более выгодную альтернативу развитию туризма. Более важным представляется вопрос о том, как наиболее эффективно, с пользой для региона организовать его туристскую специализацию, если она уже развивается или начинает развиваться.

В большинстве развивающихся стран все инвестиции в развитие туризма поступают извне, и, соответственно, большая часть доходов от туризма уходит за рубеж. Так, туризм является главной отраслью экономики в таких островных государствах, как Антигуа (доля туризма в ВВП — 58 %), Багамские острова (52 %), Бермудские острова (38 %). Но показатели валового внутреннего продукта на душу населения здесь сильно уступают развитым странам (хотя и превосходят многие развивающиеся страны, где туризм менее развит).

В экономически развитых странах ситуация иная: многие страны получают от туризма большие доходы. И даже если на начальном этапе в туризм привлекаются крупные иностранные инвестиции, то они могут стать стимулом такого развития сопряженных отраслей экономики, который обеспечивает получение высоких доходов в национальном секторе и позволяет вкладывать местный капитал в развитие туризма, и не только в собственной стране, но и за рубежом.

Характерным примером является развитие туризма в Испании. Получив значительный зарубежный капитал в 60—80-е годы, вложенный главным образом в туристские средства размещения в прибрежной зоне, Испания в настоящее время стала значительным инвестором в развитие туризма за рубежом, в частности на Кубе.

Связь развития туризма и регионального развития в целом — двусторонняя. С одной стороны, туризм может стать весомым фактором регионального развития. С другой стороны, грамотная государственная или региональная политика может стимулировать развитие туризма, тем самым улучшая общую социально-экономическую ситуацию в регионе.

В условиях переходной экономики ее специфические черты четко проявляются в туризме. Анализируя особенности трансформации применительно к рынку, созданному в условиях административно-командной экономики туристского сектора, французские исследователи подчеркивают два важных обстоятельства. С одной стороны, речь идет об устаревшей инфраструктуре, недостаточности для современной рыночной экономики внедряемых «ноу-хау» и других препятствиях; с другой стороны — о происходящих изменениях на рынке международного туризма (меняется поведение потребителей, устаревают некоторые модели туризма в развитых странах и появляются новые конкуренты). Первое затрудняет положительное воздействие туризма на экономическое развитие. Второе дает потенциальную возможность отстающему на мировом рынке туристскому сектору, ориентируясь на передовые образцы, успешно конкурировать с традиционными туристскими регионами.

К характерным препятствиям относятся провалы рынка и инфляционность туристического сектора. Асимметричное распределение информации между поставщиками и потребителями туристических услуг в пользу первых создает условия для недобросовестного поведения со стороны поставщиков туристических услуг. В результате возникает угроза либо сужения, либо полного «закрытия» рынка. Вот почему асимметричное распределение информации относят к провалам рынка. Для нейтрализации такого рода негативных тенденций используются такие инструменты, как рыночные сигналы, репутация поставщиков туристических услуг.

В туристическом секторе более выражены инфляционные факторы. Объяснение возникновения инфляции и роли туризма в этом процессе предложено в работе Л. Бенсаэль и И. Самсона. Основополагающим при этом является то, что стоимость большинства туристических услуг увеличивается в два раза быстрее роста общего индекса цен потребления, а в туристических зонах цены выше по сравнению с другими зонами, что особенно ярко выражается в разгар сезона. Это позволяет сделать вывод, что туризм — инфляционная отрасль экономики. Отличие инфляционных процессов, связанных с туризмом, в странах с рыночной и переходной экономикой состоит в том, что на сегодняшний день инфляция в западных экономиках уже стала управляемой, до чего странам с переходной экономикой еще достаточно далеко.

