Методика ревизии сохранности имущества в заготовительной деятельности
При проведении инвентаризации в заготовительных предприятиях в состав инвентаризационной комиссии обязательно включают специалиста по соответствующему виду продуктов и сырья, а также представителя общественности. Перед инвентаризацией все сырье, поступившее на склады, должно быть принято и оформлено документами. Инвентаризацию товаров осуществляют путем обязательного пересчета и перевешивания всех остатков и установления лабораторным путем их качественных показателей. При этом особое внимание обращают на влажность, засоренность, сортность и другие показатели, влияющие на объем, массу и стоимость проверяемого сырья. Порядок проведения инвентаризаций на складах зависит от вида наименования продуктом и сырья. В частности, поверка наличии картофеля, овощей и фруктов, хранящихся в овощехранилищах и буртах навалом, может проводиться по данным актов закладки их в бурты. В этих документах указывается объем бурта, данные ведомостей отвесов, дата закладки, количество и качественные показатели сырья. При незначительных остатках плодоовощного сырья, заложенного и хранилище, инвентаризацию можно провести путем составления актов зачистки. В других случаях проводят обмер кубатуры хранилищ и расчетным путем определяют массу заложенной продукции на основании действующих нормативов перевода объема отдельных плодов и овощей в весовые единицы. При установлении значительных расхождений учетных данных с данными контрольных обмеров рекомендуется организовать фактическую перевеску сырья. Данные обмеров и технические расчеты оформляются отдельной ведомостью и прилагаются к инвентаризационной описи. Запрессованную шерсть включают в опись по данным маркировки на кипах. Отдельные кипы с шерстью необходимо распаковывать для установления соответствия данных маркировки кип фактическому ее состоянию. Неупакованную шерсть обязательно перевешивают и определяют ее качественные показатели.
Фактические остатки кожевенного сырья устанавливают по индивидуальным биркам, прикрепленным к шкуркам, или путем взвешивания. На бирках обычно указывают вид, номер приемной квитанции, массу или площадь шкуры, способ консервирования, сортность, состояние шерстного покрова и другие показатели. Выявленную при инвентаризации массу шкур необходимо сличать с записью на бирке и приемными квитанциями, выданными сдатчикам. При несоответствии этих данных выясняют причины. При обнаружении на складе кожевенного сырья без бирок следует определить его фактическое состояние, вес, сорт и другие показатели. Особое внимание при этом надо обращать на способ консервирования сырья. Рассортированные по пачкам пушно-меховое сырье, каракуль и смушку проверяют по биркам, в которых указываются основные показатели их качества. Для проверки количества и качества упакованных в пачки шкурок рекомендуется распаковывать не менее 10 % общего количества пачек. И случае установления расхождений распаковывают и проверяют все пачки. Размер шкурок определяется их площадью, выраженной в квадратных сантиметрах. Для этого результаты измерения длины шкуры от середины междуглазья до основании хвоста умножают на ширину, измеренную по середине шкуры. Кишки-сырец до инвентаризации должны быть рассортированы и уложены в бочки с указанием на бирках их количества по видам, сортам и наименованиям или скомплектованы в пучки и связки. Целесообразно не менее 10% количества кишок каждой группы или сорта отбирать для проверки качества. Устанавливается также соответствие длины говяжьих черев, кругов и конских кишок-сырца установленным стандартам.
