Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности ревизии сохранности имущества  в розничной торговле

Гомель 2009


Содержание

 

Введение

1. Сущность, роль и значение ревизии сохранности имущества организации

2. Информационное и нормативное обеспечение ревизии

3. Методика ревизии сохранности имущества организации

3.1 Особенности ревизии сохранности имущества в розничной торговле

3.2 Особенности ревизии сохранности имущества в общественном питании

3.3 Методика ревизии сохранности имущества в заготовительной деятельности

4. Документальное оформление результатов ревизии, их рассмотрение и реализация

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретает повышение доходности отраслей деятельности потребительской кооперации. Это в значительной мере зависит от экономного использования всех видов материальных ресурсов, предотвращения возможных недостач и хищений. Кроме того, формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов хозяйствования. Особая роль в повышении эффективности хозяйствования, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит ревизии. Важное теоретическое и практическое значение ревизии сохранности имущества организации, пути ее совершенствования, новый подход к решению ряда актуальных вопросов в этой области предопределили выбор темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение методики проведения ревизии сохранности имущества организации, так как это предусматривает инструкция, и так как ревизия производится фактически на исследуемом субъекте хозяйствования, рассмотрение результатов последней ревизии.

В соответствии с указанной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

· рассмотреть сущность, значение, роль и задачи ревизии сохранности имущества организации;

· изучить информационное и нормативное обеспечение ревизии;

· изучить методику проведения ревизии сохранности имущества организации предусмотренную инструкцией и порядок проведения ревизии сохранности имущества организации ревизорами контрольно-ревизионного управления Гомельского ОПС;

· исследовать результаты последней проверки сохранности имущества Октябрьского райпо;

· изучить порядок документального оформления, рассмотрения и реализации результатов ревизии.

Предметом исследования данной курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность Октябрьского райпо за период с 1.05.2008г. по 1.05.2009г. Объектом исследования — порядок проведения ревизии сохранности имущества исследуемой организации.

Октябрьское райпо — добровольное объединение граждан, проживающих (работающих) на территории Октябрьского района, создано в соответствии с решением Собрания уполномоченных, по (территориальному, производственному или иному) признаку на основе объединения его пайщиков, имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Октябрьское райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать с его полным наименованием, штампы. В своей деятельности Октябрьское райпо руководствуется законодательством Республики Беларусь, положениями, действующими в потребительской кооперации, Уставом. Место нахождения райпо: г/п Октябрьский, ул. Советская, 64.

В состав Октябрьского райпо входит: нехозрасчетное предприятие «Общепит», нехозрасчетный участок «Заготовки», нехозрасчетное предприятие «Промышленность». С 01.01.2008 года проведена реорганизация Октябрьского райпо (в состав райпо вошли ОСП «Общепит» и ОСП «Коопзаготпром»), а с 01.10.2002 года присоединились ОСП «Комбинат кооперативной промышленности». Поэтому с 1 октября 2008 года составляется один баланс Октябрьского райпо.

Главной целью исследуемой организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Предметом деятельности райпо является оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание, заготовительная деятельность, промышленная деятельность.

Учетной политикой Октябрьского райпо принята книжно-журнальная форма учета. Автоматизирован учет по счетам: 01, 08, 41, 50, 51, 60. Стоимость основных фондов и нематериальных активов погашается линейным способом по всем видам и группам основных средств в организации. Моментом определения выручки является отгрузка товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Теоретической и методологической основой исследования явились нормативные документы, методологические и инструктивные материалы, периодическая печать, в частности наиболее были использованы учебные пособия Г.М. Пупко «Аудит и ревизия», Шидловской М.С. «Финансовый контроль и аудит», Андреева В.Д. «Ревизия и контроль в потребительской кооперации»; из периодической печати – журнал «Бухгалтерский учет и анализ», а также Методические указания по проведению ревизий и проверок сохранности товаров и тары в розничных предприятиях потребительской кооперации Республики Беларусь и т.д.

