Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономические предпосылки и причины




К началу XX века население Ирана состояло из многочисленных этнических групп и племен, говоривших на различных языках, таких как иранский, тюркский, арабский и др. Около половины всего населения страны составляли персы, одну пятую населения составляли азербайджанцы, которые населяли северо-западную область страны. Далее по численности были курдские, лурские, бахтиарские, белуджские, кашкайские, туркменские и арабские племена. В связи с зарождением буржуазных отношений в стране начиналось складываться национальное самосознание. Но этот процесс носил слабый характер.

В отношении уровня экономического развития разных областей Иран также не представлял однородной картины. Более густонаселенными и экономически более развитыми были районы, граничившие с Россией. Самыми отсталыми по уровню экономического развития и слабо населенными были южные и юго-восточные области Ирана, где монопольно господствовали англичане. В Керманской области в значительной мере сохранялось рабство [8, с. 26].

Основой господствовавших в сельском хозяйстве отношений являлась феодальная собственность шаха, светских и духовных феодалов и помещиков на землю. Также им принадлежали и оросительные сооружения, без которых ведение сельского хозяйства в некоторых областях Ирана практически невозможно.

Подавляющим большинством населения Ирана являлись крестьяне. Они в крепостной зависимости от помещика не находились и могли свободно переходить от одного помещика к другому, но это было только формальным правом [3, с. 157]. Классовое расслоение в иранской деревне происходило очень медленно. Основную массу крестьян составляли безземельная беднота и батраки, однако были и крестьяне-собственники, но их было очень мало.

Основными формами земельной собственности были следующие:

1) халисе – государственные земли;

2) земли, принадлежащие феодалам, ханам, вождям кочевых племен, а также земли, пожалованные шахом в тиул;

3) вакуфные земли, принадлежавшие формально мечетям и религиозным учреждениям, а фактически высшему духовенству;

4) земли мельк, или арбаби, - частновладельческие помещичьи земли, не связанные с феодальным пожалованием;

5) умуми – земли общинные;

6) хордемалек – земли мелких земельных собственников, в том числе крестьян.

В начале XX века количество государственных земель значительно сокращалось из-за пожалования их в тиул. Усиление связи сельского хозяйства с внешней торговлей и приспособление его к спросу рынка приводили к тому, что многие крупные феодалы и помещики, пользуясь своим политическим и экономическим положением, стали под разными предлогами захватывать земли мелких землевладельцев и крестьян, разоряли их и сосредотачивали в своих руках огромные земельные владения. Также увеличивалось вакуфное землевладение путем пожертвования со стороны лиц, опасающихся конфискации их имущества шахом [9, с. 7].

Господство иностранного капитала и сохранение феодального режима в Иране создавали преграды для развития в стране национальной промышленности. Поэтому купцы, ростовщики, духовенство, богатые чиновники тратили деньги не на развитие отечественных предприятий, а на скупку земель у государства. Тем самым значительно повышался рост частновладельческих земель. На этих землях помещики начинали засевать те сельскохозяйственные культуры, на которые имелся спрос на внешнем рынке. Удельный вес земель умуми и хордемалек был незначительным.

Приспособление сельского хозяйства Ирана к внешнему рынку еще больше ухудшило положение крестьян. Новые зем­левладельцы и старые феодалы, связанные с рынком, стали еще более увеличивать эксплуатацию крестьян, принуждали их переходить от посевов старых культур к новым, которые имели спрос на внешнем рынке. Также они забирали у крестьян лучшие участки под свои запашки, оставляя крестьянам худшие. Увеличивали поборы с крестьян. Развитее товарно-денежных отношений приводило к росту ростовщического закабаления крестьян. Таким образом, феодально-крепостническая эксплуатация переплеталась с ростовщической эксплуатацией.

Крестьяне, как правило, лишенные своей земли, вынуждены были обрабатывать землю феодальных землевладельцев на ус­ловиях издольщины. Урожай между крестьянином и землевла­дельцем делился на основе старинной средневековой пятичленной формулы (земля, вода, семена, рабочий скот и рабочие руки), по которой крестьянин, лишенный земли и воды, а ча­сто также и семян, и рабочего скота, должен был отдавать землевладельцу от одной второй до трех четвертых всего урожая. Кроме того, кресть­яне обязаны были также выполнять ряд натуральных феодаль­ных повинностей - поставлять землевладельцам кур, яйца, ма­сло, овощи, подносить ханам и представителям властей по раз­ным случаям подарки — пишкеши [9, с. 7]. Однако положение крестьян не менялось, в зависимости от того, чью землю они обрабатывали: государственную, ханскую, вакуфную или землю помещика.