Перо-пуховое сырье инвентаризуется по видам птицы и сортам с подразделением на пух, перо и подкрылок. При проверке анализируется влажность сырья, которая не должна превышать более 12 %. Тряпье инвентаризуется по группам и сортам в соответствии с утвержденной классификацией, количество определяют путем взвешивания. При перевеске по каждому виду тряпья составляют ведомость отвесов, итоги которой заносятся в инвентаризационную опись. Тряпье должно иметь определенную влажность (12—19%), установленную отдельно для каждой группы в разное время года. На остатки сельскохозяйственных продуктов и сырья, фактически оказавшихся в заготовительных складах, составляют инвентаризационные описи специальной формы (№ инв.-20), где отражают их основные качественные показатели в соответствии с требованиями ГОСТа и технических условий. Одновременно с проведением инвентаризаций или после нее необходимо ознакомиться с организацией закупок и сбыта сельскохозяйственных продуктов и сырья. С этой целью выясняют подготовленность предприятия к заготовительному сезону, обращая внимание на своевременность заключения договоров контрактации, количество действующих приемных пунктов, хранилищ, складов и их состояние. Определяют, и какой степени заготовительная контора оснащена необходимым оборудованием, инвентарем и машинами с учетом прогрессивной технологии заготовок. Устанавливают обеспеченность тарой, наличие механизмов для погрузочно-разгрузочных работ. Проверяют, создан ли запас тары и тароматериалов, необходимый для выполнения плана заготовок, сверхплановых поставок и закупок излишков продуктов и сырья. Изучают полноту выборки выделенных фондов на плодоовощную тару, организацию производства тары в собственных цехах, состояние контроля за качеством тарных лесоматериалов, за деталями комплектов ящичной тары и бочковой клепки, а также возвратной тары. Особое внимание обращают на правильность выбора заготовительными предприятиями путей и звенности товародвижения, наличие излишних и повторных операций при закупке сырья, своевременность заключения договоров с транспортными организациями на перевозку грузов, использование при поставках продукции прямых связей.
Проверяют также организацию приемки продукции по качеству, наличие сети лабораторий, их оснащение необходимыми приборами и реактивами, обеспечение и стимулирование правильной обработки, сортировки и оценки качества продукции непосредственно в хозяйствах. Ревизоры исследуют содержание организаторской работы заготовительных организаций по сбыту заготовленных товаров. При этом устанавливают, обеспечивается ли выполнение плана и договоров поставок продукции по количеству и качеству, ассортименту и срокам при минимальных затратах. Проверяют также правильность выбора кратчайших путей перевозок, ликвидации встречных и излишне дальних перевозок продукции, использования экономичных транспортных средств, сохранения качества и сокращения потерь при транспортировке продукции. При ревизии надо выявить соблюдение инструкции по закупке шерсти, кожевенного и других видов сырья, правильность регулирования взаимоотношений в заключаемых договорах, а также выполнение особых условий поставки основных видов продукции и сырья. Целесообразно непосредственно на месте ознакомиться с достоверностью и полнотой оформлении отгрузочных документов (товарно-транспортных накладных, качественных удостоверений, спецификаций, ветеринарных удостоверений и др.). Необходимо провести обследование заготовительных складов и пунктов, уделяя внимание соблюдению правил раздельного хранения обезличенного и необезличенного сырья, а также сельскохозяйственной продукции, закупленной по государственному плану, приобретенной у колхозников по ценам согласно договоренности и принятой от колхозов на комиссионных началах. Следует проконтролировать соблюдение режимов хранения продукции, обеспечение очередности ее отпуска, своевременной очистки, просушки, сортировки и переработки, поддержание надлежащего санитарного состояния при хранении и первичной обработке сырья [2, с. 213-218]. При проведении последней ревизии сохранности кооперативной собственности в Октябрьском райпо в заготовительной деятельности были допущены случаи переплаты сдатчиками денежных средств. Так, 08.12.2008 года от жителя д.Курин Пигулевского А.В. согласно закупочной квитанции принято говядины 1 категории 284 кг. по цене 5242 руб. (цена мяса молодняка КРС). Однако в справке Сельского Совета нигде не указано, что молодняк КРС или возраст, а указан только вес (420кг.) и КРС. Причем убой КРС производился не убойным цехом райпо, а на склад сдатчиком было доставлено мясо, и следовательно цена должна быть 4235 руб. как за говядину 1 кг от взрослого КРС. В результате сдатчику Пигулевскому А.В. излишне выплачено 286 тыс.р.
Аналогично допущена переплата сдатчикам за сданное мясо говядину 1 кат. В ноябре 2008 года Сухой Л.А. в сумме 246,7 тыс. р. (согласно закупочной квитанции сдано говядины 1 кат. 257 кг по цене 5003 руб., а следовало по цене 4043 руб.), в январе 2009 года сдатчику Савичу В.С. в сумме 270,9 тыс. р. (согласно закупочной квитанции сдано говядины 1 кат 269 кг по цене 5242 руб., а следовало по цене 4235 руб.).