При написании курсовой работы применялись следующие приёмы: группировка, выборка, систематизация, сравнение, нормативно-правовой, логический, экономический, обобщения данных.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, 6 приложений и включает 47 страниц печатного текста.

 


1. Сущность, роль и значение ревизии сохранности имущества организации

 

Для осуществления непрерывности процессов расширенного воспроизводства субъекты хозяйствования создают и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части их производственных фондов. С увеличением объемов производства особую актуальность представляют вопросы рационального формирования и использования указанных запасов и обеспечения их безусловной сохранности; ресурсосбережение выступает важным направлением эффективного ведения хозяйства, на что обращается особое внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического контроля в каждой организации. Контроль за общественным производством, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов является объективной необходимостью. Он направлен на охрану всех форм собственности, выполнения хозяйственных и финансовых планов, соблюдение строжайшей экономии средств, на выявление внутренних резервов и использование их для роста производства и увеличения накоплений.

Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов принадлежит ревизии сохранности имущества организации. Ревизия сохранности имущества организации заключается в проверке соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявлении нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования, разработке конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений, отрицательно влияющих на сохранность собственности ревизуемой организации.

Основными задачами ревизии сохранности имущества организации является проверка:

· состояния учета, хранения и эффективности использования товарно-материальных ценностей;

· соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям субъекта хозяйствования;

· выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

· полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;

· обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемый по результатам ревизии решений.

Следует отметить, что ревизия сохранности собственности организаций потребительской кооперации занимает особое. Это объясняется тем, что в системе Белкоопсоюза из года в год продолжают иметь место крупные недостачи товарно-материальных ценностей (табл. 1.1) [16, с. 46].

 

Таблица 1.1

Динамика крупных недостач выявленных по системе Белкоопсоюза за 1999-2003гг.

Годы

Выявлено недостач

Взыскано из выявленных недостач, тыс.р.

%

взыскания

Темп изменения к предыдущему году, %

количество сумма, тыс.р.
2005 18 8516 6269 73,6 -
2006 27 63115 21095 33,4 741,1
2007 26 98861 46520 47,0 156,6
2008 10 54445 22082 40,5 55,1
2009 13 130574 76485 58,6 239,8
Средний темп изменения в % - - - - 297

 

Из данных таблицы 1.1 следует, что средний темп изменения сумм крупных недостач в рассматриваемом периоде составляет 297%, а уровень взыскания снизился с 73,6% в 2005 году до 58,6% в 2009 году. Значительна и общая сумма выявляемых ежегодно недостач. Так, только в 2008 году она превысила 5 млрд р., что составляет 0,31% к общему товарообороту системы Белкоопсоюза [14, с. 4].

Важную роль в современных условиях управления кооперативными организациями играют правильно организованные и проводимые ревизии и проверки законности, достоверности и эффективности совершенных ими товарных операций. Следует также контролировать качество инвентаризаций товарно-материальных ценностей, проведенных с целью контроля сохранности находящихся в подотчете материально ответственных лиц материалов, продуктов, товаров, тары и т.п.

Качественно организованная система ревизий, проверок и инвентаризаций в организации позволяет руководителям райпо и обособленных структурных подразделений контролировать состояние обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и принимать соответствующие управленческие решения.

В каждой организации должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием товарно-материальных ценностей, которая должна предусматривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и включает сведения по видам ресурсов.

При проведении ревизии сохранности имущества целесообразно сначала проверить организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и правильность оприходования всех поступающих в организацию ценностей по отдельным каналам поступления и отраслям производства. После этого устанавливают полноту, своевременность и правильность списания ценностей по отдельным направлениям их выбытия. Заканчивается ревизия выявлением соблюдения установленного порядка нормирования товарно-материальных ценностей, соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценностей и соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности об их наличии и движении [15, c. 287-288].

