Методология и методы психодиагностики
Операционализация – требование согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретный процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явления описания в понятии действительно существуют Верификация - это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям.
Требует обращение к методологии, методом и методике исследования – операциональзация и верификация Методология – система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности направленной на изучения психологии мира человека.
Метод - широкий класс способов, приемов и методик, обладающих родством основного технического приема или родством теоретических систем представлений, на которых базируется класс методик.
Способы, по средствам которых познаётся предмет науки - это: Методы
Методика – конкретная частная процедура или система действий предназначенных для получения информации о конкретном психологическом свойстве у конкретного испытуемого в определенной ситуации.
Основными требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам и результатам, получаемых в процессе психологического исследования: объективность, наличие диагностических норм, репрезентативность валидность, надёжность, соц адаптированность психодиаг методик.
4 группы методов: - организационные (сравнительные знаки в получении одного или нескольких средств текущего состояния или сравнение результатов с другими результатами,которые проводили с другими людьми в другой среде; лангитюдные знаки в наблюдении за объектом исследования в течении некоторого времени; комплексные знаки типичные показатель срезов сравниваются начальные и конечные для анализа (сравнительного +лангитюдного)
- эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы(эксперимент), психодиагностические методы(тесты,анкеты,интервью),праксеметрические методы (анализ продуктов деятельности, качественная оценка), моделирование(математические,гибертенические), биографические методы(анализ дат, биография)) - приемы обработки экспериментальных данных (качественные, количественные) - интерпретационные методы (генетические методы, структурные интерпретации)
К числу собственно психологических качеств методов относятся: изучение продуктов деятельности, биографический метод и тестирование Операционально-техническая классификация методик: 1) класс методик по наличию ответа на задания (основаны на задании, правильного ответа не имеют – личностные особенности; предполагают правильный ответ- тест интеллекта) 2) класс вербальных и невербальных методик (вербальные – речевая активность, задания апперируются в памяти, воображению,системы убеждения;невербальные – выполнения задания на перцептивных и маторных способностей) 3) по основному методическому принципу (объективные тесты, стандартизированные отчеты(использование вербальных способов), проективные техники(стимул фантазии и воображения, раскрытие психики субъекта), диалогические техники (достигаеться большого результата при контакте с обследуемым) 4) классификация по мере вовлечения (наименьшее вовлечение – оперативные методики и психологические тесты, максимальнрое вовлечение – искажение результата, деологические принципы)
Типы диагностических методик 2 группы: - формализованные ( тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики) – жесткая регументация процедуры обследования, надежность и валидность.
- моноформализованные ( наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности) – дают ценные сведения об испытуемом, когда предмет изучения выступают такие психологические явления, которые трудно поддаются активизации)
Методики высокого уровня: - тесты – это стандартизированные, часто ограниченные во времени испытания предназначенные для установления качественных и количественных индивидуальных психологических различий. Виды: речевому признаку – вербальные и невербальные, по форме поведения – индивидуальные и групповые, по направленности – интеллектуальные и личностные, по времени ограничения – тесты скорости и тесты результатов Классификация по характеру: тесты аппаратурные – требующие специального оборудования использования для оценки психофизиологических свойств(высокая точность,высокая валидность, возможность для автоматизации сборов данных, отсутствие контакта с испытуемым) тесты батарея – объединении в одну методик и направленная на измерения сложных психологических конструктов. тесты бланковые – корректурная проба, методика незаконченных предожений, исследование самооценки. тесты групповые – типы методик позволяющих использовать одновременно обследования группы испытуемых. тесты достижений – направлена на оценку достигнутого уровня, навыком и знаний. тесты интеллекта –направлена на изучения интегративных характеристик личности которая направлена на активизацию всех психологических функций и процессов. тесты креативности – творческие способности личности. личностные тесты – направлены не на интеллект личности.
