Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декоративно-прикладное искусство на занятиях в учреждениях дополнительного образования

2.1 Организация и содержание занятий

 

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками[7].

Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

- реализация единства образовательного процесса.

Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов[8].

Рассмотрим, насколько эти положения реализуются в студии «Вдохновение», образованной на базе Дома Культуры.

Цель деятельности: развитие и исследование материально-художественного творчества детей.

Задачи деятельности:

- Подготовка детской аудитории к встрече с экспозицией художественного музея.

- Приобщение детей к изобразительному искусству и культуре.

- Формирование и развитие творческих начал личности через общение в музейной среде и материально-художественную деятельность.

- Разработка и реализация выставочных проектов студии.

- Коллекционирование детского изобразительного творчества.

- Комплексное изучение детского художественного творчества (педагогика искусства, психология).

Программа «Творчество» направлена на развитие творческих способностей детей.

Основные задачи:

- Дополнить и обогатить гуманитарно-эстетические знания, получаемые детьми в школе.

- Выявить способных детей и создать условия для их самореализации.

Программа «Мастерство» построена на парадигме самореализации личности через участие ребенка в постоянной группе или временном творческом объединении, сформированных по интересам.

Основные задачи:

- Воспитывать уважительное отношение к педагогическому труду и профессиональному мастерству.

- Предоставить ребенку свободу выбора деятельности.

- Способствовать развитию личностных качеств, умений, навыков ребенка через участие в жизни профильного отряда или творческого объединения.

- Создать адекватные педагогические условия успешной социализации растущей личности.

- Оказывать позитивное влияние на развитие личности через субъект-субъектные отношения.

 

2.2 Планирование работы. Тематический план

 

О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике.

Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом на занятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, то ребенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. В таком проблемном образовательном поле ученики постепенно накапливают ценный индивидуальный опыт самоопределения.

Кто-то может возразить: а если растущий человек не хочет самоопределяться на уроках (занятиях) искусством или в учебной деятельности вообще? может быть, для него возможность позиционно определить себя связана с другими сферами жизнедеятельности, а зачастую и с вредными привычками или асоциальным поведением? Безусловно, личностное позиционное самоопределение может формироваться разными способами. Сверхзадача, предназначение педагога-воспитателя - добиться того, чтобы в качестве возможного пространства для самоопределения ребенка стали не разрушающие, а созидающие человека сферы деятельности. Одной из них и является учебно-познавательная, творчески ориентированная деятельность.

Один из эффективных путей самоопределения личности - занятия искусством. Практика показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием "общения" с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом - механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенку осмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации. Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении с искусством, является при этом одним из содержательных элементов культуры самоопределения в целом.

Проблемные ситуации на занятиях искусством, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким "фондом развития", обеспечивающим процесс взросления.

Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности "определения себя" как "творца" идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение"; учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.

Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что "мозаика" освоенного ребенком культурно-художественного материала и "калейдоскоп" проявлений своего уникального творческого "Я" у детей будут разными. Не может быть двух учеников, одинаковых по характеру и результатам обучения, как не может быть и двух композиторов, написавших одно и то же музыкальное произведение.

В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями. Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих учеников, учитель, как "творец" подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций здесь безграничен. В качестве примеров можно привести следующие методические модели проблемно-творческих ситуаций, извлеченные из опыта практической работы с детьми.

1. Самое красивое

Творчество и красота очень тесно взаимосвязаны между собой. Красота есть некий маяк, который светит плывущим по морю творчества. Ребенка необходимо научить видеть и замечать красивое. Можно уже на первом учебном занятии предложить детям ответить при помощи рисунков на вопрос: «Что ты считаешь самым красивым на свете?»

Если выделить наиболее часто встречающиеся темы, то это будут: цветы, лес (в разные времена года), семья, друзья.