4. Документальное оформление результатов ревизии, их рассмотрение и реализация
В соответствии со сроками, предусмотренными планом проведения ревизий по Гомельскому ОПС, председатель правления облпотребсоюза заблаговременно (за 3— 5 дней до начала ревизии) назначает распоряжением (приложение А) комплексную ревизию деятельности организации. В распоряжении указываются полное наименование ревизуемого субъекта хозяйствования, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии (не более 30 дней, может быть продлен руководителем, назначившим ревизию), состав ревизионной группы и в том числе руководитель группы, специалисты, привлекаемые для участия в ревизии. В частности, для проведения последней комплексной документальной ревизии правления Октябрьского райпо привлекались специалисты управлений, отделов и секторов: торговли, кадров, организационно-кооперативной и идеологической работы, цен и конъюнктуры рынка. На основании распоряжения каждому члену ревизионной группы выписывается командировочное удостоверение с указанием цели командировки. Последняя комплексная документальная ревизия правления и проверки сохранности кооперативных средств в системе Октябрьского райпо, рассматриваемая в курсовой работа была проведена за период с 1 мая 2008 года по 1 мая 2009 года, то есть за период равный одному году. Ревизия проводилась с 12 мая 2009 года сроком на 15 рабочих дней. Перед выездом в Октябрьское райпо члены ревизионной группы проводят подготовительную работу, связанную с изучением данной организации, подготовкой программы и плана проведения ревизии. При этом изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого объекта.
Руководитель группы составляет программу и рабочий план проведения ревизии (приложения Б и В). Программа состоит из восьми разделов: 1) перечень нормативных документов, которыми следует руководствоваться при проведении ревизии сохранности кооперативной собственности; 2) необходимые подготовительные мероприятия, предшествующие ревизии; 3) каких специалистов необходимо привлечь к ревизии; 4) мероприятия, проводимые на первоначальном этапе ревизии; 5) перечень вопросов, на которые следует обратить особое внимание при ревизии сохранности собственности; 6) проверка работы ревизионной комиссии райпо; 7) дополнительное задание; 8) оформление материалов ревизии. Программу ревизии подписывает начальник контрольно-ревизионного управления Гомельского ОПС. Рабочий план ревизии представляет собой таблицу, содержащую информацию об объектах ревизии, видах тематических проверок, перечень проверяемых вопросов, способ проверки. Все факты хозяйственно-финансовой деятельности Октябрьского райпо проводились выборочным способом. Сплошным способом проводилась проверка выполнения решений по материалам предыдущей документальной ревизии. Рабочий план подписывает руководитель ревизионной группы. По прибытию на место ревизии ревизор предъявляет руководителю ревизуемой организации распоряжение на проведение ревизии и служебное удостоверение. Руководитель ревизуемой организации знакомит участников ревизии с ответственными работниками организации, дает указания о представлении помещения ревизионной группе, обеспечении сохранности ревизионных материалов, свободном доступе ревизующих ко всем источникам информации, предприятиям, зданиям, помещениям, территориям, материальным и денежным средствам. Согласно составленной Программы ревизии оформление материалов ревизии должно производиться следующим образом: - однородные нарушения должны быть сгруппированы в таблицах, а в акте приводятся обобщенные итоговые данные и примеры; - в случае если в ревизуемой организации два и более баланса, то кроме актов ревизии руководителем ревизионной группы составляется обобщенная докладная записка об основных нарушениях на 3-4 печатных страницы. При необходимости, по согласованию с правлением Гомельского ОПС, материалы по нанесенному ущербу, злоупотреблениям следует направлять в судебно-следственные органы для возмещения ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности. По результатам ревизии был составлен Акт комплексной документальной ревизии правления и проверки выполнения мероприятий по обеспечению сохранности кооперативной собственности в системе Октябрьского райпо (приложение Г). Акт состоит из вступительной и результативной части. Во вступительной части указаны: основания назначения ревизии, дата и номер распоряжения об ее проведении, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт ревизии; даты начала и завершения ревизии (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта ревизии; должности и фамилии работников проверяемой организации, обязанных в соответствии с Инструкцией подписать акт ревизии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии; когда, кем и какие зарегистрированы учредительные документы проверяемой организации, а также наличие лицензий на отдельные виды деятельности; наименование и местонахождение проверяемой организации; кем и когда были проведены предыдущие ревизии (проверки), в том числе контролирующими органами, какие принимались меры по выявленным фактам нарушений. В результативной части указывается: какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какие периоды проверены; место, время и характер совершенного экономического нарушения, акты законодательства или нормативные документы, требования которых нарушены; факты нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля; установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам; размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений; должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействия) этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности организации; иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении. В Акте комплексной документальной ревизии правления и проверки выполнения мероприятий по обеспечению сохранности кооперативной собственности в системе Октябрьского райпо выделены следующие разделы: 1. Ревизия кассовых и банковских операций, подотчетных сумм. 2. Ревизия товарных операций. 