- опросники – тип методик состоящих из набора пунктов не имеющих правильности ответа и характеризует их частотой и направленностью. Основные виды: анкеты(получение информации не имеющей личностных особенностей), личностные опросникик (измерение особенностей и черт личностей) Характеристика опросников: Опрсник черт личности – диагностика осуществляется по степени выраженности черт, производиться группировка личностных признаков, а не обследуемых.
Опросники типологические – разработанных на основе выделения типов личности, как целостных образований не сводимых к набору черт.
Личностный опросник Айзенга: Выберите качества, характериз меланхолика по методике Айзенка: У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, трудно сосредоточится.
Выберите качества, характериз сангвиника по методике Айзенка: общителен, мимика богатая, непоседлив.
Выберите качества, характериз флегматика по методике Айзенка: Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике, речи.
Выберите качества, характериз холерика по методике Айзенка: Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты, резкость. Опросник Айзенка имеет символьное обозначение: EPQ (EPI)
Опросник Айзенка содержит шкалы: Невротизм, экстраверсия, интроверсия Опросник СМИЛ Опросники мотивов – предназначена для диагностики мотивов потребностей сферы личности, позволяет выявить, на что направлена потребность человека и как осуществляется динамика регуляции поведения.
Опросник интересов – диагностируются профессиональные интересы и ценности. (бланк профессионального интереса Стронга)
Опросник интересов и ценностных ориентиров – опросник ценностей специальности Сьюпер, ценностные ориентации Ронич)
Опросник установок –измерение относительного ориентира человека в структуре установок (измерение установок)
- проективные методики – их существенные признаки использование неопределенных неоднозначных признаков, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять и интропретировать.
Совокупность методик исследования личности, базирующимся на проективном подходе психодиагностики - это: проективные методики
К группам проективных методов исследования личности относятся: конституцивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, экспрессивные, импрессивные, аддитивные.
Название проективных методов исследования личности впервые в 1939г было использовано: Франком
Проективная методика «тест руки» Б.Брайкина, 3. Пиотровского, Э.Вагнера классифицирует ответы испытуемых по: 11 категориям
В проективной методике «тест руки» Брайкина, 3. Пиотровского, Э. Вагнера данное описание (рака разными способами выставляет себя на показ) относится к следующей категории: эксгибиционизм
Проективная методика «тест руки» Б.Брайкина, 3. Пиотровского, Э.Вагнера данное описание (рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой - либо предмет) относится к следующей категории: агрессия
Проективные психодиагностические методики основываются на том, что: всё верно Проективный метод «ассоциативный эксперемент», предложенный К.Г. Юнгом, предназначен для исследования: мативации личности
Стимульный материал в проективной методике «тест руки» Б.Брайкина, 3. Пиотровского, Э.Вагнера включает: стандартные 10 изображений кисти руки
Классификация по характеру: - конститутивные – структуированные, оромление стимулов, предание им смысла (чернильные пятна Роджерса) - конструктивные – создание из оформления деталей осмысление целого. (тест МИРА) - интерпретивные – истолкование какого –либо события или ситуции (тест ТАТ) - Осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психограмма) - относится к катартической группе проективных методов исследования личности - экспресивные – рисование на свободную или заданную тему.
В процессе интерпретации проективной методики ДДЧ рассматриваются: пропорции
В РНЖ первая сторона листа связана с: энергичностью, активностью действия.
К категориям оценивания РНЖ относятся: всё верно
Рисование на свободную тему (ДДЧ) - относятся к эксприсивной группе проективных методов исследования личности.
Комплексный тест ДДЧ в 1948г был разработан: Буком
- ипресивные- предпочтение одних стимулов другим. - одитивные –завершения рассказа,истоии, предложения.
-Наблюдение -опрос – метод сбора первичных данных на основе невербальной коммуникации. Виды: устные-письменные, индивидуальные-групповые, одноразовые – многоразовые,однократные –многократные. В виде вопросов: прямые или косвенные,открытые или закрытые - интервью – проводимая по определенному плану беседы предполагают прямой контакт. По форме: свободные, стандартные, нестандартные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|