В деревне господствовали произвол и бесчинства помещиков и местных властей, которые по своему усмотрению чинили суд и расправу над крестьянами. Так же в некоторых областях Ирана имело место продажа крестьян в рабство.

Сбор различного рода податей, помещичьей доли урожая и натуральных повинностей обычно производился через мобашира – ханского управляющего и кедхода – деревенского старосту, который назначался ханом и возглавлял сельскую общину. Существовала круговая порука при сборе податей и отбывании воинской повинности, так называемая бониче. Кедхода, как правило, назначался из среды деревенской кулацкой верхушки, которая была слабой и немногочисленной. Эта кулацкая верхушка, так же как и помещики, жестоко эксплуатировала крестьянскую бедноту и батраков. Обычно представители этой верхушки и являлись теми крестьянами, которые имели собственную землю. Свою землю, а иногда и арендуемую у помещиков, кулаки часто сдавали в обработку бедноте, получая с нее долю урожая, в размере, иногда даже большем, чем помещики. Занимались кулаки также и ростовщичеством. Некоторые из кулаков становились мелкими помещиками [8, с. 30].

Жестокая эксплуатация крестьян, в результате которой у крестьянина отнималась значительная часть необходимого для существования, приводили к массовой нищете и разорению крестьян, а также и к массовым голодовкам.

Положение кочевников отличалось от положения крестьян. Вожди племен становились феодальными ханами, что позволяло им эксплуатировать рядовых кочевников. Это выражалось в том, что последние должны были пасти скот вождей племен, а также отдавать им часть своего скота и продуктов скотоводства, подносить им подарки и выполнять другие повинности в их пользу.

Эти феодальные отношения прикрывались патриархальными формами и пережитками. Повинности рядовых кочевников были менее обременительными по сравнению с повинностями оседлых крестьян. Одним из путей получения дохода у кочевых племен являлись набеги на соседние оседлые поселения. Это играло тормозящую роль в разложении феодальных отношении и развитии новых, буржуазных отношений. Однако ханы кочевых племен не были заинтересованы в переводе кочевников на оседлость.

В городах было развито ремесло, имевшее форму цехового строя и основанного на ручном труде. Ремесленные мастерские в основном располагались на базарах, которые являлись центрами экономической и не редко политической жизни городов. Ремесло было тесно связано с торговлей. Внутренняя торговля иностранными товарами, а также товарами, произведенными иранским ремеслом и промышленностью, была широко развита в иранских городах.

В Иране было большое количество мелких купцов. Также имелись и крупные купцы, которые были связаны, с одной стороны, с феодальным землевладением, а с другой – с иностранным капиталом. Это значит, что их интересы, как экономические, так и политические, в значительной мере расходились с интересами мелкого и среднего купечества.

В городах существовало развитая торговля и обмен. Процесс обнищания крестьян, ремесленников и мелких торговцев создал в Иране массу свободных рук. Все шире начинает применяться наемный труд. Наличие крупных капиталов в руках феодальной верхушки и крупного купечества, появление вольнонаемных рабочих – создали благоприятные условия для развития капитализма в стране. Наличие в Иране богатых запасов железной и медной руды, каменного угля, свинца, цинка и других цветных металлов могло быть благоприятным условием для развития национальной иранской фабрично-заводской промышленности [8, с. 38].

Основание в Иране иностранных концессионных предприя­тий и иранских фабрик привело к появлению рабочего класса, который в это время был еще очень слабым, распыленным, со­вершенно неорганизованным.

Капиталистическая эксплуатация иранских рабочих переплеталась с феодальной. Выдавая авансы рабочим, предприниматели принуждали их подписывать кабальные договоры, обязавшие их работать на предпринимателя в течение длительного времени. Рабочий в этом случае прикреплялся к фабрике, превращался по существу в крепостного фабриканта [8, с. 39].

