Глава 3.Атрибуция и вещественные памятники.
Макет корабля «Алые паруса» - один из первых экспонатов музея. Он был создан учениками школы в период с 1994 по 1998гг. А чуть позже руками тех же ребят был создан еще один макет – красивейшее парусное судно. Теперь оба этих экспоната стали визитной карточкой музея. После съемок художественного фильма «Ермак», было получено письмо на имя директора музея, в котором сообщалось, что съемочная группа и киностудия «Мосфильм» передает в дар музею некоторые вещи со съемок этого фильма. В частности: 1. Головы драконов 2шт. 2. Якоря 7шт. 3. Весло рулевое 1шт. 4. Весло распашное 6шт. Так же музею были переданы карты рек Алтайского края и рабочий материал фильма «Ермак».[5] У музея очень много друзей. Среди них моряки-пограничники Тихоокеанского флота, которые на протяжении уже многих лет поддерживают теплые отношения. В 1995 году одним из первых подарков тихоокеанцев стали настоящая торпеда и мина времен первой мировой войны. Они были выпущены еще в 1908году для настоящих боевых действий. Но со временем были сняты с вооружения флота и переданы в подарок. Теперь они мирно отдыхают у входа в музей и служат памятником давно минувшей эпохи. В 1998году были так же подарены: 1. Комплект флагов с военно-морской символикой. 2. Корабельные навигационные приборы (глобус, штурманский бинокль, штурманский компас). 3. Офицерская военная форма – 1 комплект. 4. Матросская форма – 1 комплект. Различные экспонаты, которые напоминают нам о событиях Великой Отечественной Войны, представлены в разделе «Военно-патриотическое воспитание». Здесь представлены различные материалы, и атрибутика того времени. Это и мины времен войны, это и офицерский планшет и патронная лента. В 1998году войсковой частью ракетных войск поселка «сибирский» были переданы музею на вечное хранение два красных знамени. В том же году одной из воинских частей города Санкт-Петербурга в дар музею была передана артиллерийская гильза. Эта гильза была найдена и привезена из Ленинградской области, с мест боевой славы. [4;6]
В отдельной экспозиции представлены боевые награды и солдатские нагрудные знаки. Они были переданы вдовами погибших и умерших участников великой отечественной войны. Практически все экспонаты составляют основной и вспомогательный фонды, они переданы в музей безвозмездно, в качестве дара. В зале «быт хранителей Алтая» экспонируются предметы быта ХIX – XXвв. Здесь размещены сельскохозяйственные орудия труда: соха, решето для просеевания зерна, серпы, косы, цеп, жернова. В отдельной экспозиции этого зала представлены инструменты, которыми пользовались кузнецы, плотники, бондари. Во многих крестьянских хозяйствах выделывали кожу, «катали пимы», изготовляли валяную обувь, практически в каждом доме пряли шерсть, ткали холсты, шили одежду, плели лапти. Связанные с этим занятиями крестьян орудия труда, размещены в экспозициях зала наряду с образами готовой продукции.[6] Исторически сложилось так, что население Алтайского края разнообразно по своему национальному составу. Многие жители сохранили элементы традиционной национальной культуры. Особенно это характерно для представителей чувашского народа, место проживание которого стал Тальменский район. Жительницами этого района были переданы предметы одежды – это мужская и женская рубахи, юбка, сарафан, лапти. Ценная коллекция опоясков – разнообразных по технике изготовления, по оформлению.[3] Если все эти предметы дают представление о материальной культуре прошлого времени, то коллекция икон, входящая в основной фонд музея, приоткрывают посетителям мощный пласт духовной культуры наших предков. Происхождение икон и их авторы не известны. Владельцы, передавшие иконы в музей, так же не знали, кому они принадлежали ранее. Сюжеты икон традиционны: образ Христа, Божьей матери-заступницы, образ Святого Николая-чудотворца. Предположительно, иконы выполнены согласно традиции иконописи юго-западной части России. Представлена в экспозиции в музее и церковная литература конца XIX начала XX века.
За время существования музея его фонды не только значительно пополнились количественно, но и заметно изменили их качественный состав. В залах музея открыты совершенно новые экспозиции, тематика их стала гораздо разнообразнее.[3;6] В 1997-98гг. по российскому телевидению в «Золотой серии» был показан ряд фильмов прошлых лет. Пройдя сквозь десятилетия, они оказывают сильное эмоциональное воздействие на современного зрителя. Какое же место в жизни народа занимают эти фильмы в годы их создания? Частичным ответом на этот вопрос может служить ряд предметов из собрания музея «Горизонт», представляющих собой произведения народного творчества, которые в 1950-60гг. служили украшением жилища. Вопросы атрибуции некоторых из них хотелось бы рассмотреть. В частности это два настенных ковра ручной работы и гибсовая статуэтка молодого паренька, играющего на гармони. Не смотря на их непохожесть, между ними была обнаружена связь. Изображения на коврах и статуэтка схожи по происхождению своих сюжетов. На первом ковре изображена девушка с букетом цветов на фоне сада. Она любуется озером и плавающими в нем лебедями. Правый край ковра заканчивается изображением мазанки – жилища ложного типа. Авторство, время и место изготовления ковра не установлены. Найден он был в 1995году в с. Тальменка. Весной 1996года в селе Кашкараганха был обнаружен второй аналогичный ковер. На нем изображен юноша возле коня и девушка с букетом цветов, стоящая на берегу озера. Примечательной деталью является национальный кавказский костюм мужчины: черкеска, бурка, кинжал на поясе, а так же поразительное сходство девушек на этих двух коврах. Как и на первом ковре, фоном является сад, а правый край заканчивается домом – мазанкой. Авторство, место и время изготовления этого изделия удалось выяснить.