Иногда ребенку очень трудно выбрать из огромного мира радостей и увлечений самое-самое: И тогда (как правило, это встречается в рисунках девочек) появляется нечто, похожее на карту-путеводитель, в разных окошечках которой «живут» «моя мама», «солнце и море», «моя собака», «краски», «школа», «любимое мороженое» и «любимая книга». Бывает и так, что под словом «красивое» ребенок подразумевает что-то «уютное, комфортное, близкое, родное». Тогда он старательно рисует только ему ведомое чувство - выражает состояние, которое без соответствующего авторского комментария трудно понять. Например: «Это - план моей квартиры, в центре которой находится ванная, льется вода из душа, и я слышу, как капли ударяются о воду, мне тепло и уютно здесь».

2. Цветная неделя

Можно увидеть что-то необычное, что мы перестаем порой замечать, даже в обыденных и привычных явлениях. Например, дни недели - они такие разные, у каждого из них, оказывается, может быть свой «характер», свое «расписание». А если попытаться их раскрасить, дать им подходящую художественную форму: Что из этого получится? Именно так рождается поле творческого самовыражения для задания «Цветная неделя».

И вот уже на занятии царит атмосфера творчества: появились разноцветные шары, кирпичики; «лепестки» вторников и четвергов «закружились» в самобытных детских работах. В этой учебно-творческой ситуации наблюдательный педагог может увидеть очень и очень многое, например, наши взрослые «мифы-представления»: «понедельник - день тяжелый», «четверг - рыбный день», «суббота и воскресенье - красные дни календаря»: Любимые сказочные герои тоже не остаются без внимания, они «кочуют» по неделе, «оживляя» страницы чередующихся дней. В рисунках могут отражаться и гастрономические пристрастия второклассников. Без комментария к рисунку здесь тоже невозможно обойтись, поэтому каждый автор «Цветной недели» считает своим долгом объяснить словами, и даже движениями, свой неповторимый рисунок как уникальный способ творческого самовыражения. А это, как мы помним, первый, пожалуй, самый важный шаг в творческом самоопределении растущей личности.

3. Гармония внутренних сфер

А если попытаться «услышать» весь мир в красках и созвучиях? В этом случае можно вполне обстоятельно вести речь на учебном занятии о той гармонии (благозвучной или, например, редкозвучной), которой наполнены каждое явление в мире и каждый конкретный человек.

При выполнении проблемно-творческого задания ребятам предлагается поразмышлять над своим внутренним созвучием, над гармонией внутри себя: «Давайте условно обозначим следующие три наши составляющие внутреннего мира (как единую гармонию нашего целостного "Я"):

"Я" - красный круг,

"Мы" - синий круг,

"Природа" - зеленый круг».

А само творческое задание формулируется педагогом так: «Найдите равновесие между этими тремя началами. Чтобы это сделать, можно менять (выбирая из предлагаемого набора) размеры кругов, перемешивать их, находя сочетание, наиболее соответствующее вашему ощущению (пониманию) мира».

Эта проблемно-творческая ситуация, как и многие другие, может выступать в качестве показательного элемента комплексной системы педагогической диагностики.

Студия «Вдохновение» объединяет детей (возраст 9-12 лет), желающих своими руками воплотить в жизнь мечты своих младших братишек и сестренок, свои собственные идеи, образы и модели.

Увлечение ребят поначалу лишь изготовлением простеньких сувениров, под руководством педагога перерастает затем в умение творить самостоятельно. В условиях кружка дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, не боясь неудач, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в школе.

Здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Цель - обучить детей основам технологии изготовления мягких игрушек.

Для чего педагог ставит перед собой задачи:

- Ознакомление ребят с различными видами материалов и приспособлений, инструментов, основами цветоведения

- Обучить технологическим приемам изготовления мягких игрушек, грамотному использованию шаблонов

- Развивать мелкую моторику рук

- Воспитывать работоспособность, умение довести начатое дело до конца, до выставочного уровня, потребность в активном проведении досуга, использование приобретенных навыков в практической жизни

- По итогам учебного года проводится выставка лучших работ и поощрение ее участников.

В таблице 1 представлен тематический план занятий изготовления мягкой игрушки.

