Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностич гипотезы. Психологический диагноз.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Системность в структуре психич развития и психодиагностич обслед ребенка. Психодиагностическое обследование ребенка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деят, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностич процедуры, выбор методик и интерпретацию рез-тов. Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе рез-тов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок. При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе выполнения заданий. Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации рез-тов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей. Методологич основы психодиагностич деят. Особенности диагностики различных возрастных групп.
Психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом - естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагн рез-ты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятю - предметной игрой. При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, - межличностн общения. Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры. Соответственно и методики психодиагностики следует разрабат так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деят, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрослые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог. Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно опираться на данные самосозн детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и. взрослым людям. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми. В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, и в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей.
Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностич гипотезы. Психологический диагноз. Прежде чем приступить к углубленной диагност, необходимо познакомиться со всеми «материалами», существующими относительно данного ребёнка. С самого начала необходимо выстроить доверительные отношения психолога с семьёй на условиях определённой конфиденциальности. Родителям можно предложить задать интересующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении предполагаемого обследования, консультации. Сбор психологич анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор «тем», по поводу которых ведётся беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития, превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Важным для анализа развития ребёнка является и состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребёнка. Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребёнка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период. Одним из важнейших элементов сбора психологич анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребёнка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Наиболее пристальное внимание в анамнезе следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребнка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 мес.; 1-го года; 18-24 мес.;2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет; 9-10 лет. В психологическом анамнезе должна быть представлена семейная и социальная ситуация, на фоне которой протекало развитие ребёнка в различные возрастные периоды. При невозможности сбора анамнеза более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребёнком. Точно так же обязатльно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись. Гипотеза - это предполож, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования: а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Психологический диагноз (от греч. – «распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологич диагноза (ПД) – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологич диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаружтся в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологич знания этиологический элемент в ПД, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.
4.Этапы психодиагностического процесса. Этапы психодиагностич процесса по Й. Шванцаре: 1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). 2. Формулировка гипотез и выбор диагностич методов. 3. Проведение тестирования; анализ полученных данных. 4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). 5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. 6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологич заключения. Этапы психодиагностического процесса по Корманну
Схема психодиагностического процесса по Каминскому В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы: Подход "по рецепту" заключ в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест. Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами. Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследов и даже нежелательно загружают испытуемого. Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов. «Задавать правильные вопросы - это самая главная предпосылка всякой диагностики». Й. Шванцара
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|