В целях преодоления существующих в странах с переходной экономикой серьезных препятствий для развития туризма должен быть разработан специальный механизм государственной его поддержки. К сожалению, в России хотя и принят закон о туристской деятельности, разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», но реализация основных (системообразующих) программных мероприятий первого этапа (1995—1997 гг.) не была выполнена в полном объеме по причинам ограниченного финансирования. Среди нереализованных мероприятий: работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма; осуществление комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма; развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на мировой рынок туристических услуг. А без проведения названных мероприятий трудно реализовать возможности того, чтобы, развивая новые виды туристской деятельности и передовые формы обслуживания, Россия заняла крепкие позиции на мировом рынке туристических услуг. Возможно, второй этап реализации Программы (1998—2005 гг.) сможет разрешить задачи, не реализованные в ходе первого этапа, и осуществить новые намеченные мероприятия.

В последние годы в западной литературе все больше говорится об эволюции потребительской модели туризма. Эта эволюция характеризуется переходом стандартного туризма, основанного на интернациональной индустрии, в значительной степени обезличенного процессами глобализации, к более разнообразному, природоориентированному, учитывающему потребности местного населения туризму. «Сопровождая эту эволюцию, основываясь на модели современного туризма, региональное развитие является одним из предметов нового подхода в западных странах, который связан, с одной стороны, с эволюцией туристической модели и, с другой — с переустройством территории». Речь идет о «комплексном туризме» или об «альтернативном туризме». Такой вид туризма нацелен на альтернативное (устойчивое) развитие туристической индустрии, широко содействует местному населению и его потребностям, минимизирует непредвиденные эффекты туризма.

Поскольку туризм включен в рыночные отношения, все его компоненты, включая организацию приема туристов, инфраструктуру туристских регионов и пр., должны функционировать по рыночным схемам. Скорость развития рыночных отношений в странах бывшей административно-командной системы определяет темпы эволюции туризма. И наоборот: ускоренное развитие туризма на той или иной территории

способствует формированию и развитию регионального рынка. В связи с этим туризм должен рассматриваться как комплекс услуг, связанных с другими региональными институтами, а также как особый вид деятельности, соотносящийся с национальной политикой в области туризма и с международным рынком.

Туризм является важным инструментом в обустройстве территории. Он позволяет создать ряд профессий и закрепить население в депрессивных с точки зрения существования других видов деятельности регионах (например, старопромышленных, аграрных, удаленных и т. д.). Так, с начала 60-х годов Франция реализует программу по возрождению стагнирующих регионов. И, несмотря на то что различия между регионами все же остаются (четыре региона Франции продолжают испытывать наиболее значительный приток туристов — Париж, Лангедок-Руссильон, Рона-Альпы, Бретань), внутренние районы также получили значительный приток туристов (прежде всего в результате развития агротуризма).

Туризм является пространственно-временной системой. Поэтому необходимо принимать во внимание последовательность исторических этапов туризма, в ходе которых проявляется его влияние на природную, экономическую и социальную среду. При этом следует учесть, что туризм получит ускоренное развитие только тогда, когда он будет принят местным населением. Как уже отмечалось ранее, существует неоднозначное отношение к туризму как фактору развития региональной экономики. Например, в ходе исследования, проведенного в рамках проекта Тасис «Глобальный план развития Калининграда — Прометей 11», было подчеркнуто, что в так называемой «индустриальной» рыночной экономике третичный сектор в настоящее время является главным провайдером занятости и поступлений в ВНП, в постсоциалистических экономиках рост услуг — одна из главных черт экономической трансформации и третичный сектор также может играть ведущую роль в обеспечении занятости. На региональном уровне развитие сервиса иногда даже может стать единственным возможным способом снижения безработицы посредством предоставления рабочих мест людям, ранее занятым в сельском хозяйстве или промышленности.

Ж. Бриден отмечает следующие преимущества туризма для любой развивающейся страны:

1) поступления в платежный баланс в твердой валюте;

2) дисперсия развития в неиндустриальные регионы;

3) общее экономическое развитие посредством мультипликативного эффекта;

4) создание возможностей для занятости населения;

5) социальные выгоды вследствие расширения интереса людей к событиям в мире в целом, и к новому пониманию «иностранцев и их вкуса» в частности.