 

Таблица 1 Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

теор. практ.
1 Беседа об истории мягкой игрушки 1 1 0
2 Материалы и инструменты 2 1 1
3 Раскрой 3 1 2
4 Набивка 4 1 3
5 Подвижные детали 4 1 3
6 Каркасы 5 1 4
7 Рельефные мордочки 3 1 2
8 Изменение масштаба выкроек 2 1 1
9 Изготовление мягкой игрушки 36 3 33

 

Планы – конспекты занятий

 

Материалы и инструменты.

К каждой выкройке прилагается список материалов, необходимых для изготовления именно этой игрушки. Здесь же мы просто перечислим то, что может пригодиться нам в нашей работе:

- искусственный мех с ворсом различной длины – коротким, средним и длинным (натуральный мех лучше не использовать).

- различные, по возможности неэластичные, ткани.

- обрезки всевозможных лент, кружев, тесьмы, резинки и тому подобные мелочи.

- кусочки белой, чёрной или цветной кожи (искусственной или натуральной) или клеёнки.

- наполнитель (вата, синтепон, синтепух, поролон и другие объёмные материалы).

- различные бусинки, пуговки, ненужная бижутерия(клипсы, серьги и др.)

- нитки покрепче (лучше взять армированные, подобрав их к цвету материала, чтобы швы не портили внешний вид игрушки)

- проволока (алюминиевая или медная) толщиной 1,5-2 см – для игрушек с каркасом

- клей «Момент»

- клей ПВА

Кроме материалов нам понадобятся также некоторые инструменты:

- иглы различной длины (от 4 до 10 см). Длинные иглы должны иметь большое ушко.

- ножницы – обычные портновские и маникюрные

- кусачки

- плоскогубцы

- надфиль (вместо него можно воспользоваться обычной пилкой для ногтей)

- мел (лучше использовать плоский портновский мел разных цветов – для белых и цветных материалов). Если такого мела нет, можно заменить его тонким обмылком, он рисует на ткани ничуть не хуже.

- портновские булавки

Изготовление «Котенка» (Приложение 1).

«Для этого маленького, весёлого и симпатичного котёнка нам потребуется совсем мало материалов:

немного белого меха с коротким ворсом

одна маленькая чёрная бусинка

два глаза

наполнитель

голубая ленточка (шириной 0,5 см, длиной 10см)

Все детали выкроить из белого меха с учетом направления ворса.

Порядок работы

- Стачать детали брюшка по линии а--б, оставив открытым отверстие 1-2.

- Притачать брюшко к деталям туловища по лапкам от точки а до точки б.

- стачать детали туловища по линии а--в.

- Стачать детали ушек. Вывернуть, приколоть к деталям туловища по линии д--е (обратить внимание на совмещение точек)

- Притачать лоб к деталям туловища по линиям в--г, сделав закрепки в местах притачивания ушек. Стачать туловище по спинке и хвосту (линия б--г). Вывернуть через отверстие в брюшке и набить наполнителем.

- Отверстие зашить потайным швом.

- С помощью чёрных ниток сделать рельеф мордочки, выводя иглу из точки, намеченной для глаза, в точку а и обратно (подробно об этом - на странице «Рельефные мордочки»). В точке «в» пришить бусинку.

- На шейку котёнку повязать бантик и закрепить его нитками в цвет.

- Прикрепить глаза.

2. Изготовление «Сердечек»

Сшить эти игрушки можно из любой ткани, но лучше, конечно, взять однотонную. Кроме этого нужен наполнитель, тесьма в цвет основной ткани и нитки для вышивания типа «мулине». Для девочки кроме основной ткани нам понадобится еще немного ленты, а для мальчика - кусочек меха с очень длинным ворсом и немного ткани другого цвета.

Шьем мальчика

Из основной ткани выкроим:

две больших детали сердечка

ручки - 4 детали

Из второй ткани выкроим

две детали маленького сердечка

Порядок работы

- Cтачать детали большого сердечка, вложив между ними петельку из тесьмы (не забудьте сделать закрепку в этом месте), вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстие потайным швом.

- Стачать детали ручек попарно, оставив небольшие отверстия для вывертывания. Ручки вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстия потайным швом. Пришить ручки к сердечку, создав подвижное соединение

- Стачать детали маленького сердечка, вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстия потайным швом. Пришить маленькое сердечко к ручкам большого сердечка.

