Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры




Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры

 

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:

·   обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

·   установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры; (Культурная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры)

·   правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

·   формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

·   координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

·   регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; (Культурная ценность - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты)

·   определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

·   создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

·   официальный статистический учет в области культуры;

·   контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

·   сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

·   охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры

 

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:

·   сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

·   организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

·   создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

·   организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

·   поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

·   поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

·   Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, примером органа исполнительной власти Ростовской области как субъекта РФ служит Министерство культуры Ростовской области. Министерство культуры Ростовской области создано в соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 03.03.98 №84. Осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, кинематографии, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также уполномоченным по исполнению части переданных полномочий Российской Федерацией в области государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральным законодательством. Министерство осуществляет свою деятельность самостоятельно и во взаимодействии с федеральными и областными органами государственной власти, органами местного самоуправления, творческими союзами, общественными объединениями.

Полномочия органов местного самоуправления в области культуры

 

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:

·   организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

·   создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

·   сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

·   создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

·   организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

·   создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

·   создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

·   организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

·   создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

·   сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

·   создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Распределение полномочий в области культуры между городским округом, муниципальным районом и поселением определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В качестве примера органом местного самоуправления в области культуры в г. Таганроге Ростовской области является Отдел культуры. Отдел культуры г. Таганрога является органом Администрации города Таганрога с правами юридического лица, обеспечивающим во взаимодействии с другими органами Администрации г. Таганрога, внебюджетными фондами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями реализацию планов и программ развития культуры на территории города. Отдел культуры г. Таганрога действует на основании общих положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. Наделяется собственными полномочиями по решению вопросов координации и регулирования деятельности учреждений культуры, отнесенными действующим законодательством к ведению органов местного самоуправления. Реализует на территории г. Таганрога государственную, региональную и муниципальную политику в сфере культуры на основе действующего законодательства.

Отдел культуры в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Ростовской области, постановлениями Администрации Ростовской области, правовыми актами Министерства культуры Ростовской области, Уставом г. Таганрога, Решениями Городской Думы города Таганрога, постановлениями Мэра города Таганрога, а также Положением «Об Отделе культуры г. Таганрога», утвержденным Решением Городской Думы г. Таганрога от 25.05. 2006 №251. Основные полномочия Отдела культуры перечислены в ст. 2 указанного Положения. Одним из пунктов указанной статьи является: руководство муниципальными учреждениями культуры (МУК), а также координация деятельности учреждений культуры на территории города Таганрога независимо от их ведомственной принадлежности и непосредственной подчиненности.

К таким учреждениям в г. Таганроге относятся:

ü МУК «Таганрогский ордена Почета драматический театр им. А.П. Чехова»

задачи и функции:

создание и прокат спектаклей, а также др. видов представлений

ü МУК «Централизованная библиотечная система»:

сохранение знаний, памяти человечества, культурно-просветительская деятельность

ü МУК «Центр культурно-досуговой деятельности»

Организация культурного досуга и создание условий для массового отдыха населения

ü МУК «Парк имени 300-летия города Таганрога»

Организация культурного досуга и создание условий для массового отдыха населения

ü МУК «Духовой оркестр» МУК «Камерный оркестр»

Деятельность в области культуры и искусства

ü и другие учреждения.

 


Заключение

 

В начале контрольной работы были поставлены задачи, которым подведем некоторые итоги.

Во-первых, первый раздел был посвящен общим вопросам государственного управления в социально-культурной сфере. В данном разделе рассматривалась общая структура государственного управления и ее три составляющие сферы. Речь шла о том, что все отрасли государственного управления можно объединить в три большие группы (сферы). Это такие сферы как:

.   Экономическая (ее составляют такие отрасли как: финансы, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, торговля);

.   Социально-культурная (здравоохранение, социальная защита населения, культура, образование и наука);

.   Административно-политическая (оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция и иностранные дела).

Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции. Специализированное руководство перечисленными сферами осуществляют органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера (соответствующие министерства).

Далее, во втором разделе контрольной работы рассматривался вопрос непосредственно в области культуры.

Так, статья 44 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики, федеральных программ в области культурного развития. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относятся общие вопросы культуры.

Государственное управление культурой в Российской Федерации осуществляют - Министерство культуры РФ и находящиеся в его ведении:

1. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

.   Федеральное архивное агентство.

В подразделах были кратко рассмотрены перечисленные органы подведомственные Минкультуры России, их цели и задачи.

Соответствующие органы в сфере культуры создаются также и в субъектах Российской Федерации (например, Комитет по управлению архивным делом Администрации Ростовской области).

В заключительном третьем разделе, описаны полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры. В связи с этим можно привести пример на уровне Ростовской области. То есть органом исполнительной власти в Ростовской области (как субъекта РФ) является Министерство культуры Ростовской области. К органам местного самоуправления (на примере города Таганрога) в рассматриваемой области - Отдел культуры г. Таганрога. Отдел культуры г. Таганрога действует на основании общих положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Подводя итог, необходимо отметить, что решение всего комплекса системных проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития культуры России, возможно при координации деятельности различных участников процесса, включая федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учреждений культуры и общественных организаций.

Поскольку народная культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.

Существует и такая проблема, что развитие рыночных отношений в стране привело к тому, что культурные ценности все больше становятся объектами сделок, причем не только в России, но и с вывозом за рубеж (сохранение культурных ценностей), охрана памятников истории и культуры недвижимые (памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния Российской Федерации).

Сегодня основными хранителями народных традиций являются сегодня учреждения культурно-досугового типа.

Низкий уровень благосостояния населения и в целом неблагоприятная социально-демографическая ситуация - это еще один комплекс проблем, которые являются актуальными в настоящее время.

В этой связи поддержка на общегосударственном уровне практических мер, направленных на возрождение культурных традиций, является важным объектом внимания на сегодняшний день.

 

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря;

2. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2010) // КонсультантПлюс;

3. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 13.05.2008) // КонсультантПлюс;

4. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008) // КонсультантПлюс;

.   Закон РФ от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в ред. от 21.12.2009) // КонсультантПлюс;

.   Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 04.03.2010) // КонсультантПлюс;

.   Приказ от 17 декабря 2008 г. №267 «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы»

.   Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. №406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (в ред. от 15.06.2009) // КонсультантПлюс;

.   Постановление Правительства РФ от 29 мая №407 «О федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия» (в ред. от 27.01.2009) // КонсультантПлюс;

.   Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №290 «О Федеральном архивном агентстве» (в ред. от 08.08.2009) // КонсультантПлюс;

.   Постановление Главы Администрации Ростовской области от 03.03.98 №84 «О Министерстве культуры Ростовской области»

.   Решение Городской Думы г. Таганрога от 25.05. 2006 №251 Об утверждении Положения «Об Отделе культуры г. Таганрога»

13. Тимошенко И.В. Административное право: конспект лекций. - Изд. 3-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 317 с.;

14. Тимошенко И.В. Практикум по административному праву: учебно-методический комплекс. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 314 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...