Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка работников в системе управления персоналом

Введение

 

За последние годы борьба на рынке труда за высококвалифицированные кадры и потенциально успешных новичков возросла в несколько раз. И как результат, все уважающие себя компании начали задумываться о количестве уволившихся сотрудников, обращая особое внимание на формулировку "по собственному желанию" и причины, вызвавшие этот уход. Как правило, результаты шокируют высший менеджмент компаний. Все чаще "ушедшие" сотрудники называют ведущим фактором, влияющим на начало поиска ими работы, не банальное материальное благополучие, а снижение своей деловой активности из-за невозможности реализовать карьерные потребности в условиях компании.

Деловая активность всего рабочего коллектива, являясь совокупностью индивидуальных активностей, прямо зависит от проявления активности каждым сотрудником. Соответственно, для создания эффективной рабочей группы необходимо некоторое соединение и удачное сочетание карьерных установок каждого работника. Активность сотрудника зависит непосредственно от его карьерных устремлений, от поставленных перед ним деловых целей и задач, от того, какое "место под солнцем" он для себя определяет. Любой наемный сотрудник планирует свое будущее в конкретной организации, основываясь на своих потребностях и учитывая сложившиеся социально-экономические условия в данной компании. В то же время возможности реализации карьерного роста сотрудником на этапах становления организации и формирования команды - разные. Руководитель в процессе управления подразделениями имеет выбор: либо строить взаимодействие с учетом уровня командного и карьерного развития трудового коллектива, либо навязывать коллективу нечто свое. В последнем случае сотрудники не будут адекватны ожиданиям руководителя, не произойдет и объединения стратегии фирмы и стратегии работников. А отсюда - и все вытекающие последствия: рассогласование целей, снижение заинтересованности в результатах труда и достижении поставленных целей, спад лояльности сотрудников к руководству и компании в целом. Одним из важнейших элементов системы управления персоналом на предприятии является оценка персонала. Оценка персонала позволяет оценить его качество с точки зрения соответствия его целям бизнеса и стратегии предприятия. Основной вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:

• результативность труда;

• профессиональное поведение;

• личностные качества.

Под результативностью труда понимаются способности и/или желание выполнять общие функции управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы.

Показатели профессионального поведения охватывают следующие стороны деятельности: сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки.

Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.

Целью данной курсовой работы, является оценить работу кадров управления, выделить критерии и показатели эффективности управленческого труда.

Объектом изучения данной проблемы является хозяйство ОАО «Ильино-Заборское» Семеновского района.

Курсовая работа выполнена с использованием таких методов как метод детерминированного факторного анализа, графический метод, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и монографический методы. Для написания работы была использована учебная литература 1992-2007 гг.., периодические издания, бухгалтерская отчетность ОАО «Ильино-Заборское» 2005-2008 гг..


Оценка работников в системе управления персоналом

Сущность оценки деятельности работника

Оценка деятельности работников – специфичная форма обратной связи, применимая в организации. В организационной среде людям свойственно неформальным образом оценивать деятельность подчиненных, руководителей, коллег, а также выполнение своих собственных функциональных обязанностей. Применение же формализованной процедуры оценки рассматривается как с позиции возможности, так и необходимости. Возможность обусловлена организацией труда работников, структурированием выполняемых ими задач, мерой ответственности на каждом рабочем месте, что является исходной базой для установления стандартов рабочего поведения, уровня деятельности и критериев ее оценки. Необходимость продиктована потребностью в информации о выполнении рабочих обязанностей, результативности труда персонала в целях эффективного управления человеческими ресурсами организации.

Оценка деятельности работников – знакомый и одновременно незнакомый термин для отечественных ученных и практиков. Сложность ситуации заключается в том, что до недавнего времени само понятие «оценка деятельности работников» входило скорее в разряд экономических, а не управленческих категорий, поскольку оценка не рассматривалась в качестве одного из существующих инструментов управления рабочим поведением, деятельностью персонала. В это связи сегодня приходится говорить как бы заново открывать сущность этого понятия, наполняя термин новым смысловым содержанием. Предварительно обоснуем выбор данной категории из множества других, имеющих параллельное хождение с ней и обозначающих в сущности одно и то же, а также выясним соответствие между отечественной и зарубежной терминологией.

Эквивалентом понятию «оценка деятельности работников» в английском языке является понятие «performance appraisal», дословный перевод которого на русский язык означает «оценка исполнения», «оценка действий». Свобода в выборе интерпретации английского термина приводит к разнообразным его трактовкам.

