Определения и основные принципы психодиагносстики
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Теоретическая психодиагностика упирается на основные принципы психологии: - отражение (обеспечивает чел. эффективную регуляцию деятельности) -развитие (качественные и количественные изменения ориентированного изучения) -диагностические связи сущности и явления (позволяет увидеть взаимное обусловливание этих категорий) -единство,сознание и деятельность -личностный (анализ индивидуальности человека и его конкретных жизненных ситуациях)
Особые принципы психодиагностики: -конкретность (конкретность диагноза,выбранного аппарата, состояния обследуемого,место и время проведения) -выявления индивидуальности (индивидуальность обследуемого, его жизненные позиции,уникальность внутреннего мира обследуемого) -безоценочность (неправильное использование оценочных критериев при выявлении психологических особенностей человека)
Основной предмет психодиагностики – психологические образования, которые позволяют прогнозировать наибольшую успешность связанности человека с окружающим миром в конкретных условиях. Психодиагностические задачи различаются с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данных.
Психодиагностические ситуации: - клиента -экспертиза (обращения внешнего заказчика для диагностики исследования)
Психодиагностикие выделяют 2 подхода измерения и распознания индивид. психол. особен. чел: - номотетический –(требование соотношения с нормой, личность понимется как набор психологических свойств, выявляються и измеряются общие для все людей свойства личности, используються стандартизированные методы) - идеографический – (описание свойств человека, личность понимается как целостная система, распознание индивидуальных особенностей человека, проективные методы и методики)
Основные этапы развития: - экспериментальный – (1878 – первая лаборатория Вунда, изучения ощущения, двигательные акты, периферическое бинокулярное зрение, ощущения света)
Создал науку антропометрия и ввел понятие «тест» - Гальтон( тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бивехиоризма, единый объект является поведение)
Какой ученный впервые применил для целей психодиагностики оценочные шкалы, методы анкетирования, свободных ассоциаций, разработал метод математической статистики-Гальтон
Создание первых интеллектуальных тестов – Кеттел Кто впервые разработал научно обоснованные методики исследования индивидуальных различий и предложил в 1890г для их обозначения термин «умственный тест»- Кеттел
Личностные факторы, измеряемые опросником 16PF Р.Кеттелла, вкл. в себя: интеллект. Особенности, эмоц-волевые особенности, коммуник свойства, особенности межличност взаимодействия При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла «доверчивость-подозрительность» личности оценивается по: фактор L
При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла «подчинённость- доминированность» личности оценивается по: фактор F При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла фактор I раскрывает: жёсткость- мягкость
При интерпретации результатов 16PF Р.Кеттелла фактор О раскрывает: эмоциональную устойчивость тревожность.
16PF Кеттела включает – 187 вопросов
Какие из представленных форм опросника 16PF Р.Кеттелла соответствуют: тревожность
Личностный фактор в теории Кеттелла получил название- основной черты Создание первой серии, изучавший способности детей к обучению, он же первый ввел понятие «коэффициент индивидуальности» и статистические тестовые нормы - Бене
Предложил рассчитать коэффициент интеллектуальности IQ – Штерн Групповые тесты были разработаны в США во время войны Тестирование специальных способностей было начато во второй половине 20 века
В половине 20 века был разработана теория «однофакторной модели интеллекта» 1903-1927 - Спирмен Относиться к многочисленным группам диагностических методик, с помощью которых предмет знания, а так же профессиональные и специальные навыки и умения – тесты достижений Самый известный тест достижений – Стенфордский тест достижений «САД» - клинический –(развитие личностной психодиагностики, разработаны различные опросники и проективные методики)
В 1919т «Бланк данных о личности», который сейчас считается прототипом современных опросников личности, был разработан- Вудворт
Самым широким опросником является – тест опросник MMPI В MMPI испол. след. оценоч. шкалы, позволяющие судить об отношении испытуемого к обследованию и о его псих, состоянии: FKL (лож, достоверность, корреляция)
В MMPI какая из шкал имеет название «мужественности-женственности»: Шкала 5
Показатель, каких шкал MMPI образует неврот. Триаду: 1,2,3
Показатель, каких шкал MMPI образует псих. Триаду: 4,6,7,8,9
Шкалы MMPI имеют следующие участки стандартизированных оценок: выс (выше 70 бал), повышенные (56-70), сред (45-55),пониж(44-30),низкие(ниже30)
Русифицированным вариантом опросника MMPI являеться – опросник СМИЛ (Собчик) Родоначальником проективных методик, связан с ассоциативным эксперементом – методика словесной ассоциации Методика незаконченного предложения – Пейн В 21 году разработал методику «чернильных пятен» и ввел определения психодиагностика – Роршах Термин психодиагностика впервые был введён в психодиагностическую науку 1921г. известный швейцарский психиатр и психолог-Роршах В зависимости от преобладания (равновесия) того или иного типа активности Роршах выделяет следующие основные типы переживания: всё верно
В проективном тесте Роршаха интровертивный тип подразделяется на: смешанный, чистый.
Структурирование и придание смысла стимулам (тест Роршаха) - относятся к импресивные группе проективных методов исследования личности
Более распространенное в мире проективная методика – Тест тематической апперцепции (ТАТ) Мюррюей Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию принадлежит: Мюррею
Стимульный материал ТАТ Г.А.Мюррея это: каждому испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц с изображением неопределённых ситуаций - отечественный –( первая лаборатория в росии в клинике нервных и душевных болезней казанского университета 1886, первое тестирование положившее началу исслдеованию психологии была проведена в московском университете) Ввел новое направление дифференциальной психологии и назвал «Научная характерология»- Лазурский
Профессионально этнические принципы: - принцип специальной подготовки и ответственности лиц - принцип личностной ответственности - принцип ограничения распространения - принцип обеспечивания суверенных прав личности - принцип объективности - принцип конфиденциальности - принцип психологической профилактики результатов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|