Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей
Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена). Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней интеграции») позволяет в образовательном пространстве выделить взаимосвязанные компоненты и уровни интеграции, определить их вариативные возможности, следовательно, содействовать осмыслению и повышению качества дополнительного образования детей. В структурно-содержательной модели интеграции в условиях учреждения дополнительного образования детей (УДО) можно выделить 4 взаимосвязанных компонента: ценностно-целевой, содержательный, организационно-управленческий, аналитико-рефлексивный. Общая цель моделирования: содействовать созданию целостной воспитательной гуманистической среды развития ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей. Конкретная цель моделирования: содействовать качественному сопровождению процессов интеграции и их развития внутри учреждения дополнительного образования детей. Ценностно-целевой компонент детерминирован системой побудительных сил субъектов интеграции, их опредмеченных потребностей, притязаний, намерений, предложений. Данный компонент характеризует социальную позицию субъектов взаимодействия. Ценностно-целевой компонент характеризует степень интереса субъектов образовательного процесса к интегративной деятельности и включает:
- профессиональную направленность как устойчивый интерес к интегративной деятельности; - осознание субъектами взаимодействия ценностей, наличие мотивации к процессам интеграции внутри УДО детей; - целевую программу интеграции внутри учреждения; - подбор средств и методов взаимодействия, адекватных целям интеграции. Ценностно-целевой компонент «внутренней интеграции» также включает в себя конструирование образовательного процесса в УДО детей на уровне целей и задач, планирование интегративной деятельности, разработку педагогического взаимодействия, адекватного целям. Данный компонент включает ценностное принятие и осмысление интеграции внутри УДО детей. Содержательный компонент модели интеграции в условиях УДО детей детерминирован основными функциями дополнительного образования и предполагает: - преемственность образовательных программ в УДО детей; - наличие интегрированных дополнительных образовательных программ; - расширение возможностей по реализации функций обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции, профориентации, информирования, компенсации, социально-педагогических функций и других; - умение педагогами проектировать и конструировать интегративное содержание образования, учебно-воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных особенностей участников педагогического процесса; - знания и умения по основам интеграции внутри УДО детей, по методологии и теории интеграции в образовании; - проявление творчества в отборе содержания интегративной деятельности. Организационно-управленческий компонент модели «внутренней интеграции» обусловлен владением специалистами на практике технологиями образовательной и управленческой деятельности на основе идеи интеграции, а также владение конструированием, организацией и управлением результативной интеграцией в условиях УДО детей.
Организационно-управленческий компонент включает: - владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач; - умение проектировать и конструировать процессы интеграции; - систему и последовательность действий субъектов интеграции с учетом специфики образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса; - высокоразвитые умения педагогического взаимодействия, дающие специалистам возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества; - наличие координационного Совета по вопросам интеграции в УДО детей; - стимулирование процессов интеграции в учреждении; - создание системы управления внутренней интеграцией; - контроль и мониторинг результатов интеграции. Аналитико-рефлексивный компонент интеграции в условиях учреждения дополнительного образования составляют умения определять результаты интегративной деятельности, осуществлять самооценку, рефлексию и самоанализ собственной педагогической деятельности. Аналитико-рефлексивный компонент модели «внутренней интеграции» составляют умения педагогических работников в области педагогического анализа процессов интеграции: - умения анализировать и обобщать результаты интеграции внутри УДО детей; - осуществление самоанализа процессов интеграции и рефлексию собственных действий на основе интеграции в УДО; - мониторинговые умения по вопросам интеграции в УДО детей[4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|