Росту национальной иранской промышленности мешали иностранный капитал, узость рынка, господство феодальных пережитков, необеспеченность собственности и произвол шахских властей. Конкуренция иностранных товаров подрывала развитие отечественной иранской промышленности – многие иранские фабрики и заводы вынуждены были закрыться. В связи с закрытием фабрик и заводов рабочие оказывались на улице, не имея средств к существованию, порою становясь бездомными людьми. Спасаясь от голодной смерти, десятки тысяч этих обездоленных уходили из Ирана на заработки в Россию – в Закавказье и Закаспийскую область. К концу первого десятилетия XX веков количество иранских отходников в Россию составляла ежегодно почти 200 тыс. человек [9, с. 11]. Русские революционеры вели с ними работу, и, возвращаясь на родину, отходники несли с собой новые идеи, порой, весьма радикальные. Эти идеи жадно впитывались голодающим крестьянами на рубеже XIX-XX веков, когда в Иране резко обострилась продовольственная проблема, что вело к спорадически голодным бунтам и народным демонстрациям, сопровождавшимися разгромом домов спекулянтов и торговцев зерном, и способствовало возникновению революционной ситуации [7, с. 152].
Политические предпосылки и причины
По своему политическому строю Иран являлся монархией. Господствующим классом являлись феодалы-землевладельцы. Страной правила династия Каджаров. Шах считался неограниченным правителем страны. Каджарским монархам принадлежала единоличная наследственная власть.

Правление Каджаров было крайне деспотическим. Британский государственный деятель Джордж Керзон писал в 1892 году: «В стране, столь отсталой с точки зрения конституционного развития, столь нуждающейся в порядке, законах и хартиях, столь твердо держащейся бессмертных традиций Востока, личный элемент, насколько можно судить, в значительной степени доминирует; и система правления в Персии представляет собой не более чем деспотическую власть, осуществляемую рядом единиц по нисходящей шкале – от суверена до старосты небольшой деревни» [10, с. 10]. Правление Каджаров зиждилось не на силе или централизованной бюрократии, а на манипулировании одной группировкой против другой. Это манипулирование облегчалось раздробленностью иранского общества.

Фактически страной от имени шаха управлял назначаемый им первый министр, носивший титул садр-азам. Помимо садр-азама имелись также министры, однако они никакой роли не играли. Всего было четырнадцать министерств: министерства иностранных и внутренних дел, народного просвещения, юстиции, путей сообщения, печати, военное, финансов, полиции, государственных имуществ, министерство налогов, министерство остатков, контролирующее правильное поступление малиата, министерство таможен и почт, и министерство двора. При назначении министров главную роль играли связи и размер подношений садр-азаму и шаху [3, с. 156].

При решении важных дел главную роль играл шахский двор с многочисленными приближенными и родственниками шаха. До началаXX века сохранялась откупная система. Очень широко было распространено в государственном аппарате Ирана взяточничество. Взятки брали все, включая шаха, садр-азама и министров, размер взяток зависел от условий проблемы.

В административном отношении вся страна делилась на провинции и области. К началу XX века провинций насчитывалось четыре: Азербайджан, Хорасан, Фарс, Керман, а областей – свыше 30.

Провинции и области Ирана управлялись генерал-губернаторами и губернаторами, назначение которых происходило раз в год и зависело не от личных качеств кандидата, а от размера пишкеша садр-азаму и шаху. Обязанности генерал-губернатора и губернатора заключались в учинении суда и расправы по своему усмотрению и во взимании поземельного налога с крестьян и с городских ремесленников [3, с. 158]. Генерал-губернаторы и губернаторы провинций и областей являлись по существу почти независимыми феодальными правителями. Они смотрели на находившиеся под их властью области как на свои вотчины и на источник обогащения [8, с. 43]. Еще более независимыми от Тегерана правителями своих областей были ханы – вожди кашкайских, бахтиарских, курдских, арабских и других племен.

Военные силы Ирана состояли из регулярных войск (пехота, небольшая часть конницы и артиллерия) и иррегулярных отрядов конницы, состоящих из кочевых племен. Член правления русского Учетно-ссудного банка Персии Грубе в 1903 году сообщал из Тегерана о состоянии шахской армии: «Военное министерство ежегодно поглощает около двух миллионов туманов. Часть этих денег остается в кармане самого министра, другая часть идет в пользу военных мустофи и различных лиц и незначительная часть – на содержание самих сарбазов (солдат), живущих впроголодь, почему им и приходится наниматься в чернорабочие и зарабатывать хлеб личным трудом. Вследствие этого о военных качествах сарбазов и дисциплине между ними и не может быть и речи» [3, с. 157].

Находившиеся на службе сарбазы, кроме маршировки и репетиций шахского смотра, ничему не обучались, и заняты были, главным образом, добычей разными путями средств для своего пропитания, так как большую часть отпускаемых на содержание сарбазов денег и натурального довольствия забирали себе командиры частей. Некоторые шахские войска числились только на бумаге. Единственной дисциплинированной воинской частью была персидская казачья бригада.