Можно добавить и некоторые другие, например возрастание роли сектора услуг в экономике как самый явный эффект экспансии туризма. Страны с переходной экономикой, имея качественные отличия в экономике туризма от развитых стран, отличаются и от развивающихся стран.

Одна из особенностей развития туризма в развивающихся странах заключается в том, что национальный (внутренний) туризм практически отсутствует и создающаяся здесь индустрия туризма с самого начала нацелена на удовлетворение внешнего спроса. В странах с переходной экономикой внутренний спрос сравнительно высок (и еще выше был в недалеком прошлом). Сходство состоит в неразвитости туристского комплекса, а также — применительно к международному туризму — в невысоких поступлениях от него по сравнению с доходами развитых стран, участвующих в организации этого бизнеса (в обслуживании туристов из стран с переходной экономикой, посещающих развитые страны, и равным образом западных туристов, посещающих страны Восточной Европы).

По оценке Всемирного совета по путешествиям и туризму (табл. 2, рис. 5), наилучших результатов в экспорте туристических товаров и услуг добились Польша и Чехия (10 460 и 9191 млн долларов США соответственно). Эти же страны лидируют в выездном туризме. Роль туризма наиболее значима в экономике Болгарии (5 % в ВВП), Венгрии (4,7 %), Словении (3,6 %). Роль туризма в экономике отдельных стран Центральной и Восточной Европы, 2004 г.


 

Страна Экспорт тур. услуг, млн дол. США Импорт тур. услуг, млн дол. США Баланс, млн дол. США Доля индустрии туризма в ВВП, %
Венгрия 5425 3799 1626 4,7
Польша 10460 8430 2030 2,1
Чехия 9191 5577 3614 2,9
Словакия 1833 1173 660 2,5
Румыния 1066 1284 -218 1,4
Болгария 2820 1634 1186 5,0
Словения 2357 1342 1015 3,6

 

 

Рис. 5. Экспорт и импорт туристических услуг, 2004

 

Поскольку туризм является важным видом экономической деятельности и вносит вместе с другими видами услуг значительный вклад в ВВП (в развитых странах с рыночной экономикой доля услуг в ВВП составляет 60 % и даже больше: для туризма эта цифра составляет 7—10 %), его доля в странах с переходной экономикой может значительно возрасти (с сегодняшних не более чем 49 % в среднем для России и 46 % для Калининградской области). В случае развития зарубежного въездного туризма этот рост будет представлен в твердой валюте.

Роль туризма в странах с переходной экономикой была исследована рядом ученых: С. Бозиаским (1991), М. Завадским (1992) и другими — для Польши, Р. Бенке (1992) — для Венгрии, Л. Бутовским (1992) — для Чехии, Л. Бенсаэль и И. Ге-деши (1997) — для Албании, В. Храпко (1997) — для Украины, В. Рэлиан и Н. Рэлиан — для Молдовы, В. Гординым, А. Татариновым (1997, 1999, 2000) — для России и т. д.

Несмотря на отличия в доле каждой из постсоциалистических стран в общем объеме туристических потоков (рис. 6), можно найти сходные черты, которые присущи всем этим странам в переходный период. Например, если рассматривать выездной туризм, то одной из наиболее популярных целей путешествий были шоп-туры (из Венгрии — в Австрию, из Польши — в Германию, Россию, Турцию и т. д.). Аналогичное поведение можно наблюдать и со стороны россиян — шоп-туры в Турцию, Китай, Польшу.

В условиях, когда индустрия, сельское хозяйство страдают от экономического спада, когда наблюдается рост безработицы (в Калининграде он превышает 10 %, а в малых городах области — еще выше), рост сектора услуг и туризма позволяет разрешить некоторые из этих проблем. Он стимулирует создание новых рабочих мест (в сфере туризма, в обслуживающих и сопряженных отраслях: производство продуктов питания для туристов, сувениров, услуги по размещению, транспортному обслуживанию и т. д.). В высокоразвитых странах мира в непроизводственной сфере (сфере услуг) занято две трети населения, а в России — все еще одна треть. Но одновременно это оставляет хорошие перспективы роста и даже дает определенные преимущества, поскольку страны с переходной экономикой отличаются высококвалифицированными человеческими ресурсами — столь сильно востребованными в сфере услуг и туризма.

