Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определения и основные принципы психодиагносстики




Теоретическая психодиагностика упирается на основные принципы психологии:

- отражение (обеспечивает чел. эффективную регуляцию деятельности)

-развитие (качественные и количественные изменения ориентированного изучения)

-диагностические связи сущности и явления (позволяет увидеть взаимное обусловливание этих категорий)

-единство,сознание и деятельность

-личностный (анализ индивидуальности человека и его конкретных жизненных ситуациях)

 

Особые принципы психодиагностики:

-конкретность (конкретность диагноза,выбранного аппарата, состояния обследуемого,место и время проведения)

-выявления индивидуальности (индивидуальность обследуемого, его жизненные позиции,уникальность внутреннего мира обследуемого)

-безоценочность (неправильное использование оценочных критериев при выявлении психологических особенностей человека)

 

Основной предмет психодиагностики – психологические образования, которые позволяют прогнозировать наибольшую успешность связанности человека с окружающим миром в конкретных условиях.

Психодиагностические задачи различаются с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данных.

 

Психодиагностические ситуации:

- клиента

-экспертиза (обращения внешнего заказчика для диагностики исследования)

 

Психодиагностикие выделяют 2 подхода измерения и распознания индивид. психол. особен. чел:

- номотетический –(требование соотношения с нормой, личность понимется как набор психологических свойств, выявляються и измеряются общие для все людей свойства личности, используються стандартизированные методы)

- идеографический – (описание свойств человека, личность понимается как целостная система, распознание индивидуальных особенностей человека, проективные методы и методики)

 

Основные этапы развития:

- экспериментальный (1878 – первая лаборатория Вунда, изучения ощущения, двигательные акты, периферическое бинокулярное зрение, ощущения света)

 

Создал науку антропометрия и ввел понятие «тест» - Гальтон( тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бивехиоризма, единый объект является поведение)

 

Какой ученный впервые применил для целей психодиагностики оценочные шкалы, методы анкетирования, свободных ассоциаций, разработал метод математической статистики-Гальтон

 

Создание первых интеллектуальных тестов – Кеттел

Кто впервые разработал научно обоснованные методики исследования индивидуальных различий и предложил в 1890г для их обозначения термин «умственный тест»- Кеттел

 

Личностные факторы, измеряемые опросником 16PF Р.Кеттелла, вкл. в себя: интеллект. Особенности, эмоц-волевые особенности, коммуник свойства, особенности межличност взаимодействия

При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла «доверчивость-подозрительность» личности оценивается по: фактор L

 

При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла «подчинённость- доминированность» личности оценивается по: фактор F

При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла фактор I раскрывает: жёсткость- мягкость

 

При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла фактор О раскрывает: эмоциональную устойчивость тревожность.

 

16PF Кеттела включает – 187 вопросов

 

Какие из представленных форм опросника 16PF Р.Кеттелла соответствуют: тревожность

 

Личностный фактор в теории Кеттелла получил название- основной черты

Создание первой серии, изучавший способности детей к обучению, он же первый ввел понятие «коэффициент индивидуальности» и статистические тестовые нормы - Бене

 

Предложил рассчитать коэффициент интеллектуальности IQ – Штерн

Групповые тесты были разработаны в США во время войны

Тестирование специальных способностей было начато во второй половине 20 века

 

В половине 20 века был разработана теория «однофакторной модели интеллекта» 1903-1927 - Спирмен

Относиться к многочисленным группам диагностических методик, с помощью которых предмет знания, а так же профессиональные и специальные навыки и умения – тесты достижений

Самый известный тест достижений – Стенфордский тест достижений «САД»

- клинический –(развитие личностной психодиагностики, разработаны различные опросники и проективные методики)

 

В 1919т «Бланк данных о личности», который сейчас считается прототипом современных опросников личности, был разработан- Вудворт

 

Самым широким опросником является – тест опросник MMPI

В MMPI испол. след. оценоч. шкалы, позволяющие судить об отношении испытуемого к обследованию и о его псих, состоянии: FKL (лож, достоверность, корреляция)

 

В MMPI какая из шкал имеет название «мужественности-женственности»: Шкала 5

 

Показатель, каких шкал MMPI образует неврот. Триаду: 1,2,3

 

Показатель, каких шкал MMPI образует псих. Триаду: 4,6,7,8,9

 

Шкалы MMPI имеют следующие участки стандартизированных оценок: выс (выше 70 бал), повышенные (56-70), сред (45-55),пониж(44-30),низкие(ниже30)

 

Русифицированным вариантом опросника MMPI являеться – опросник СМИЛ (Собчик)

Родоначальником проективных методик, связан с ассоциативным эксперементом – методика словесной ассоциации

Методика незаконченного предложения – Пейн

В 21 году разработал методику «чернильных пятен» и ввел определения психодиагностика – Роршах

Термин психодиагностика впервые был введён в психодиагностическую науку 1921г. известный швейцарский психиатр и психолог-Роршах

В зависимости от преобладания (равновесия) того или иного типа активности Роршах выделяет следующие основные типы переживания: всё верно

 

В проективном тесте Роршаха интровертивный тип подразделяется на: смешанный, чистый.

 

Структурирование и придание смысла стимулам (тест Роршаха) - относятся к импресивные группе проективных методов исследования личности

 

Более распространенное в мире проективная методика – Тест тематической апперцепции (ТАТ) Мюррюей

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию принадлежит: Мюррею

 

Стимульный материал ТАТ Г.А.Мюррея это: каждому испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц с изображением неопределённых ситуаций

- отечественный –( первая лаборатория в росии в клинике нервных и душевных болезней казанского университета 1886, первое тестирование положившее началу исслдеованию психологии была проведена в московском университете)

Ввел новое направление дифференциальной психологии и назвал «Научная характерология»- Лазурский

 

Профессионально этнические принципы:

- принцип специальной подготовки и ответственности лиц

- принцип личностной ответственности

- принцип ограничения распространения

- принцип обеспечивания суверенных прав личности

- принцип объективности

- принцип конфиденциальности

- принцип психологической профилактики результатов

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...