3. Ревизия основных средств и специальной оснастки, специальной одежды, инвентаря, хозяйственных принадлежностей. 4. Ревизия расчетных операций 5. Ревизия расчетов по заработной плате. 6. Ревизия издержек обращения, финансовых результатов, фондов. 7. Ревизия соблюдения дисциплины цен и налогового законодательства. 8. Ревизия состояния бухгалтерского учета и отчетности. 9. Проверка состояния сохранности имущества потребительской кооперации. 10. Проверка выполнения решений по материалам предыдущей документальной ревизии. Акт подписывают члены ревизионной группы Гомельского ОПС, председатель правления и заместитель председателя по экономике – главный бухгалтер Октябрьского райпо. Акт составляется в трех экземплярах (ревизуемой организации, ревизору и вышестоящей организации). В акте делается отметка (подпись) о передаче акта ревизии руководству Октябрьского райпо. К акту ревизии также прилагаются: распоряжение, программа и план ревизии, таблицы анализов, расшифровки долгов, результаты инвентаризаций, проведенных в ходе ревизии, перечень предприятий и материально ответственных лиц, у которых инвентаризация ценностей во время ревизии не проводилась, сводные ведомости, составленные по группировке однородных повторяющихся недостатков и ошибок; копии документов, объяснительные записки, промежуточные или разовые акты (о контрольных обмерах), проект постановления. В проекте постановления на основании основного акта перечисляются наиболее значимые нарушения, указываются виновные в нарушении должностные лица и суммы ущерба, а также вносятся конкретные предложения по улучшению выявленных недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, взысканию ущерба, вносятся предложения по улучшению учета, отчетности и организации контроля. Результаты ревизии, при личном участии ревизора, должны быть рассмотрены на правлении Октябрьского райпо в течение 5 дней после подписания акта ревизии; и на правлении Гомельского ОПС в месячный срок. По результатам ревизии, рассмотренным на правлении Октябрьского райпо и Гомельского ОПС составляются постановления «О результатах комплексной документальной ревизии и проверки сохранности собственности кооперативных средств в системе Октябрьского райпо» (приложения Д и Ж). Постановление состоит из констатирующей и постановляющей частей. В констатирующей части постановления Октябрьского райпо рассматриваются положительные и отрицательные стороны в работе Октябрьского райпо. В постановляющей части указывается информация, которую нужно принять к сведению и перечень мероприятий по исправлению выявленных недостатков в ходе ревизии, которые должны быть выполнены правлением райпо. Следует отметить, что постановление по результатам ревизии составляемое в Октябрьском райпо более подробное, чем постановление, составляемое в Гомельском ОПС. В постановлении Гомельского ОПС рассматриваются только наиболее существенные недостатки в работе Октябрьского райпо. В констатирующей части постановления Гомельского ОПС указано, что: по-прежнему допускаются просчеты в организации коммерческой деятельности, в частности, без учета возможной реализации производился закуп отдельных товаров, что послужило причиной оседания их в сети и на складах, а также потери части доходов; по той же причине и без учета рынков сбыта, была заготовлена и часть плодоовощной продукции, что привело в дальнейшем к необходимости ее переработки на давальческих условиях и как результат на дату ревизии на складах хранится и не находит реализации готовая продукция на 15,2 млн р.; с августа 2008 года хранится и не находит сбыта брусника замороженная 1,6 тн. на 3,3 млн р.; при проверке сети в продаже отсутствовали товары, предусмотренные ассортиментным перечнем, в наличии имелась часть товаров с истекшими сроками реализации, не своевременно заполнялись отчеты материально-ответственными лицами; не обеспечена сохранность собственности потребкооперации, где за 2008 год допущено 18 случаев недостач в значительных размерах на сумму 19,8 млн р., а только за 5 месяцев 2009 года уже 19 случаев на 18,2 млн р. Нарушались сроки проведения инвентаризации ценностей. Ревизией установлены и другие нарушения и упущения в работе системы райпо. Правление Гомельского ОПС постановило информацию о материалах ревизии рассмотренных на расширенном заседании правления райпо, где за допущенные недостатки и упущения в работе привлечено к материальной ответственности 39 человек и дисциплинарной 50 человек принять к сведению. Обязать правление райпо: повысить исполнительскую дисциплину и ужесточить спрос с подчиненных за порученный участок работы; осуществлять постоянный контроль за договорной работой; принять меры по взысканию просроченной дебиторской задолженности и т.д. Автор хотел бы заключить, что документальное оформление ревизии составлено аккуратно, грамотно, сведения в акте ревизии представлены компактно и вместе с тем подробно, что свидетельствует о высокой квалификации ревизора, проводившего данную ревизию. Вместе с тем, отметим, что проверку операций, связанных с денежными средствами, особенно наличными, желательно проводить сплошным способом, что положительно влияет на сохранность средств, но в данном случае ревизор был ограничен по времени (15 календарных дней при максимальных 30 днях).