- Вышить личико нитками для вышивания, к головке пришить потайным швом кусочек меха с длинным ворсом, причесать.

Шьем девочку

Из основной ткани выкроим две больших детали сердечка

Порядок работы

- Cтачать детали сердечка, вложив между ними петельку из тесьмы (не забудьте сделать закрепку в этом месте), вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстие потайным швом.

- Вышить личико нитками для вышивания, к головке пришить потайным швом бантик из ленты.

Прихватки, салфетки и подставка под горячее.

Понадобится два-три вида тканей поплотнее, синтепон и толстый шнур - около50-60 см, три листа картона.

Выкроим все детали по одной выкройке, между деталями прихваток вложим по 2-3 слоя синтепона, обработаем края руликом или бейкой из отделочной ткани.

Для подставки под горячее подготовим детали так же, как для прихваток, вложив между слоями синтепона три слоя картона, вырезанного по той же выкройке, но без припусков. По краю пришьем толстый шнур и обработаем края отделочной тканью так, чтобы шнур оказался внутри рулика.

Рамка для фотографии

Понадобится красивая ткань или кожа для рамки, ткань, подходящая к основной по цвету, синтепон, картон, и, конечно, сама фотография.

Выкроим две внутренних детали рамки (можно из ткани попроще) по выкройке сердечка, вырежем из картона по этой же выкройке без припусков одну-две детали (в зависимости от плотности картона). Обработаем края.

Из красивой ткани выкроим наружную деталь рамки с отверстием в виде сердечка внутри - размер его зависит от размера фотографии. Из второй ткани выкроим точно такую же деталь, из синтепона - две или больше (зависит от того, насколько выпуклой вы хотите сделать рамку), из картона вырежем такую же деталь, но без припусков. Сложив все детали, кроме картона, стачаем их по внутреннему контуру, вывернем, вложим между слоями синтепона картон. Обработаем наружный край.

Теперь осталось соединить внутреннюю и наружную детали нашей рамки (можно это сделать потайным швом), оставив в верхней части отверстие для того, чтобы можно было вставлять фотографии. Пришить в верхней части петельку для подвешивания на стену.

 

Техника безопасности

 

Мех удобнее и безопаснее вырезать маленькими маникюрными ножницами, осторожно прорезая лишь тканевую основу и стараясь не повредить ворс; припуски в большинстве случаев оставляют около 4 – 5 мм, чтобы было безопаснее шить.

Швы при изготовлении мягких игрушек можно использовать как ручные, так и машинные, в зависимости от материала. Для меха лучше всего использовать РУЧНОЙ ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ с шагом 2 мм. Делается он так: складываем две стачиваемые детали лицевыми сторонами, совмещаем срезы и засечки, и иголкой заправляем выглядывающий ворс внутрь, между деталями. Шов выполняется справа налево. На расстоянии 3 – 4 мм от кромки детали вкалываем иглу движением от себя, конец иглы огибаем ниткой и стежок затягиваем. Следующий стежок делаем через 2 мм, и так далее. Стежки надо располагать на одинаковом расстоянии от кромки ткани и друг от друга, и затягивать нитку одинаково. В конце шва ставим закрепку, то есть 2 – 3 раза вкалываем иглу в одну точку, затягивая нитку. На закруглённых участках или на углах желательно делать длину стежка чуть меньше, чем на прямых.

Мех с коротким ворсом и ткани можно стачивать НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ, установив маленькую длину стежка. Очень удобно использовать специальный ТРИКОТАЖНЫЙ машинный шов. Если ваша машина может его выполнять, воспользуйтесь этим.

После стачивания деталей срезаем оказавшиеся лишними припуски, стараясь не повредить нитки. Вывернем детали на лицевую сторону, и выправим с помощью иголки ворс, попавший в швы.