С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко [18] предлагают в качестве аналога «performance appraisal» понятие «формальная оценка совершенной деятельности». Ю.А. Надольский [14] – «оценка служебной деятельности», Г.В. Щекин – «оценка трудовой деятельности работников» [21], А.Р. Алавердов – «оценка деятельности персонала (сотрудников)» [1]. Наиболее обоснованным видится применение термина «оценка деятельности работников». Во-первых, формальный характер оценки, то есть официально установленная процедура ее проведения в организации, предполагается изначально и, следовательно, не требуется дополнительного уточнения этого факта. Во-вторых, ориентация на оценку именно выполняемой работы, анне какой-либо иной деятельности в организации, само собой подразумевается. В-третьих, термин «оценка деятельности работников» конкретизует представление о носителе деятельности (которым является работник), что совпадает с точкой зрения Г.В. Щекина и А.Р. Алавердова. И, в-четвертых, что самое главное, этот термин более соответствует современному содержанию оценки, исключая противоречия, возникающие в результате расхождения в значении категории и ее сущности, поскольку сегодня процесс оценки далеко не ограничивается анализом совершенной в прошлом деятельности – это скорее «взгляд» в будущее в целях улучшения работы.

Упоминание о неадекватности смыслового значения и сущности категории связано и с другой немаловажной причиной. Так, в отечественной и зарубежной научной литературе, наряду с рассмотренными, фигурируют также понятия «оценка персонала» «оценка работников». Хотя между этими категориями зачастую ставят знак «равенства», и они рассматриваются как синонимы, чаще, особенно в зарубежных публикациях, используют понятие «оценка деятельности работников», подчеркивая тем самым, что объектом оценки являются прежде всего не сами работники, наделенные потенциальными деловыми качествами, а именно их деятельность.

Попытка российских ученых дать современную трактовку определению «оценка деятельности работников» оказалась не совсем удачной. По мнению С.И. Самыгина и Л.Д. Столяренко, оценка деятельности работников (или «формальная оценка совершенной деятельности» в их интерпретации) является процессом, включающим определение следующих моментов, касающихся отношения сотрудника к данной организации:

· оценка выполнения сотрудником свое работы;

· коммуникационный аспект по поводу оценки;

· программа усовершенствования управления.

Объективно проведенный процесс оценки деятельности не только дает возможность сотруднику получить верное представление о том, как была оценена проделанная им работа, но и в значительной степени влияет не его мотивацию при выполнении последующих задач [18, с.246-247].

История развития оценки деятельности демонстрирует расширение ее целевого назначения. С течением времени оценка постепенно стала выступать в организации не только как форма контроля (классический менеджмент), но и как эффективный механизм персонифицированного управления деятельностью, развития персонала (современный менеджмент).

За последние годы российские руководители и специалисты освоили много современных управленческих методов и приемов, однако остаются еще области, однозначное отношение к которым не сформировалось. Рыночная экономика образует достаточно жесткую конкурентную среду для деятельности предприятий. Эта жесткость определяется тем, что одним из основных законов рынка являются закон спроса на труд, товары и услуги и закон их предложения. В условиях чистой конкуренции, когда на рынке товаров и услуг действуют много предприятий, контроль с их стороны за ценой отсутствует, сама продукция и услуги стандартизированы, потребителям безразлично, у кого приобретать товары или получать услуги. На таком рынке успеха добиваются те предприятия, которым удается обеспечить низкие – ниже средних – издержки производства. Это достигается с использованием разных факторов эффективности, среди которых существенное место занимает организация труда. Вопрос об организации труда в условиях рыночной экономики рассматривается с различных точек зрения.

По мнению Маслова Е.В., организация труда – это система научно обоснованных мероприятий, направленных для обеспечения условий для оптимального функционирования рабочей силы, способствующих достижению наивысшей результативности трудовой деятельности, развитию производства интенсивным путем [12, с.357]. Водяников В.Т. под организацией труда понимает непрерывный процесс внесения в существующие трудовые процессы разработанных наукой усовершенствований, позволяющих более эффективно использовать средства труда и рабочую силу, повышающих производительность труда и эффективность производства. Сущность организации труда, по его мнению, заключается во взаимодействии человека с другими основными элементами производственного процесса, которое предполагает постоянный поиск и соблюдение количественных и качественных пропорций между рабочей силой, средствами и предметами труда в целях устранения непроизводственных потерь [5, с.105]. Туровец О.Г. отмечает, что важнейшим признаком совершенной организации трудовых и производственных процессов в условиях рыночных экономических отношений может служить устойчивое платежеспособное положение предприятий, обеспечивающих не только производство и продажу продукции, но и дальнейшее развитие трудового и производственного потенциала. Это означает, что организация труда как целенаправленная деятельность людей должна стать на отечественных предприятиях основой цивилизованных рыночных отношений. Чем совершеннее будет организация труда на предприятиях, тем выше будут его результаты [19, с. 348].

