Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система государственного управления в области культуры




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Культура как объект государственного управления и разграничение компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области культуры

 


Введение

 

Россия - многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 150 этносов, принадлежащих к языковым группам различных религиозных конфессий, национальностей, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности.

Россия также и социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тема представленной контрольной работы «Культура как объект государственного управления и разграничение компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области культуры».

Актуальность темы обуславливается тем, что культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства.

Целью данной работы будет являться изучение основ государственного управления с области культуры.

Обозначенная цель решается путем последовательного решения следующих задач:

Ø Уяснить общие понятия организационно-правовых основ государственного управления в социально-культурной сфере;

Ø Рассмотреть систему государственного управления в области культуры. Перечислить и охарактеризовать органы, осуществляющие государственное управление в области культуры, а также разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры.


Организационно-правовые основы государственного управления в социально-культурной сфере. Общие понятия

культурный управление подразделение правовой

Изучая вопрос государственного управления в области культуры, необходимо, прежде всего, рассмотреть общие понятия и выявить к какой сфере государственного управления относится отрасль культуры.

В связи с этим, все отрасли государственного управления формируют в совокупности три основные сферы:

1) Экономическая (финансы, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, торговля);

2) Социально-культурная (здравоохранение, социальная защита населения, культура, образование и наука);

3) Административно-политическая (оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция и иностранные дела).

Таким образом, из приведенной классификации можно увидеть, что культура относиться к социально-культурной сфере государственного управления.

Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (на федеральном уровне - это Правительство РФ, на региональном уровне - это Совет Министров (правительство) республики в составе РФ, администрации, мэрии и др. в других субъектах Российской Федерации).

Специализированное же руководство указанными сферами осуществляют органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера (соответствующие министерства).

Правовая основа разграничения предметов ведения и полномочий по управлению экономической, социально-культурной и административно-политической сферами деятельности содержится в ст. 71-73 Конституции РФ.

Рассмотрим кратко социально-культурную сферу.

К социально-культурной сфере жизнеобеспечения общества относятся охрана здоровья людей и их медицинское обслуживание (здравоохранение), содействие государства и его органов занятости населения и его социальная защита, культура и иные аспекты духовной сферы в жизни людей, а также образование и наука.

Как уже говорилось выше, система государственного управления социально-культурной сферой включает в себя органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, на которые возложена практическая реализация соответствующих вопросов, а также соответствующая деятельность органов местного самоуправления. То есть на федеральном уровне система государственного управления включает в себя соответствующие федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, на региональном уровне и уровне местного самоуправления - соответствующие министерства субъектов РФ, а также различного рода департаментами, управлениями и отделами администраций субъектов РФ или местных администраций.

Источниками нормативно-правового регулирования общественных отношений в социально-культурной сфере и правовой основой для реализации полномочий соответствующих исполнительных органов публичной власти являются, прежде всего, законы федерального уровня (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I, Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. №3612-I, Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании» и пр., а также нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ и соответствующие нормативные правовые акты регионального и местного уровня.

Далее в следующем разделе контрольной работы рассмотрим систему государственного управления непосредственно в области культуры.

 


Система государственного управления в области культуры

 

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. В связи с этим задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

Ø обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

Ø создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

Ø определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

Ø определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики, федеральных программ в области культурного развития. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относятся общие вопросы культуры.

Правительство РФ разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.

Объектами управления в области культуры являются библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, театры, кинотеатры, музеи, архивы, средства массовой информации, издательства, редакции и т.п.

Важным фактором, определяющим государственную политику по развитию культуры, сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, явились принятые в стране: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 6 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах», Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии», в соответствии с которыми в Российской Федерации создаются национально-культурные автономии, чья деятельность направлена на обеспечение права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры и другие нормативные правовые акты.

Государственное управление культурой в Российской Федерации осуществляют - Министерство культуры РФ инаходящиеся в его ведении:

§ Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,

§ Федеральное архивное агентство.

Соответствующие органы в сфере культуры создаются также и в субъектах Российской Федерации.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

Министерство культуры РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства.

В своей деятельности оно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Минкультуры России действует на основании Положения о Министерстве культуры РФ.

Министерство культуры РФ осуществляет следующие полномочия:

Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты перечисленные в п. 5.2 Положения О Министерстве культуры РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. №406.

Структурными подразделениями Министерства культуры Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Ниже приведен перечень структурных подразделений Минкультуры России:

ü Департамент государственной поддержки искусства, народного творчества и международных связей

ü Департамент кинематографии

ü Департамент культурного наследия и изобразительного искусства

ü Департамент науки и образования

ü Департамент строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации

ü Нормативно-правовой департамент

ü Департамент экономики и финансов

ü Департамент Генерального секретариата

ü Спецотдел

ü Отдел государственной службы, кадров и наград.

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В качестве примера органом исполнительной власти субъекта РФ в области культуры может послужить Министерство культуры Ростовской области. Органом местного самоуправления по городу Таганрогу является Отдел культуры г. Таганрога Ростовской области. Положение «Об Отделе культуры г. Таганрога» утверждено Решением Городской Думы г. Таганрога от 29 мая 2006 г. №251.

Компетенция данных органов (в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления) будет рассмотрены в следующем разделе.

Как упоминалось выше, Минкультуры России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федерального архивного агентства. Далее подробнее рассмотрим их полномочия.


2.1 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия(Росохранкультура)

 

Росохранкультура является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.

Росохранкультура руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства культуры Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. №407. Свою деятельность Росохранкультура осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Некоторые функции Росохранкультуры рассмотрим подробнее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...