Процедура проведения профконсультационной работы в школе
Содержание. Введение 1 Психологические основы профориентационной работы в школе 1.1 Профориентация. Её содержание и формы 1.1.1 Функции и характеристики профориентации 1.1.2 Формы профориентации 1.2 Процедура проведения профконсультационной работы в школе 1.2.1 Функции и основное содержание профконсультации 1.2.2 Условия проведения профконсультационной работы 1.2.3 Основные этапы проведения процедуры профконсультации 1.3 Профессиональная пригодность 1.4 Этика проведения профконсультационной работы 2 Методика исследования 3 Анализ результатов исследования Заключение Список использованных источников Приложение
Введение Цели работы: 1) изучить психологические основы профориентационной работы в школе, её цели; 2) раскрыть основные факторы, влияющие на выбор профессиональных предпочтений; ознакомиться с типами профессий, с этикой проведения профконсультационной работы. Теоретическая и практическая значимость работы:
данная работа предназначена для педагогических специальностей, так как при работе в школе преподаватель должен обращать внимание на способности и интересы учеников, чтобы помочь ему выбрать профессию, а также при рекомендации кружков. Профессиональная ориентация молодежи является одним из путей повышения производительности. Очень важно, чтобы профориентационная работа была правильно поставлена, так как она способствует эффективной реализации задатков и способностей человека, обеспечивает гармоничное сочетание интересов какой-либо личности и общества. Существенной составной частью профориентации является профессиональная консультация. Основной задачей специалистов профконсультантов является определение психологических, психофизических и медико-физиологических характеристик человека требованиям профессии в целях оптимального удовлетворения его интересов, запросов к условиям и режимам труда. Анализируя акцентуированные типы личности и типы личности, можно выделить наиболее подходящие подросткам сферы деятельности, а также определить наиболее благоприятные для него условия и режимы труда. От того, как подготовлен профконсультант, зависят характер и объем работы по профессиональной консультации. Обследование должны проводить квалифицированные специалисты, которые прошли специальную подготовку.
1.1 Профориентация. Её содержание и формы Функции и характеристики профориентации В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации. А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии (с14, [8]). И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» (c.34, [3]).
Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» (с.356,[7]). Функции профориентации (с. 361-362,[7]): - социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества; - экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда; - психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи; - медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности. Характеристики профориентации (с. 6-7, [4]): 1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой. 2. Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д. 3. Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации: а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.); б) способностей и других личностных характеристик человека; в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества; 4.Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии на личность необходимо её формировать, так как адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам.
Формы профориентации Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по свому содержанию и целям форм (рис.1). Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.
1. Профессиональное просвещение. Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе. Профессиональная информация. Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями. Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки. Профессиональная пропаганда. Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).
Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии. Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии (с.6-8,[4]). Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища. 1) Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений. 2) Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки. 3) Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего. 4) Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии. 2. Профессиональная консультация. Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д. Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий. 3. Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор). Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.
Процедура проведения профконсультационной работы в школе 1.3.1 Функции и основное содержание профконсультации Профессиональная консультация является одним из структурных элементов профориентационной работы. Под профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения личности школьника в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении (с. 13-17,[6]).
Основная цель профконсультации – исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение. В профконсультации осуществляется ориентация молодежи на большие сферы человеческого труда. Выделяют три основные функции профконсультации: 1) информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых учебных заведениях; 2) диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы профессиональной консультации: медицинскую и психологическую. Медицинская консультация всегда должна предшествовать психологической. Она предполагает освидетельствование всех систем организма, а также уровня функционирования анализаторов. Психологическая диагностика основной акцент делает на исследование уровня выраженности психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются: а) мотивационная сфера личности. Дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и др. мотивов выбора профессии школьником, их содержание, глубина, устойчивость; б) способности субъекта и другие личностные характеристики, которые могут выступать как профессионально важные качества. Устанавливается уровень развития основных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.); в) уровень подготовленности. Оценке подвергаются знания субъекта по конкретным областям науки, специальные знания. Особое внимание необходимо уделять умению применять эти знания при решении конкретных практических задач; г) особенности самооценки и формирование профессиональных планов; 3) прогнозная функция профконсультации является объединением первых двух функций. Она заключается в рекомендации школьнику типа профессии на основе изучения его личности. Прогнозная оценка должна относится к трем характеристикам ученика как будущего объекта трудовой деятельности: а) успешность трудовой деятельности; б) удовлетворенности человека своим трудом; в) психофизиологических затрат человека при овладении данной профессией или достижении успехов в ней. Прогнозная функция предполагает сообщение школьнику информации о возможных путях и способах преодоления личных недостатков и дальнейшего развития профессионально важных качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|