Заключение
В представленной курсовой работе рассмотрен порядок проведения ревизии сохранности имущества Октябрьского райпо ревизорами контрольно-ревизионного управления Гомельского ОПС. Результаты последней ревизии Октябрьского райпо, проведенной 30 июня 2009 года показали, что руководством Октябрьского в ревизуемом периоде проводилась определенная работа по выполнению доведенных объемных показателей, обеспечению сохранности кооперативной собственности, улучшению торгового обслуживания населения. Вместе с тем документальной ревизией установлено ряд существенных недостатков в работе райпо. По-прежнему допускаются просчеты в организации коммерческой деятельности, в частности, без учета возможной реализации производился закуп отдельных товаров, что послужило причиной оседания их в сети и на складах, а также потери части доходов; по той же причине и без учета рынков сбыта, была заготовлена и часть плодоовощной продукции, что привело в дальнейшем к необходимости ее переработки на давальческих условиях и как результат на дату ревизии на складах хранится и не находит реализации готовая продукция на 15,2 млн р.; с августа 2008 года хранится и не находит сбыта брусника замороженная 1,6 тн. на 3,3 млн р.; при проверке сети в продаже отсутствовали товары, предусмотренные ассортиментным перечнем, в наличии имелась часть товаров с истекшими сроками реализации, не своевременно заполнялись отчеты материально-ответственными лицами; не обеспечена сохранность собственности потребкооперации, где за 2008 год допущено 18 случаев недостач в значительных размерах на сумму 19,8 млн р., а только за 5 месяцев 2009 года уже 19 случаев на 18,2 млн р. Нарушались сроки проведения инвентаризации ценностей. Ревизией установлены и другие нарушения и упущения в работе системы райпо. Правление Гомельского ОПС постановило информацию о материалах ревизии рассмотренных на расширенном заседании правления райпо, где за допущенные недостатки и упущения в работе привлечено к материальной ответственности 39 человек и дисциплинарной 50 человек принять к сведению. Обязать правление райпо повысить исполнительскую дисциплину и ужесточить спрос с подчиненных за порученный участок работы; осуществлять постоянный контроль за договорной работой; принять меры по взысканию просроченной дебиторской задолженности и т.д. Документальное оформление последней ревизии Октябрьского райпо, по мнению автора, составлено аккуратно, грамотно, сведения в акте ревизии представлены компактно и вместе с тем подробно, что свидетельствует о высокой квалификации ревизора, проводившего данную ревизию. Вместе с тем, отметим, что проверку операций, связанных с денежными средствами, особенно наличными, желательно проводить сплошным способом, что положительно влияет на сохранность средств, но в данном случае ревизор был ограничен по времени (15 календарных дней при максимальных 30 днях). В качестве усиления контроля за сохранностью кооперативной собственности и профилактике краж и ограблений автор считает нужно использовать возможности общественного (демократического) контроля. В данный момент данный вид контроля не получил должного развития. Это связано с отсутствием практической помощи со стороны профессиональных органов, недостаточности морального и материального поощрения членов комиссий кооперативного контроля. Недооценка значения самых многочисленных органов демократического контроля в системе управления потребительской кооперации Беларуси может привести к потере их потенциальных возможностей и ослаблению позиций потребительской кооперации, как в экономическом, так и в социальном плане.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|