Финансы страны находились в состоянии тяжелого кризиса. В начале XIX в. государственный бюджет имел ежегодный дефицит в сумме около 3 млн. туманов при общих доходах 7 – 8 млн. туманов. Главным источником государственных доходов был малиат (налог с земельных владений, скота, торговли, ремесла) и таможенные сборы. Взимание малиата проводилось местными властями и сопровождалось насилием и самоуправством. Генерал-губернаторы и губернаторы присваивали значительную часть собираемого с населения малиата. Дошедшие до казны государственные средства шли в основном на содержание шахского двора, правителей областей, шахских войск, на выплату огромного количества «пенсий», пожалованных шахом различным лицам, большинство которых обычно не выполняло никаких обязанностей. Эти «пенсии» составляли около 4 млн. туманов в год, или половину всех поступающих государственных доходов. Дефицит государственного бюджета покрывался в основном за счет иностранных займов, которые еще больше усиливали закабаление страны иностранным капиталом [8, с. 49].

Существующее положение страны грозило Ирану полной потерей национальной независимости и превращение его целиком в аграрную отсталую колонию империалистов. Это вызвало возмущение и недовольство широких слоев населения. Лишь только феодальная верхушка во главе с Каджарской династией, продавшая страну иностранным капиталам и продолжавшая спокойно грабить населения Ирана, была за сохранение существующих порядков.

Однако часть феодальных землевладельцев, крупная торговая буржуазия, стоявшие за сохранение существующего строя, были заинтересованы лишь в верхушечных реформах управления страной, тогда как национальная буржуазия, формирующийся рабочий класс и крестьянство были за более радикальные преобразования, духовенство же разделилось на два лагеря.

Еще одной причиной, приведшей к началу революции в Иране, являлась революция 1905-1907 годов в Российской Империи.
Религиозные предпосылки и причины
Весьма важное место в общественной и политической жизни Ирана занимало мусульманское шиитское духовенство. Высшему духовенству принадлежали вакуфные земли, тем самым превращая их в феодальных землевладельцев. Каждое грамотное лицо, знающее правила шариата, умеющее читать и писать по-арабски и толковать изречения Корана, может быть духовным лицом [3, с.159], но положение в обществе и воздействие на массы зависит от учености, красноречия, набожности и богатства. Духовенство освящало существующий строй, проповедуя, что весь общественный строй и порядки основаны на Коране, шариате и хасидах.

Из-за отсутствия в Иране гражданских законов – все судебные дела решались на основе шариата, в котором духовенство играло главную роль.

В целях укрепления своего влияния духовенство использовало обычай беста – право предоставлять лицам, преследуемым властями, неприкосновенное убежище в мечетях, гробницах, домах влиятельных муджтехидов. В руках духовенства сосредотачивался также контроль над всеми школами. Так как высшее духовенство пользовалось большим влиянием и вмешивалось в дела управления страной, между ним и правящей каджарской кликой существовали противоречия, которые к началу XX века обострились в связи с попытками Насер-эд-Дин-шаха несколько реформировать судебную систему – ограничить власть духовных судов и ввести некоторую европеизацию при дворе.

Положение низшего духовенства отличалось от положения высших духовных лиц. Низшее духовенство не пользовалось доходами от вакуфов. Доходы его от судопроизводства также были незначительными. Многие низшие духовные лица были вынуждены заниматься торговлей или ремеслом. По своему экономическому и социальному положению часть низшего духовенства стояло ближе к демократическим слоям общества, чем высшее и среднее духовенство.

В конце 1905 года духовенство в Тегеране и областях Ирана вело активную пропаганду против тогдашнего премьер-министра Айн од-Доуле и других представителей феодальной аристократии, находившихся у власти, которые обвинялись в злоупотреблениях и казнокрадстве.

Это свидетельствовало о весьма напряженной обстановке, создавшейся в Иране. Не хватало какого-нибудь толчка, чтобы стихийные народные выступления переросли в массовую борьбу против существующего строя.

Таким толчком и явилась русская революция 1905 года.

5. Характер, движущие силы, этапы буржуазной революции 1905-1911 гг в Иране.

Первый этап революции

В условиях резкого обострения внутренней политики и социальных противоречий, противо­речий между империализмом и растущим стремлением к укреплению национальной независимости Ира­на, а также при наличии тесных связей Ирана с Россией рус­ская революция 1905 года явилась толчком, вызвавшим антифео­дальную и антиимпериалистическую революцию 1905-1911 годов в Иране.

Революционная борьба русских рабочих и крестьян против царского деспотизма подняла дух иранских широких народных масс, угнетаемых феодальной кликой и империалистами, и придала им смелость и решительность [8, с. 68].

