Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностич гипотезы. Психологический диагноз.




Системность в структуре психич развития и психодиагностич обслед ребенка.

Психодиагностическое обследование ребенка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деят, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностич процедуры, выбор методик и интерпретацию рез-тов. Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе рез-тов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок. При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе выполнения заданий. Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации рез-тов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Методологич основы психодиагностич деят. Особенности диагностики различных возрастных групп.

Психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом - естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагн рез-ты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятю - предметной игрой. При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, - межличностн общения. Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры. Соответственно и методики психодиагностики следует разрабат так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деят, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрослые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог. Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно опираться на данные самосозн детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и. взрослым людям. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми. В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, и в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей.

 


Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностич гипотезы. Психологический диагноз.

Прежде чем приступить к углубленной диагност, необходимо познакомиться со всеми «материалами», существующими относительно данного ребёнка. С самого начала необходимо выстроить доверительные отношения психолога с семьёй на условиях определённой конфиденциальности. Родителям можно предложить задать интересующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении предполагаемого обследования, консультации. Сбор психологич анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор «тем», по поводу которых ведётся беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития, превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Важным для анализа развития ребёнка является и состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребёнка. Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребёнка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период. Одним из важнейших элементов сбора психологич анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребёнка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Наиболее пристальное внимание в анамнезе следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребнка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 мес.; 1-го года; 18-24 мес.;2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет; 9-10 лет. В психологическом анамнезе должна быть представлена семейная и социальная ситуация, на фоне которой протекало развитие ребёнка в различные возрастные периоды. При невозможности сбора анамнеза более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребёнком. Точно так же обязатльно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись. Гипотеза - это предполож, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования: а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Психологический диагноз (от греч. – «распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологич диагноза (ПД) – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологич диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаружтся в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологич знания этиологический элемент в ПД, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

 


4.Этапы психодиагностического процесса.

Этапы психодиагностич процесса по Й. Шванцаре: 1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные меди­цинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). 2. Формулировка гипотез и выбор диагностич методов. 3. Проведение тестирования; анализ полученных дан­ных. 4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). 5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. 6. Формулировка мероприятий, являющихся желатель­ными на основании психологич заключения.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну

 

 

Схема психодиагностического процесса по Каминскому

В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы: Подход "по рецепту" заключ в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест. Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами. Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследов и даже нежелательно загружают испытуемого. Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов. «Задавать правильные вопросы - это самая главная предпо­сылка всякой диагностики». Й. Шванцара


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...