 


2. Информационное и нормативное обеспечение ревизии

 

Основными источниками ревизии сохранности имущества организации являются: первичные документы по движению товарно-материальных ценностей, данные регистров аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

Информационное обеспечение сохранности кооперативных средств многопланово. Это может быть как учетная информация, так и другая информация. Контрольно-ревизионные и бухгалтерские службы должны максимально эффективно использовать всю имеющуюся информацию для полного обеспечения сохранности кооперативной собственности. Данные бухгалтерского учета, следовательно, используются, с одной стороны, для контроля за обеспечением сохранности числящихся в подотчете материально-ответственных лиц путем сравнения фактических остатков ценностей с данными бухгалтерского учета, и, с другой стороны, для контроля за погашением задолженности по недостачам и хищениям товарно-материальных ценностей и другой задолженности (по расчетам с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами). Следовательно, для проверки используются все документы, связанные с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств, а именно, книги, карточки складского учета, оборотные ведомости, сальдовые ведомости, накопительные ведомости, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей, отчеты материально-ответственных лиц, журналы К-8, К-30, К-6, К-2, К-3, К-4, К-5, К-10 и т.д., командировочные удостоверения, авансовые отчеты, доверенности на получение товарно-материальных ценностей, справки, расчеты, выписки банка, акты предыдущих проверок, а также плановые данные объемных показателей и т.д.

Для проведения ревизии сохранности имущества организации ревизор должен руководствоваться действующими нормативными документами, учредительными документами, уставом субъекта хозяйствования. Следует отметить, что ревизия сохранности собственности затрагивает многие аспекты деятельности организации, следовательно, требует знаний значительного количества нормативных документов. В данной курсовой работе приведем лишь основные:

· Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25 июня 2001г., №42-З, в котором регламентируется порядок учета средств субъекта хозяйствования и порядок составления отчетности.

· Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999г., №255-З при проверке правильности формирования цен на товарно-материальные ценности, а также Методические рекомендации по организации в системе потребительской кооперации ведомственного контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, утвержденные постановлением Правления Белкоопсоюза от 18 ноября 2002г., №475.

· Указ Президента Республики Беларусь «Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» от 6.12.2001г. №722, который регламентирует основные моменты проверок хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, а также рассматривает экономические санкции к различным видам нарушений.

· При проведении проверок ревизорами райпо и облпотребсоюзов используется «Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в организациях, предприятиях и учреждениях потребительской кооперации Республики Беларусь» от 12 апреля 2002г №177, в которой приводится перечень основных направлений при проверке состояния сохранности собственности потребительской кооперации.

· Инвентаризация в процессе ревизии в организации должна проводится в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов Республики Беларусь от 05.12.1995г.№ 54 «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств», «Инструкцией о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств в организациях, предприятиях и учреждениях потребительской кооперации, утвержденной Белкоопсоюзом 23.11.1996года.

· Распоряжение правления Белкоопсоюза от 4 августа 1999г. «О методике нормирования товарных запасов по типам магазинов потребительской кооперации» при проведении инвентаризации и выявлении залежалых товаров.

· Методические указания о порядке проведения состояния бухгалтерского учета и отчетности в организациях и предприятиях потребительской кооперации, утвержденные постановлением правления Белкоопсоюза 27 ноября 1997 года;

· Инструкция о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной постановлением Минфина и Минэкономики Республики Беларусь №39/69 от 24 марта 2003 года, с учетом изменений внесенных 29 марта 2004 года №47/85;

· Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 29.06.2008г. №83, которая устанавливает единую методику внесения исправлений в учетные записи организации в случае обнаружения ошибок и искажений.

· «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденных Министерством экономики РБ 26.01.98г., №19-12/397, Министерством финансов РБ 30.01.98г,№3, Министерством статистики и анализа РБ 30.01.98, №01-21/8 и Министерством труда и социальной защиты РБ 30.01.98г., №03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями); «Инструкция о банковском переводе», утвержденная Постановлением Правления Национального банка РБ 29.03.2001г., №66; Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов от 23.11.2001г. №187/110/96/18; Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов от 23.11.2001 г. № 187/110/96/18. и др.

