Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагн ур запаса знаний об окружающем мире ребенка дошкольного возраста




Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний"Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Производятся по ответам на следующие вопросы:1. Как тебя зовут?(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)2. Сколько тебе лет?3. Как зовут твоих родителей?(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)4. Как называется город, в котором ты живешь?5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?6. Какой у тебя номер дома и квартиры?7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься. (Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.Для ответа на каждый из вопр ребенку отводится по 30 секунд. Отсутств ответа в теч этого вр квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов. Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Диагностика личностной сферы дошкольника.

Тест: Незаконченные истории. Эта методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка. Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций: 1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему? 2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему? 3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему? 4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему? 5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему? 6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему? 7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему? При анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты: 1. Как ребенок относится к сверстникам. 2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине 3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях. 4. Замечает ли эмоциональное состояние другого.5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам.6. Как реагирует на успех и неудачи других.При обработке результатов особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Эмотивность Еще одним важным показателем отношения ребенка к окружающим является его способность к эмотивности — отзывчивости и чувствительности ребенка к окружающему миру, переживаниям других людей. Наиболее ярко эта способность проявляется при восприятии ребенком художественных произведений. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и читает вслух какую-нибудь сказку (например, сказку С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса...»). При этом другой взрослый наблюдает и фиксирует эмоциональные реакции детей. На основании этого выделяются следующие типы восприятия: 1. Эмотивное восприятие: — сопереживание, соответствующее состоянию персонажа: копирование действий героя— реальное восприятие различных эпизодов сказки (дует резкий ветер — ребенок вздрагивает и ежится от холода);2. Когнитивное восприятие. Ребенок внимательно слушает сказку, не выражая эмоц включенности в мимике, жестах и позе. После прочтения сказки ребенок выносит адекватное вербальное суждение по поводу содержания сказки. 3. Неадекватное эмоциональное реагирование на содержание сказки. Смех и ухмылки в ситуациях, когда положительный персонаж попадает в бедственное положение.

Составление психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.

Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого) уровня интеллектуального развития.Основой изучения дошкольников являются материалы психологич наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением.)Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения. Она дается с учетом условий семейного воспитания, системы взаимоотношений ребенка и взрослого; включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы. При составлении характеристики следует использовать—материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями и другими родственниками, медицинским персоналом и др.).

Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции, а также в дальнейшем совершенствовании

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...