Процедура проведения профконсультационной работы в школе
1.2.1 Функции и основное содержание профконсультации
Профессиональная консультация является одним из структурных элементов профориентационной работы. Под профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения личности школьника в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении (с. 13-17,[6]). Основная цель профконсультации – исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение. В профконсультации осуществляется ориентация молодежи на большие сферы человеческого труда. Выделяют три основные функции профконсультации: 1) информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых учебных заведениях; 2) диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы профессиональной консультации: медицинскую и психологическую. Медицинская консультация всегда должна предшествовать психологической. Она предполагает освидетельствование всех систем организма, а также уровня функционирования анализаторов. Психологическая диагностика основной акцент делает на исследование уровня выраженности психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются: а) мотивационная сфера личности. Дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и др. мотивов выбора профессии школьником, их содержание, глубина, устойчивость;
б) способности субъекта и другие личностные характеристики, которые могут выступать как профессионально важные качества. Устанавливается уровень развития основных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.); в) уровень подготовленности. Оценке подвергаются знания субъекта по конкретным областям науки, специальные знания. Особое внимание необходимо уделять умению применять эти знания при решении конкретных практических задач; г) особенности самооценки и формирование профессиональных планов; 3) прогнозная функция профконсультации является объединением первых двух функций. Она заключается в рекомендации школьнику типа профессии на основе изучения его личности. Прогнозная оценка должна относится к трем характеристикам ученика как будущего объекта трудовой деятельности: г) успешность трудовой деятельности; д) удовлетворенности человека своим трудом; е) психофизиологических затрат человека при овладении данной профессией или достижении успехов в ней. Прогнозная функция предполагает сообщение школьнику информации о возможных путях и способах преодоления личных недостатков и дальнейшего развития профессионально важных качеств.
Условия проведения профконсультационной работы Решение профконсультационной задачи должно свестись в итоге к рекомендации школьнику сферы профессиональной деятельности и типа учебного заведения, которые соответствуют его интересам и способностям. При этом прогнозная оценка должна соотноситься с тремя характеристиками деятельности ученика как будущего труженика: успешностью деятельности; удовлетворенностью своим трудом; психофизиологической ценой затрат на овладение профессией. Можно выделить четыре группы оперативных требований, которые предполагают акцентирование внимания на тех процедурных моментах, которые необходимы в данной конкретной ситуации:
а) коммуникативные требования. Установление контакта с испытуемым является важным моментом проведения профконсультационной работы. Степень легкости установления контакта может зависеть от отношения школьника к процедуре профконсультации; б) психодиагностические требования. Предполагается использование тех психодиагностических процедур, которые необходимы в данной конкретной ситуации. Учет психодиагностических оперативных требований предполагает наличие стандартных наборов методик как для определения каких-то общих характеристик личности, так и для определения характеристик, специфических для каждой сферы профессиональной деятельности. в) конструктивно-педагогические требования. Предполагается планирование стратегии и тактики педагогических воздействий зависимости от характера ситуации: или просто проинформировать о путях реализации профессиональных планов, или консультант должен внести более или менее существенные коррективы в профессиональный план, или создать профессиональный план у оптанта. г) воздейственно-педагогические требования. Предполагается реализация тех способов педагогического воздействия. которые были спланированы профконсультантом. Стабильные условия – проведение профконсультации на основе теоретических принципов психологической науки, соблюдения юридических и этических норм. Оперативные условия – наличие сведений о школьнике в каждом конкретном случае. К ним относятся: а) сведения о факторах выбора профессии в отношении данного оптанта; б) сведения о рассогласовании в факторах выбора; в) сведения об объективных возможностях реализации профессиональных планов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|