Однако следует помнить, что в центре организации труда всегда стоит работник. И при использовании новейшей, совершенной техники труд может быть малопроизводительным, если его плохо организовать. В коллективе трудно наладить эффективную работу, когда руководитель и его подчиненный не обладают современными приемами и методами работы. Устаревшие методы работы и неэффективный рабочий стиль превращают данный коллектив в наиболее слабое звено системы управления [8, с.453].

По мнению Л. Родиной, распределение ответственности уменьшает риск неправильных решений: информационное поле руководителя оптимизируется и структурируется, соответственно риски снижаются [17, с.82]. Следовательно, любая трудовая деятельность невозможна без определенной организации труда, определения места и функций каждого человека в трудовом процессе. В связи с этим требования к уровню организации управленческого труда в современных условиях возрастают, поскольку это позволяет эффективнее использовать рабочее время.

Под управленческим трудом, Кибанов А.Я. понимает вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач [8, с. 449]. Управленческим трудом занимается аппарат, состоящий из руководителей, специалистов и технических работников. Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния его на результаты деятельности предприятия. Содержание труда этих категорий работников, по мнению Фахтудинова Р.А., определяется сущностью обособившихся функций по координации, планированию, организации и управлению производством. Поэтому основным объектом организации их труда являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью управления [20, с.235-236]. Кибанов А.Я. считает, что характер труда руководителя определен тем, что он реализует важнейшую функцию управления – функцию руководства, решая при этом задачу интегрирования системы управления в единое целое путем координации его отдельных звеньев. Специалисты, по его мнению, призваны выполнять функции подготовки и разработки управленческих решений. На основе аналитических данных они обеспечивают разработку вариантов решения отдельных функциональных вопросов производственного или управленческого характера [8, с. 450-451]. Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Рационально организовать умственный труд, создать благоприятные условия для повышения его эффективности – эти задачи приобретают сегодня особенно важное значение. Проблемы организации личного труда работника можно изучать с точки зрения организации, используемых методов, принципов и приемов работы. Второй стороной организации личного труда являются техника личной работы, технические средства, применяемые персоналом управления в практике повседневной работы. Однако следует помнить, что труд руководителя, специалиста на только объективно обусловлен, он носит инициативный творческий характер. В этой связи можно говорить о том, что с одной стороны, организация их работ подчинена определенным закономерностям, принципам, правилам, а с другой – эти правила сами требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации. Соответствующие принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя, специалиста над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и умений, методов организации своего труда [8, с. 452].

Исходя из вышерассмотренных взглядов, можно сделать вывод, что управленческий труд является сложным видом труда, который направлен как на объект управления, так и субъект управления. Королев Ю.Б. определяет организацию управленческого труда как систему действий по объединению, согласованию, упорядочиванию, приведению в стройную систему деятельности работников управления, направленную на решение стоящих пред ними задач [10, с. 300]. По мнению В.П. Пашуто, организация управленческого труда представляет собой систему использования живого труда в сфере управления, обеспечивающую его функционирование с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности. Пашуто В.П. рассматривает организацию управленческого труда как систему, которая включает в себя совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое. К элементам организации управленческого труда, по его мнению, относятся:

· Разделение и кооперация управленческого труда в рамках управляющей системы в целом и каждого ее звена;

· Подбор и расстановка управленческих кадров, обеспечение требуемого квалификационного уровня работников в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями;

· Организация процессов труда по управлению;

· Организация и оснащение рабочих мест;

· Создание благоприятных условий труда;

· Нормирование управленческого труда.