Автором ковра является Владимир Чернов, о котором рассказали старожили села Кашкараганха. В 50-60гг. он жил в этом селе, рисовал ковры подобные найденным, на продажу. В свое время таких ковров-близнецов в этом населенном пункте и ближайших селах было много. В 70-х годах он уехал из Кашкараганхи и дальнейшая судьба Владимира Чернова неизвестна. По всей видимости, ковры, найденные в Тальменке и в Кашкараганхе были изготовлены одним и тем же человеком. Такой вывод можно сделать, сравнивая сюжеты ковров – они безусловно близки друг другу и техника изготовления их тоже одинакова. Оба ковра нарисованы на тканевой основе клеенки масляными красками. Гамма цветов и мазки кисти абсолютно одинаковы. Схожи и размеры ковров. При дальнейшем изучении этих изделий возник вопрос: откуда художник из далекой деревни брал такие сюжеты? Здесь можно прийти к выводу, что художник Владимир Чернов мог брать сюжеты из фильмов. В 50-60гг. (время создания ковров) искусство кино вошло в каждый дом, в каждую семью. Оно завладело умами и сердцами. Слава киноактеров выходило далеко за пределы телеэкрана. Их манеры, прически, костюмы находили миллионы подражателей. Одной из лучших музыкальных комедий того времени оставался фильм Ивана Александровича Пырьева «Свинарка и пастух», снятый в 1941году. Своей искренностью, сценами мирной жизни, любви, труда комедия была близка людям, давала простор для полета фантазий. Это трогательная и простодушная лирическая повесть о любви вологодской девушки к юноше из Дагестана. Героям фильма приходится переживать не мало трудностей, но любовь, как всегда, побеждает и счастливый жених на лихом коне увозит свою невесту в родной Дагестан. Скорее всего, именно этот счастливый конец фильма и отразил народный художник на своих коврах.[6] В экспозиции музея имеется также статуэтка, изображающая парня в гимнастерке, лихо растягивающего гармонь. Небольшая по размерам статуэтка изготовлена из гипса, полая внутри, снаружи она раскрашена. Сюжеты для таких изделий брались в основном из фильмов, художественных произведений, фольклора. В отличии от упомянутых ковров, статуэтки имели массовое производство.
Первоначально принадлежавшая музею статуэтка была записана как изобретения Василия Теркина. Потом был обнаружен ряд деталей, опровергающих это. Во-первых, очки тракториста, поднимаемые на лоб в перерыве между работой, у Василия Теркина быть не могло. Во-вторых, у статуэтки, находившейся в музее, нет неотъемлемых от образа Василия Теркина предметов – автомата, самокрутки, а самое главное – на гимнастерке солдата отсутствуют погоны. При детальном рассмотрении было установлено портретное сходство с персонажа с главным героем фильма «Иван Бровкин на целине», вышедшем на экране в 1956году. Ведь иногда мастер пытался точно скопировать образ полюбившегося героя. Те же белокурые волосы, ту же задорную улыбку можно увидеть в старом журнале «Советский экран». Да это он – любимец народа, Иван Бровкин, роль которого сыграл актер Леонид Харитонов. Поэтому статуэтка может служить еще одним примером связи между произведениями художественной культуры и кинематографом.[6] Итак, в 50-60гг. прекрасный, многоликий и многокрасочный мир киноискусства стал источником вдохновения для талантливого русского человека, одной из тех сил, которое формировало народное творчество. Таким образом, на примере атрибуции можно проследить и сравнить процессы, происходящие в культурной и духовной жизни общества, тем самым определить их ценность в мировой культуре. Заключение
Курсовая работа выполнена по достоверным источникам непосредственно из самого музея. Так же осуществлялась большая помощь в сборе материала директором Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт», Гавриловым Валерием Андреевичем. Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Все источники и публикации о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом клуба-музея. В работу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее, о том какая работа проводилась по комплектованию. Был поднят архив газеты «Алтайская правда» с целью выявления публикаций о музее. Ее материалы тоже косвенно включены в работу. Так же в работе затронуты проблемы школьного музея. Будущее Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт» определится заинтересованным руководством города, которые могут решить вопросы предоставления достойного помещения, выделение денежных средств на художественное оформление экспозиций музея и достойное хранение экспонатов. Решение этих вопросов создаст условия для пропаганды, рекламы клуба-музея среди населения города и всего края. Это даст возможность привлечь посетителей, а так же людей, которые помогут пополнить фонды музея новыми экспонатами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|