Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация развивающей среды в туалетной комнате




 

1. Традиционная обстановка.

2. «Алгоритм» процесса умывания[119].

 

Среднийдошкольныйвозраст(с4до5лет)

 

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки.

Удовлетворяя потребности детей в движении, можно оборудовать в группе «дорожку движения», где с помощью символов или фотографий указаны двигательные задания для малышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам.

Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п.

Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекты шаржеобразного характера, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В средней группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В средней группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

В кабинетелогопеда р азвивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи и неречевых психических функций. Для этого необходимо еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лексико-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико-фонематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сферы», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек».

Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное оборудование этого центра в кабинете логопеда. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно использовать в качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики картинки и забавные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и внесет в занятия игровой момент.

Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографров для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Полки выше роста детей следует закрыть. На них в папках и контейнерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы логопеда. В кабинете логопеда должны быть также мобильный коврограф среднего размера, небольшой мольберт, магнитная доска. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечит максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу — обязательные условия.

 

Развивающая предметно-пространственная среда
в кабинете учителя-логопеда и в групповом помещении

 

Центрречевогоразвитиявкабинетелогопеда

 

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Скамеечка для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.

5. Соски.

6. Шпатели.

7. Вата, ватные палочки.

8. Марлевые салфетки.

9. Спирт.

10. Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.

11. «Веселая дыхательная гимнастика»[120].

12. «Веселая мимическая гимнастика»[121].

13. «Веселая артикуляционная гимнастика»[122].

14. «Веселые дразнилки для малышей»[123].

15. Веселая пальчиковая гимнастика[124].

16. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т. п.).

17. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации шипящих звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)[125].

18. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуски 1 и 2[126].

19. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения[127].

20. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения[128].

21. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи[129].

22. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам[130].

23. Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок.

24. Парные картинки.

25. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща.

26. Лото, домино по изучаемым темам.

27. «Играйка 1»[131].

28. «Играйка 2»[132].

29. «Играйка 3»[133].

30. «Играйка 5»[134].

31. «Играйка-грамотейка»[135].

32. «Играйка 7»[136].

33. Альбом «Круглый год»[137].

34. Альбом «Мир природы. Животные»[138].

35. Альбом «Живая природа. В мире растений»[139].

36. Альбом «Живая природа. В мире животных»[140].

37. Альбом «Мамы всякие нужны»[141].

38. Альбом «Все работы хороши»[142].

39. Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях.

40. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.

41. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

42. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.

43. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков в словах и предложениях.

44. Картотека словесных игр.

45. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

46. Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Синий — красный», «Утенок гуляет», «Разноцветные корзинки», «Кто в домике живет?», «Кто едет в поезде?» и т. п.)

47. Разрезной и магнитный алфавит.

48. Алфавит на кубиках.

49. Слоговые таблицы.

50. Магнитные геометрические фигуры.

51. Геометрическое лото.

52. Геометрическое домино.

53. Наборы игрушек для инсценирования сказок.

 

Центр«Будемговоритьправильно»вгрупповомпомещении

 

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. 2—3 стульчика или скамеечка.

3. Стеллаж или этажерка для пособий.

4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.

5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.

6. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.

7. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.

8. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам.

9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.

10. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

11. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные фишки и т. п.)

12. Настенный алфавит, азбука на кубиках, слоговые таблицы.

13. Картотека словесных игр.

14. Диапроектор или мультимедиа установка.

15. Экран.

 

Центрсенсорногоразвитиявкабинетелогопеда

 

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).

2. «Музыкальный осьминог».

3. Звучащие игрушки заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями-горохом, фасолью, камушками и т. п.).

4. Настольная ширма.

5. Музыкальный центр.

6. CD с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, журчание ручейка и т. п.).

7. Крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.

8. Крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

9. Лото «Цветные фоны».

10. Игра «Раскрась картинку».

11. Палочки Кюизенера.

12. Блоки Дьенеша для маленьких.

13. Логические блоки Дьенеша.

14. Рамки-вкладыши Монтессори.

15. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

16. «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками.

17. Яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки.

18. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.

19. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.

20. Деревянная доска и цветные мелки.

21. Мягкие цветные карандаши.

22. Восковые мелки.

23. Белая и цветная бумага для рисования, обои.

 

Центр«Мыпознаеммир»вгрупповомпомещении

 

1. Стол с емкостями для воды, глины, песка.

2. Резиновый коврик.

3. Халатики, передники, нарукавники,

4. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.