Книга учета проверок (ревизий) ведется в соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь от 22.02.2001г., №248 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)». Последняя ревизия занесена в книгу проверок под №47 от 5.06.2009 года. Согласно книги учета проверок (ревизий) в ревизуемом периоде (с 1.05.2008г. по 1.05.2009г.) контролирующими органами были осуществлены следующие проверки:

- 10.06.08 года, РУП «Калинковичский ЦСМС», проверка соблюдения требований ТНПА при производстве и реализации продукции;

- 29.06.08 года, отделение ОАО «Белагропромбанк» в г. п.Октябрьский, наличие товаров в обороте, предоставляемых в залог;

- 08.07.08 года, РУП «Калинковичский ЦСМС», инспекционный надзор за аккредитованным СКСС согласно утвержденной программы;

- 13.07.08 года, отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.п. Октябрьский, наличие товаров в обороте, предоставляемых в залог;

- 20.07.08 года, ИМНС Республики Беларусь по Октябрьскому району, соблюдение законодательства в сфере оборота алкогольной продукции;

- 05.09.08 года, отдел статистики по Октябрьскому району, проверок достоверности отчетных данных по ф.№4-сн, 1-ТЭР;

- 08.09.08 года, Гомельский ОПС, соблюдение действующих условий оплаты труда, оптимизации численности работников;

- 08.09.08 года, отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.п. Октябрьский, целевое использование наличных денег, полученных на закупку сельхозпродукции за счет кредитов банка;

- 20.09.08 года, ИМНС Республики Беларусь по Октябрьскому району, правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет и другие вопросы входящие в компетенцию налоговых органов. Установлены нарушения налогового законодательства, уплачено экономических санкций 1253,8 тыс. р. (взыскано с виновных лиц);

- 10.10.08 года, отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.п. Октябрьский, наличие товаров в обороте, предоставляемых в залог;

- 28.10.08 года, Светлогорская МРИТ, своевременность выплаты зарплаты;

- 25.11.08 года, отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.п. Октябрьский, наличие товаров в обороте, предоставляемых в залог для дополнительной выдачи кредита;

- 30.12.08 года, ИМНС Республики Беларусь по Октябрьскому району, соблюдение законодательных актов и вопросов входящих в компетенцию налоговых органов;

- 30.12.08 года, отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.п. Октябрьский, наличие товаров в обороте, предоставляемых в залог при получении кредита по кредитной линии;

- 30.03.09 года, отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.п. Октябрьский, наличие товаров в обороте, предоставляемых в залог;

- 12.04.09 года, Октябрьский РайЦГЭ, проверка выполнения санитарных правил и норм по цехам;

- 21.04.09 года, ГОУ Проматомнадзора, соблюдение требований Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности ОПО»;

- 21.04.09 года, РУ «Государственная хлебная инспекция», наличие сертификатов качества РУ «ГХИ» на продукцию, ввозимую из-за пределов Республики Беларусь;

- 15.05.09 года, Инспекция труда, вопросы по ОТ и ТЗ.

Следует отметить, что согласно раздела 10 акта документальной ревизии (приложение Г) постановление Правления Гомельского ОПС «О результатах комплексной документальной ревизии и проверки сохранности в системе Октябрьского райпо» (протокол заседания №277 от 6.07.2008г.) предписывало руководству Октябрьского райпо по результатам предыдущей ревизии принять исчерпывающие меры по взысканию дебиторской задолженности. Однако до настоящего времени не взыскано с ООО «Технокомплект» г.Москва 23,5 млн р., ИП Воскресов г. Ростов 9,8 млн р., ИП Иванов 1,9 млн р. Таким образом, решение по материалам предыдущей документальной ревизии полностью не выполнено.

 


3. Методика ревизии сохранности   имущества организации

 

Порядок проведения ревизии сохранности кооперативного имущества определяется Инструкцией о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в организациях, предприятиях и учреждениях потребительской кооперации Республики Беларусь от 12 апреля 2002г №177.