 

Рис. 6. Доля отдельных государств в совокупном объеме туристских потоков постсоциалистических стран Европы (кроме России и стран ближнего зарубежья).


Это представляет интерес и с другой точки зрения. В то время, когда Европа испытывает сельскохозяйственное перепроизводство, вопросы роста уровня безработицы в сельской местности являются особо актуальными. Используя трудовые ресурсы сельской местности для специализированных видов туризма (например, сельского), этот вид деятельности может заполнить пустующую нишу, способствуя развитию сельских районов. В качестве примера того, как экспансия туризма и отдыха в рурарной (от английского rural — «сельский») местности способствовала росту доходов и занятости и пространственной дисперсии туризма, Д. Диамонд, Р. Ричардсон описывают Британию 90-х годов.

Потребительские услуги, торговля и туризм, развиваясь в условиях отсутствия конкуренции и централизованно-распределительной системы, административно-командных методов управления, не могли производить услуги должного качества и широкого ассортимента. Эти отрасли базировались не столько на потребностях населения, сколько на директивных заказах хозяйствующих субъектов. Закрытость российской экономики, ее слабые внешние экономические связи также не способствовали развитию услуг. Таким образом, с точки зрения количественных и качественных отношений сфера услуг в России базировалась на отличных от европейских и мировых рыночных стандартах.

Проще перейти к рыночной экономике, начиная с трансформации услуг и туризма, поскольку они менее капиталоемкие (по сравнению с другими отраслями экономики), во-вторых, для них требуются как высококвалифицированные, так и низкоквалифицированные человеческие ресурсы, в-третьих, услуги могут производиться предприятиями малого и среднего бизнеса (процесс развития которых уже начался — в настоящее время в Калининграде уже только в сфере туризма функционирует более 100 такого рода предприятий).

Одновременно туризм нуждается в разнообразных услугах и с этой позиции может производить мультипликативный эффект в виде создания большего числа услуг и даже некоторых новых видов деятельности.

 


Заключение

В социалистической (плановой) экономике отсутствовали многие элементы сферы обслуживания. Большинство в дальнейшем развилось как «новые виды деятельности». Практически не были развиты индустриальные услуги и бизнес-услуги, особенно те, которые были связаны с их управленческими функциями (консалтинг, аудит и бухгалтерский учет, тренинг, общий менеджмент, правовой и фискальный консультационный сервис, комплектование персонала и т.д.), так же, как и функционирование услуг по информационному и коммуникационному обеспечению (базы данных, он-лайн видеотексты), частные коммуникативные услуги), услуги по продажам (реклама, изучение рынка, промоушн, прямой и телемаркетинг и т.д.).

Развитие услуг в настоящее время является хорошим средством для развития экономики, это «агрегат товаров и услуг», производимых различными секторами экономики, такими как услуги по размещению, транспортировке, торговле, рекреационному обслуживанию.

 


Список литературы

 

1. Кропинова Е. Г. Организационно-экономические аспекты развития Приморской зоны: учебное пособие – Калининградский Государственный Университет, Калининград, 2003 г. – 156 с.

2. Ушаков Д. С. Технология выездного туризма: учебное пособие – М.: – Ростов-на-Дону, 2005 г. – 383 с.

3. Приоритетные направления международного и межрегионального сотрудничества; ред. Кропинова Е. Г., Калининград, Изд-во КГУ, 2004 г. – 113 с.

4. Ступаков В. С. Риск-менеджмент: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2005 г. – 282 с.

5. Сергеев А. А. Экономические основы бизнес-планирования: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. – 462 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...