5. Природный материал (вода, песок, глина, камушки, ракушки, каштаны, желуди, фасоль, горох, опилки, деревянные плашки).

6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).

7. Пищевые красители.

8. Мыло.

9. Увеличительное стекло.

10. Игрушечные весы, безмен, мерные кружки.

11. Емкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки, трубочки для коктейля.

12. Игрушки для игр с водой и песком.

13. Комнатные растения с указателями.

14. Леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.

15. Алгоритм ухода за растениями.

16. Журнал опытов.

17. Дидактические игры по экологии.

18. Пооперационные карты рецептов блюд (фруктовые и овощные салаты).

 

Центрматематическогоразвитиявгрупповомпомещении

 

1. Счетный материал, счетные палочки и материал для группировки по разным признакам (игрушки, мелкие предметы, природный материал).

2. Предметные картинки для счета.

3. Комплекты цифр для магнитной доски и коврографа.

4. Наборы геометрических фигур для магнитной доски и коврографа.

5. Комплект объемных геометрических фигур.

6. Занимательный и познавательный дидактический материал, настольно-печатные игры («Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», «Все о времени», «Запоминай-ка», «Учимся считать», «Волшебное лото», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Шнур-затейник», «Логические блоки Дьенеша», «На златом крыльце сидели. Игры с палочками Кюизенера», «Чудо-крестики Воскобовича», «Сложи узор», «Геометрический паровозик» и др.).

7. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет)[143].

8. Математическое пособие «Устный счет».

9. Математическое пособие «Часы».

10. «Веселая геометрия».

11. Схемы и планы (групповое помещение, кукольная комната).

12. «Волшебные часы» (времена года, части суток).

13. Рабочие тетради.

14. Часы.

15. Счеты.

16. Задачи-шутки.

17. Ленты широкие и узкие разных цветов.

18. Веревочки разной длины, толщины, разных цветов.

19. Играйка 11[144].

 

Центр«Здравствуй,книжка!»вгрупповомпомещении

 

1. Стеллаж или открытая витрина для книг.

2. Столик и два стульчика.

3. Мягкий диванчик.

4. Легкая ширма.

5. Детские книги по программе и любимые книги детей.

6. Два-три постоянно меняемых детских журнала.

7. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

8. Книжки-малышки с фольклорными произведениями малых форм.

9. Книжки-раскраски по изучаемым темам.

1.0 Книжки-самоделки.

11. CD с записями литературных произведений по программе и музыкальный центр.

12. DVD c мультфильмами и домашний кинотеатр.

 

Центрсюжетно-ролевыхигрвгрупповомпомещении

 

1. Большое зеркало.

2. Куклы разных размеров.

3. Комплекты одежды по сезонам и комплекты постельного белья для кукол.

4. Кукольные сервизы.

5. Кукольная мебель.

6. Коляски для кукол.

7. Предметы-заместители.

8. Атрибуты для ряжения (шарфы, шляпы, очки, сумки, бусы и т. п.).

9. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор

Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

10. Альбом «Все работы хороши»[145].

11. Альбом «Кем быть?»[146]

12. Альбом «Мамы всякие нужны»[147].

 

Центр«Играемвтеатр»вгрупповомпомещении

 

1. Большая складная ширма.

2. Маленькая ширма для настольного театра.

3. Стойка-вешалка для костюмов.

4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.

5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в разных видах театра.

6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».

 

Центрмоторногоиконструктивногоразвитиявкабинетелогопеда

 

1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем

лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим темам.

3. Кубики с картинками по изучаемым темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски.

5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.

6. Деревянные и пластиковые пирамидки разных цветов.

7. Массажные мячики разных цветов и размеров.

8. Яркие прищепки и игрушки из них.

9. Игрушки-шнуровки.

10. Игрушки-застежки.

11. Средняя и крупная мозаики.

12. Средний и крупный конструкторы типа “Lego” и “Duplo”.

13. Развивающие игры из ковролина (Конструктор «Космос», «Разноцветные овальчики», конструктор «Заборчики» и др.).

14. Крупные бусины, косточки от счетов, яркие крышки от пластиковых бутылок с отверстиями для нанизывания.

15. Мяч среднего размера.

16. Малые мячи разных цветов.

17. Флажки разных цветов.

18. Магнитные рыбки и удочки.

19. Игрушка «Лицемер».

20. Маленькие массажные коврики.

 

Центр«Учимсяконструировать»вгрупповомпомещении

 

1. Крупная и средняя мозаики.

2. Крупный и средний конструкторы типа «Lego» и «Duplo».