Согласно Программы проведения комплексной документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности и проверки обеспечения сохранности собственности потребительской кооперации в Октябрьском райпо (приложение Б) на первоначальном этапе, до начала проверки документов и регистров бухгалтерского учета, необходимо провести обследование объектов торговли, производственных цехов, складов и т.д., где проверить условия хранения ценностей, техническую укрепленность, ведение оперативного учета, своевременно ли оформляется приход и выбытие материальных ценностей. В случае выявления фактов бесхозяйственного отношения к имуществу, порчи ценностей и других нарушений принять совместно с руководством меры по оперативному их устранению и погашению ущерба.

Особое внимание при ревизии сохранности следует обратить на:

- фактическое положение дел с состоянием сохранности собственности потребительской кооперации. Наличие недостач, хищений, краж, пожаров, не планируемых потерь и списаний, причины и виновных, как рассмотрены эти факты в организации, дана ли им принципиальная оценка. Достаточно ли принятых мер по взысканию всех видов ущерба, активизировать их взыскание;

- состояние работы по подбору кадров руководителей, специалистов и материально-ответственных лиц, соблюдение закона о ежегодном предоставлении отпусков. Отражение задолженности в отчете;

- состояние бухгалтерского учета. Нет ли отставания в аналитическом учете, своевременность проведения сверок расчетов с должниками и кредиторами. Какая проводится работа по сокращению расходов и потерь, повышению рентабельности, финансовой устойчивости предприятия, определена ли учетная политика, как она соблюдается;

- обоснованность закупа товаров (продукции) у коммерческих структур, а также продажу товаров (продукции) им. При внешнеэкономических операциях – соблюдаются ли Декреты и Указы Президента Республики Беларусь и другие нормативные акты, порядок согласования этих контрактов;

- соблюдения Указа Президента РБ от 25 августа 2009 года №529 «О государственных закупках»;

- целесообразность реализации и отчуждения основных средств сторонним организациям и физическим лицам, правильность их оценки, имеется ли разрешение собственника на продажу, правильность списания основных средств и малоценного инвентаря. Проанализировать эффективность использования основных средств, установить причины бездействия отдельных из них;

- обоснованность и условия сдачи в аренду зданий, производственных помещений, других основных средств, правильность расчета ставок арендной платы, наличие разрешения собственника на сдачу в аренду;

- правильность начисления и использования резервов, фондов потребления и накопления (средств на подготовку кадров и содержание учебных заведений, инновационного фонда, отчислений на развитие материально-технической базы заготовок и др.). Определен ли в учетной политике порядок образования фондов накопления и потребления, и как он соблюдается. Имеются ли сметы образования и использования фондов потребления;

- причины уплаты штрафов, пени, неустоек и других потерь, какие приняты меры в отношении виновных лиц по возмещению ущерба.

Во исполнение решения Методологического совета по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь от 16 июня 2004 года необходимо проверять достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно перечню вопросов, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 814 августа 2000 года.

Инвентаризация является одним из наиболее действенных механизмов внутреннего контроля проверки сохранности товарно-материальных ценностей субъектов хозяйствования потребительской кооперации. Посредством инвентаризации достигается обеспечение достоверности фактического наличия ценностей данным бухгалтерского учета и отчетности. В связи с этим ревизоры должны знать законодательные акты, регулирующие порядок проведения инвентаризаций, проверять соблюдение их положений и требований.

Ревизоры в ходе ревизии контролируют выполнение статьи 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в частности, устанавливают, проводятся ли инвентаризации в организации (унитарном предприятии): при реорганизации или ликвидации; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене руководителя и материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищений и (или) порче имущества; в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В ходе ревизии ревизоры самостоятельно принимают решения о проведении инвентаризаций у тех или иных материально ответственных лиц, исходя из выполнения плана их проведения и полученных результатов по инвентаризациям.