В нашей работе может пригодиться также ПОТАЙНОЙ ШОВ. Он применяется в тех случаях, когда нужно соединить уже готовые, вывернутые и набитые наполнителем части игрушки. К примеру, нам надо пришить голову к туловищу. Подберём нитки в цвет материалу, сложим туловище и голову открытыми срезами друг к другу и подвернём срезы на изнаночную сторону. Теперь надо вколоть иглу с изнаночной стороны туловища, и, вытянув нитку, вколоть иглу как можно ближе к сгибу ткани на голове, нитку затянуть потуже. Следующий стежок делаем через 2 – 3 мм. Таким образом, надо прошить весь шов, а в конце сделать прочную закрепку. После этого не торопитесь отрезать нитку, воспользуйтесь такой маленькой хитростью. Для того, чтобы со временем закрепка не развязалась, и наша игрушка не начала «расползаться по швам», проденьте иглу сквозь туловище или любую другую деталь, и обрежьте нитку в точке выкола.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы современного образования, приведшие к необходимости реформы его системы, связаны не только с изменившимися социальными обстоятельствами, но и с обострением противоречий самого образовательного процесса. Известна проблема отчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Это отчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формах становится безразличным к индивидуальности, становится закрытым и самодостаточным, утрачивает смыслы, обращенные к субъективности его участников.

В современных социально-экономических условиях дополнительное образование способно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механической достройки базового образования, постоянно расширяющегося образовательного пространства для удовлетворения и реализации постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Педагогический потенциал дополнительного образования значителен: оно выступает как мощное средство формирования мотивации к образовательной деятельности, расширяет культурное пространство самореализации личности.

Сфера дополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъект-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправных субъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный рост каждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения и раскрытие творческого потенциала.

Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.

Образовательная программа «Взаимодействие основного и дополнительного образования как средство развития индивидуальности ребенка» является: сложной системой, т.е. представляет собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов ее осуществления; открытой системой, т. е. находится во взаимодействии с другими программами, нуждается в них для собственного существования, способна к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, имеет возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные программы; нелинейной системой, т.е. не имеет однозначно определенной связи между своими изменениями, (например, при переходе от одного этапа к другому), и изменениями образовательного пространства или субъектов образовательного процесса. Образовательная программа удовлетворяет этим условиям в том случае, когда изменяется отношение к субъектам образовательного процесса. (Субъектами мы называем активных участников образовательного процесса, своими изменениями влияющих на состояние образовательного пространства). Эти субъекты: учитель, ребенок и среда между ними.

Учитель рассматривается как:

- сложная система, т.е. многообразная и целостная личность;

- открытая система, т.е. способная к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами (личностями);

- нелинейная система, обладающая неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, способная к новациям, творчеству. В этом и заключается активность данного субъекта.

Ученик рассматривается как:

- сложная система, т.е. обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т.д.;

- открытая система, т.е. восприимчивая к разного рода изменениям отношений в образовательном пространстве, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом;

- нелинейная система, т.е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами. В этом и заключается активность данного субъекта.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003. - №2

2. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1999.

3. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000

5. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь.. - 1999. - №7.

6. Образование по выбору — реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г.

7. Сайбединов А. Педагогические смыслы или рассуждения о содержании образования [Электронный ресурс]. http://pedsovet.org/forum/index.php?s=31f10e47a0bfc45db4f3ce4bed0ef365&act=Attach&type=post&id=86

8. Харитонова В.А., Меньшиков И.В., Санникова О.В. Методология синергетики в моделировании развития образования // Сборник трудов конференции по синергетике. Материалы Межрегиональной конференции. – Москва – Ижевск, 2001

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Изготовление «Котенка»

 

 


[1] Образование по выбору — реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г. — С.68—69.

[2] Днепров Э.Д.Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1999.-С.708.

[3] Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.22-23.

[4] Харитонова В.А., Меньшиков И.В., Санникова О.В. Методология синергетики в моделировании развития образования // Сборник трудов конференции по синергетике. Материалы Межрегиональной конференции. – Москва – Ижевск, 2001

[5] Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь.. - 1999. - №7.

[6] Сайбединов А. Педагогические смыслы или рассуждения о содержании образования [Электронный ресурс]. http://pedsovet.org/forum/index.php?s=31f10e47a0bfc45db4f3ce4bed0ef365&act=Attach&type=post&id=86

[7] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000

[8] Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003. - №2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...