3. Разрезные картинки и пазлы.

4. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

5. Игрушки-трансформеры.

6. Игрушки-шнуровки.

7. Игрушки-застежки.

8. Кубики с картинками.

9. Блоки Дьенеша.

10. Палочки Кюизенера.

11. Развивающие игры из ковролина.

12. «Сложи квадрат».

13. «Сложи узор»

 

Центр«Учимсястроить»вгрупповомпомещении

 

1. Мягкие модульные конструкции.

2. Ширмы и яркие шнуры для зонирования игрового пространства.

3. Крупный строительный конструктор.

2. Средний строительный конструктор.

3. Мелкий строительный конструктор.

4. Нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, деревянные

плашки и чурочки и т. п.).

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных,

дорожные знаки и т. п.).

6. Транспорт мелкий, средний, крупный из различных материалов.

7. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

 

Центр«Учимсятворить»вгрупповомпомещении

 

1. Восковые и акварельные мелки, цветной мел.

2. Гуашевые краски.

3. Фломастеры.

4. Цветные карандаши.

5. Пластилин.

6. Глина.

6. Клеевые карандаши.

7. Кисти, подставки для кисточек, палочки, стеки, зубные щетки, поролон, клише,

трафареты.

8. Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки.

9. Рулон белых обоев для коллективных работ.

10. Доска для рисования мелом.

11. Маленькие доски для рисования.

12. «Волшебный экран».

13. Подносы с тонким слоем манки.

14. Книжки-раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская роспись».

15. Дымковские игрушки.

16. Дидактические игры («Укрась матрешку», «Раскрась сарафан», «Украшаем поднос», «Маленькие ткачи» («Украшаем коврики»), «Подарок маме» (салфетка), «Распиши платок» и др.).

17. Карты пооперационного выполнения рисунков.

 

Музыкальныйцентрвгрупповомпомещении

 

1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор).

2. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино).

3. Звучащие игрушки-заместители.

4. Ложки, палочки, молоточки, кубики.

5. Музыкальный центр и CD с записью музыкальных произведений по программе и с детскими песенками.

6. «Поющие» игрушки.

7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю»).

8. Портреты композиторов.

 

Центригриигрушекдлямальчиковвкабинетелогопеда

 

1. Модели машин разного размера из разных материалов.

2. Сборные модели машин.

3. Игрушки-трансформеры.

4. Строительный набор.

5. Фигурки для обыгрывания построек.

6. Разрезные картинки и пазлы (машины, мотоциклы, самолеты).

7. Артикуляционная гимнастика для мальчиков.

 

Центригриигрушекдлядевочеквкабинетелогопеда

 

1. 2—3 куклы и комплекты одежды для них.

2. Набор мебели для кукол.

3. Кукольный сервиз.

4. Тряпичная кукла с заплетающимися косичками.

5. Плоскостные изображения кукол и одежды для них.

6. Разрезные картинки и пазлы с изображениями кукол.

7. Артикуляционная гимнастика для девочек.

 

Центр«Растемпатриотами»вгрупповомпомещении

 

1. Книжка-раскладушка «Мой Петербург»[148].

2. Книжка-раскладушка «Мои права. Детям о правах и обязанностях»[149].

3. Книжка-раскладушка «Наша Родина — Россия»[150].

4. Альбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей

 

Центр«Растемвежливыми»вгрупповомпомещении

 

1. Альбом «А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете»[151].

2. С. В. Кокевич «Социально-нравственое воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете». — СПб., 2013

3. Лото «Да и нет».

 

Центр«Растемтрудолюбивыми»вгрупповомпомещении

 

1. Плакат «Мы дежурим» и комплект карточек-символов к нему.

2. Фартуки и колпачки для дежурства по столовой.

3. Меню[152].

4. Расписание занятий[153].

5. Календарь погоды[154].

6. Календарь природы[155].

 

Центрфизическойкультурывгрупповомпомещении

 

1. Мячи большие надувные.

2. Мячи средние.

3. Мячи малые.

4. Массажные мячики разных цветов и размеров.

5. Обручи.

6. Гимнастические палки.

7. Ленты разных цветов на кольцах.

8. Султанчики.

9. Кубики.

10. Кегли.

11. Тонкий канат или цветные веревки.

12. Флажки разных цветов.

13. «Дорожка движения».

14. Гимнастическая лестница.

15. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках».

16. Кольцеброс.

17. Нетрадиционный спортивный инвентарь (самодельные детские эспандеры, гантели, мячи-сокс и т. п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...