В ходе ревизии ревизор контролирует соблюдение сроков проведения инвентаризаций: проверяет, проводились ли инвентаризации в соответствии с утверждённым планом; выдерживались ли рекомендуемые сроки проведения инвентаризаций; выявляет факты передачи товарно-материальных ценностей одним материально ответственным работником другому без проведения инвентаризации.

Большое внимание ревизор должен уделить состоянию инвентаризационной работы в организации. При этом контролируются как организационные моменты, так и приемы, используемые при проведении инвентаризаций, правильность и своевременность выведения их результатов, состояние задолженности материально ответственных лиц по признанным недостачам (порче) товарно-материальных ценностей.

Особое внимание должно быть уделено профилактическим мерам, направленным на обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей кооперативной организации, а также на возможности взыскания потерь с виновных лиц. Такие меры включают в себя не только правильный подбор кадров материально ответственных лиц, но и укрепление материально-технической базы конкретного субъекта хозяйствования (сигнализация, решетки, укрепление стен и т.д.), выполнение графика проведения инвентаризаций, проведение контрольных проверок качества инвентаризаций. Важным также является своевременное и правильное заключение трудовых договоров с материально ответственными лицами, проведение разъяснительной работы с ними по вопросам административной и уголовной ответственности за нанесение вреда кооперативной организации. Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать ревизору следующие направления контроля качества инвентаризаций: а) проверить правильность ведения Книги учета инвентаризаций: своевременно ли регистрируются распоряжения о проведении инвентаризаций; имеются ли необходимые подписи на распоряжениях (председателя правления, главного бухгалтера); соблюдается ли принцип внезапности (распоряжение должно выдаваться председателю инвентаризационной комиссии не раньше, чем за 2-3 часа до начала проведения инвентаризации); б) проверить выполнение правил создания инвентаризационных комиссий: не включены ли в составы инвентаризационных комиссий лица, не компетентные в вопросах проведения инвентаризации; не назначали ли председателем комиссии по инвентаризации ценностей в одном и том же предприятии одного и того же работника два раза подряд; включались ли в состав инвентаризационной комиссии бригадир и работающие на день проведения инвентаризации материально ответственные лица; в) оформляется ли протоколом инвентаризационной комиссии распределение участков работы между всеми членами инвентаризационной комиссии и членами бригады (при проведении инвентаризаций по местам хранения ценностей с согласия членов бригады); г) приглашались ли для участия в проведении инвентаризации представители органов страховой организации после стихийных бедствий (наводнение, пожар и т.д.).

В ходе анализа инвентаризационных описей целесообразно: проверять правильность заполнения реквизитов, связанных с определением цены; обращать внимание на наличие подписей на инвентаризационных описях соответствующих работников кооперативной организации о проверке цен. Цены, вызывающие сомнения, должны быть сверены ревизором с первичными документами и другой информацией; осуществлять выборочно проверки правильности таксировки и подсчета итогов в инвентаризационных описях. Неправильная таксировка и подсчет итоговых данных, как на отдельных страницах описи, так и по инвентаризационной описи в целом, является одним из распространенных способов сокрытия хищений; сопоставлять данные различных экземпляров одной и той же инвентаризационной описи. Записи во всех экземплярах должны быть тождественны, наличие различий должно послужить ревизору основанием для углубленного анализа записей в указанном документе.

Особому контролю следует подвергать инвентаризационные ведомости, в которых встречаются следующие недостатки: наличие не оговоренных исправлений единиц измерения, цен, количества и сумм в инвентаризационных описях по отдельным наименованиям товаров; наличие подчисток в записях инвентаризационных описей; неверно произведенная таксировка и подсчет итогов в инвентаризационной описи; указание в инвентаризационной описи наименований товарно-материальных ценностей, которые не поступали в межинвентаризационный период и не числились в остатках по предыдущей инвентаризации; указание одной записью в инвентаризационной описи остатков ценностей одинаковой цены, но разных наименований; отсутствие в инвентаризационной описи подписи материально ответственного лица, удостоверяющей факт предъявления инвентаризационной комиссии всех документов и товарно-материальных ценностей; отсутствие в инвентаризационной описи подписи материально ответственного лица, сдавшего (принявшего) товарно-материальные ценности; отсутствие в инвентаризационной описи подписей лиц, ответственных за проверку правильности указания цен на товарно-материальные ценности; наличие расхождений в экземплярах описи, составленной инвентаризационной комиссией и составленной материально ответственным лицом (лицами).