Элементы организации управленческого труда раскрывают ее содержание. Так, разделение и кооперация труда означают разграничение должностных обязанностей между отдельными работниками и функций управления между структурными подразделениями с целью эффективного их взаимодействия. Подбор и расстановка кадров ставят целью обеспечить управленческие службы работниками требуемой квалификации, с необходимыми деловыми и личными качествами, добиться лучшего использования их потенциала и повышения квалификации. Организация процессов труда предусматривает рационализацию содержания процессов труда, методов их выполнения с целью достижения высокого качества и оперативности выполнения управленческих работ при минимальной их трудоемкости. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий направлены на обеспечение работников всем необходимым для производительной работы и на сохранение здоровья и высоко работоспособности в процессе деятельности. Возможности научно обоснованного подхода к определению необходимой численности работников и требуемых затрат времени на выполняемые ими работы зависят от нормирования труда, направленного на выявление и использование резервов экономии управленческого труда [16, с. 20-21]. Таким образом, организация управленческого труда – это закрепление процессов разделения и кооперации, проявляющееся в распределении и расстановке кадров по органам управления, регламентировании их деятельности и обеспечение условий для нормальной работы [10, с. 300]. Организация управленческого труда требует научного подхода. Под научной организацией управленческого труда (НОУТ) Королев понимает систематический процесс совершенствования существующей организации управленческого труда на основе применения достижений науки и передовой практики. Конечной целью научной организации управленческого труда в сельскохозяйственных предприятиях является получение нужной обществу сельскохозяйственной продукции в наибольшем количестве и наилучшего качества с наименьшими затратами труда и материальных средств [10, с. 300].

По мнению В.Д. Коротнева, научная организация управленческого труда – весьма сложный и многофакторный процесс, имеющий организационно-технический, экономический, социальный и психофизиологический аспекты. Она предусматривает соблюдение основных принципов организации труда: специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности. Принцип специализации предусматривает концентрацию однородных работ в специализированном подразделении, на рабочем месте конкретного исполнителя. Управленец достигает наилучших результатов, если сосредотачивает свои усилия на конкретном виде деятельности, выполняет строго определенную функцию. Принцип пропорциональности выражает необходимость установления правильных пропорций между элементами аппарата управления или отдельными исполнителями. Принцип параллельности означает одновременное выполнение различных трудовых операций с целью сокращения продолжительности работ. Принцип прямоточности предусматривает кратчайший путь продвижения информации по каналам. Он обеспечивается рациональной планировкой служебных помещений, продуманным размещением мебели и оргтехники, рабочих мест, совершенствованием средств связи. Принцип непрерывности определяет необходимость организации управленческого труда с минимумом перерывов или вообще без них. Необходимое условие непрерывности процесса управленческого труда – строгое соблюдение установленного порядка выполнения каждым исполнителем закрепленных за ним обязанностей. Принцип ритмичности – требование равномерного выполнения всех операций или связанных между собой трудовых процессов, осуществление их в едином темпе [11, с.347-348].

Соблюдение указанных принципов является одним из важных условий рациональной организации управленческого труда. Все они тесно связаны и взаимообусловлены, каждый из них имеет самостоятельное значение и вместе с тем применяется во взаимодействии с другими принципами [10, с.300].

Однако следует различать понятия «организация труда» и «научная организация труда». Различие данных понятий, по мнению В. П. Пашуто, определяется не их содержанием, а методом, подходом к решению проблем, степенью обоснованности конкретных решений. Слово «научная» означает, что решение практических вопросов организации труда должно опираться не на эмпирические оценки и опыт, а на тщательный научный анализ организации труда, на достижения науки и практики, обеспечивающие рациональную, эффективную организацию труда [16, с.21].

По мнению Кибанова А.Я., научная организация труда персонала управления предполагает определенную степень регламентации труда по содержанию и времени. Это обеспечивает необходимый порядок и организованность при исполнении работниками должностных обязанностей, при принятии и реализации управленческих решений. Регламентация труда означает установление, и строгое соблюдение определенных правил, инструкций, нормативов, основанных на объективных закономерностях, присущих научной организации труда [8, с.453].

Маслов Е.В. считает, что через организацию труда реализуется идея гуманизации труда – обеспечение наиболее полного приспособления материально-технической базы производства к человеку, высокое содержание труда соответствие его квалификации, изменения в карьере, активное участие работников в решении производственных задач [12, с.258].