Ревизор проверяет правильность выведения результатов инвентаризаций. Он должен убедиться в том, что окончательные результаты инвентаризации определены верно и они правильно отражены на счетах бухгалтерского учета, что предприняты все меры к взысканию причиненного кооперативной организации вреда. Следует учитывать, что при выведении окончательных результатов инвентаризации, должны быть выполнены определенные подходы и требования. Поэтому ревизор проверяет: все ли поступившие от инвентаризационных комиссий материалы подвергаются тщательной проверке; все ли обнаруженные ошибки в ценах, в таксировке и подсчетах исправлены и оговорены за подписью лиц, проверяющих описи, председателя инвентаризационной комиссии и материально ответственных работников; своевременно ли и правильно составлена сличительная ведомость. Ревизора должен насторожить факт, когда фактическое наличие товаров в полной мере совпадает с учетными данными, особенно по тем ценностям, которые приходуются и отпускаются в развес и большими партиями (десятками килограмм); приложены ли к материалам инвентаризации объяснительные записки материально ответственного лица (лиц) при выявлении отклонений (излишки, недостача товарно-материальных ценностей, пересортица); имеются ли подробные объяснения материально ответственных лиц о причинах допущенных отклонений; сделаны ли инвентаризационной комиссией выводы по результатам инвентаризации; своевременно ли оприходованы излишки товарно-материальных ценностей по рыночной стоимости и взыскана недостача; допускался ли суммарный зачет недостач излишками; допускалось ли списание естественной убыли в случае отсутствия фактической недостачи; имеется ли распоряжение руководителя предприятия на отнесение стоимости недостачи в пределах норм списания на расходы по реализации. В случае если на товар нет утвержденной нормы его убыли, то отсутствие товара рассматривается как недостача; обосновано ли отнесена недостача товара сверх норм естественной убыли на виновных лиц.

В ходе проверки инвентаризационных материалов выявляются и анализируются факты отнесения сумм недостач товарно-материальных ценностей или их порчи на финансовые результаты вследствие того, что виновные лица не установлены или судом отказано во взыскании с них убытков от недостач товаров и тары или их порчи. Ревизор проверяет, учтены ли суммы недостач, отнесенные на финансовые результаты, на забалансовом счете и принимаются ли меры по их взысканию. Анализируются источники погашения недостач, потерь от порчи товарно-материальных ценностей, определяется доля участия материально ответственных лиц, страховых компаний, финансовых результатов, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в погашении недостач. Ревизор устанавливает работников, не принявших соответствующих мер по выявлению виновных лиц. Он принимает меры к розыску лиц, допустивших недостачи, и к взысканию с них вреда в административном или судебном порядке. Особое внимание ревизор должен уделить полному и своевременному взысканию с виновных лиц причиненного райпо материального ущерба.

В ходе ревизии ревизор проверяет (оценивает) качество проводимой в райпо инвентаризационной работы: проверяет правильность и достоверность записей в «Книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций»; анализирует состав работников, участвующих в контрольных проверках, и результаты контрольных проверок; выявляет факты, когда при значительном объеме хранящихся материальных ценностей не полностью проверяется содержание тары, в которой хранятся материальные ценности (например, винно-водочные изделия в закрытой таре, кондитерские и другие изделия в аналогичной упаковке; устанавливает, сколько раз виновные за внесение в описи заведомо неправильных остатков товарно-материальных ценностей (без проверки, со слов материально ответственных лиц, по учетным данным), привлекались к ответственности; изучает последовательность работы с инвентаризационными описями (проверка по существу, проверка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...