Кузнецова В.В. рассматривает рациональную организацию труда как программу мероприятий организационно-управленческого, экономического, социально-психологического и инженерно-технического характера, увязанную с особенностями сельскохозяйственного производства, с ресурсами, исполнителями и сроками завершения. При внедрении этих мероприятий обеспечивается повышение производительности и эффективности управленческого труда [12, с.235]. Следует отметить тот факт, что в России организация труда перестала быть основным звеном хозяйственного механизма. По мнению Маслова, большой ошибкой является отказ от организации труда как важной задачи специальных функциональных подразделений в структуре управления предприятием, так как «самоорганизация» труда ведет к стихийности в организации производства. Более того, в условиях рынка выбор вариантов производства упрощается, когда известна точная трудоемкость различных вариантов и полная стоимость одного часа работы человека и действующего оборудования. Именно поэтому центр тяжести в организации труда переносится в настоящее время с государственного уровня на уровень предприятия, что повышает его ответственность [12, с.260-261].

Совершенствование организации управленческого труда как фактор повышения эффективности работы аппарата управления является в то же время необходимым условием рационализации всей системы управления, что находит свое выражение в конечный результатах деятельности руководителей и специалистов. Учитывая объективную необходимость управленческого труда в современном производстве, его возрастающую роль в развитии экономики, можно понять, какое значение имеет его оценка для дальнейшего повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Оценка деятельности руководителей и специалистов представляет собой суждение как об их личных качествах, так и качестве выполняемых ими функций, а также выражает уровень их трудового вклада в формирование результатов производства [4, с. 74]. Базаров Т.Ю. и Б.Л. Еремин рассматривают оценку труда как мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства [2, с. 258].

Кроме того, говоря о системах оценки труда, Базаров Т.Ю. и Еремин Б.Л. выделяют три основных уровня оценки:

 

Уровень оценки Периодичность Метод Возможности использования
1.Повседневная оценка профессиональной деятельности (сильных и слабых сторон) Один раз в день, один раз в неделю Анкетирование по фактическим действиям. Обсуждение Обратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения
2.Периодическая оценка исполнения обязанностей Один раз в полгода, год Анкетирование по фактическим действиям и результатам труда. Интервью. Обсуждение. Определение перспективы и разработка совместных целей
3.Оценка потенциала Разовая, перманентная Тестирование Центр оценки Построение кадрового прогноза, планирование карьеры

В.И. Климычев и Н.В. Курочкина считают, оценка персонала – это процедура соответствия как конкретных работников на определенных должностях, так и, в некоторых случаях отдельных подразделений неким нормам профессиональной квалификации и психологической готовности, которые должны быть разработаны в качестве стандартных в этой организации [9, с. 191]. Система оценки, по их мнению, включает в себя несколько групп проблем: содержание оценки, методы оценки и процедуру оценки. Оценка результатов деятельности персонала представляет собой систему формальных мероприятий по выявлению эффективности работы сотрудников организации. Эффективность можно определить, используя критерии, такие, как качество выполняемой работы, количественные показатели, время, затраченное на выполнение определенного задания, инициативность и т.д. [9, с. 192]. Однако Юрганова Е. отмечает, что набор показателей оценки руководителей не может быть универсальным. Более того, она требует дифференцированного подхода – приспособление базового набора показателей к специфике отрасли, предприятия, его структурных подразделений. Представляется целесообразным разрабатывать варианты, учитывающие специфику деятельности на конкретных должностях, опираясь на некоторую общую систему показателей оценки, модифицируя эту модель по категориям руководителей [22, с. 73].

Веснин В.Р. определяет оценку трудовой деятельности работников управления как сложную проблему. Поэтому, по его мнению, многие ее вопросы носят дискуссионный характер. Отсутствует однозначное определение критериев и показателей оценки, нет единства в выборе методов, а также обоснованного методического подхода к разработке системы и проведению оценки трудовой деятельности работников управления [4, с. 69]. Практическая потребность в разрешении этих вопросов оценки управленческого труда большая, в особенности для сельского хозяйства. Сложность условий производства, влияние множества объективных факторов на результаты труда зачастую затрудняют получение достоверной оценки субъективного фактора и его роли в развитии экономики. Таким образом, несмотря на достаточно высокую оценку научной организации труда, специалисты сельскохозяйственных предприятий в своем большинстве пока не готовы к его использованию в практической деятельности. Учитывая важность наличия стратегии развития любого предприятия в условиях нарастающей изменчивости внешней среды, необходима работа по созданию методик, адаптированных к сельскохозяйственному производству, обучению и консультативной помощи по организации управленческого труда в хозяйствах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...