Непосредственным поводом для начала революционного движения в Иране явились события в Тегеране. 12 декабря по указанию садр-азама Айн од-Доуле ферраши губернатора схватили 17 купцов, среди которых был старик-сейид, и жестоко избили их палками по пяткам, якобы они нарушили предписания. Увидев в этом акте издевательство над верой (сеиды – потомки пророка) и торжество несправедливости, жители Тегерана вышли на улицы.

В знак протеста высшее духовенство, в том числе тегеранские муджтехиды сели в бест в мечети Шах-Абдул-Азим. Оттуда они обратились с воззванием к народу, выдвигая требования проведение реформ, предусматривавших участие народных представителей в управлении [5, с. 161]. Количество находившихся в бесте постепенно увеличивалось.

Бест в Шах-Абдул-Азим взбудоражил население Тегерана и других городов, участники которых требовали отставки реакционера Айн од-Доуле с по­ста первого министра, увольнения с занимаемых постов бель­гийца Науса и губернатора Тегерана Ала од-Доуле, создания «Адалятхане» - «Дома справедливости» - судебной палаты, для разбора жалоб населения на основе справедливых и равных для всех зако­нов.

Айн од-Доуле попытался с помощью войск подавить волнение, но к тому моменту недовольство охватило также и военные ряды. В связи со сложившейся ситуацией шахский двор пошел на уступки. Издается указ шаха с обещанием создания «Адалятхане». Ала од-Доуле был снят с поста.

12 января 1906 года духовенство и другие, сидевшие в бесте в Шах-Абдул-Азим, вернулись в Тегеран. Сторонники реформ праздновали победу, полагая, что сопротивление реакции сломлено. Но это был ловкий ход шахского правительства, чтобы добиться прекращения разраставшегося движения, подавить которое они оказались не в состоянии. Выполнять указ шаха о создании «Адалятхане» они и не думали. Начались репрессии.

Во многих районах страны имели место народные волнения, вызванные дороговизной хлеба и голодом 1906 года. Также широко было распространено антиимпериалистическое движение, которое в это время приняло форму бойкота английского Шаханшахского банка.

В ответ на репрессии летом 1906 года поднялась новая волна протестов: тегеранские горожане во главе с духовниками 30-тысячной процессией направились в священный город Кум (где похоронена дочь пророка Фатима), тогда как другие засели в бест на территории английской миссии. В ходе этого движения появляется требование о введении в Иране конституции (Приложение 1).

В страхе перед поднявшимся народным движением, во главе которого стояло духовенство, шах был вынужден дать отставку Айн од-Доуле, назначить вместо него первым министром Мошир од-Доуле и 5 августа 1906 года издать указ о введении конституции в Иране [5, с. 161].

В этом указе говорилось о том, что в целях проведения реформ, решено было в Тегеране созвать меджлис – законодательное собрание. Однако духовенство осталось недовольно, бест не был прекращен, и через два дня шах издает в дополнение к первому второй указ, в котором говорится, что депутаты меджлиса будут избираться народом, а порядок работы меджлиса будет определяться самими членами меджлиса [8, с. 80].

Только после этого бест прекратился. 19 августа в здании высшей военной школы было объявлено о торжественном провозглашении основания меджлиса.

9 сентября 1906 года шаху пришлось утвердить положение о выборах в меджлис, кото­рое предусматривало двухстепенные выборы по куриальной системе, высокий возрастной и имущественный ценз, лише­ние избирательных прав всех женщин, крестьян, рабочих, городской бедноты и большинства ремесленников и мелких тор­говцев.

7 октября в бриллиантовом зале Гулистанского дворца был открыт 1-й иранский меджлис. Главными вопросами, которыми занимался меджлис, являлись:

1) вопрос об установлении твердых цен на хлеб и мясо;
2) вопрос о новом иностранном займе;

3) вопрос об организации иранского национального банка;

4) вопрос об иностранных, таможенных и почтовых чиновников, в частности бельгийских, разбор поступавших в меджлис жалоб;

5) разборка основного закона – конституции.

30 декабря 1906 года умирающий Мозаф-фар-эд-Дин шах утверждает проект основного закона. Основной закон состоял из положения о правах и полномочиях меджлиса. По конституции, власть шаха ограничивалась меджлисом, который должен был утверждать все законы и бюджет страны, предоставление концессий, заключение иностранных займов, договоров и соглашений с ино­странными государствами. Законом предусматривалось также создание наряду с меджлисом верхней палаты - сената, кото­рый, однако, так и не был создан до 1949 года [9, с. 15].

8 января 1907 года умирает Мозаф-фар-эд-Дин и на шахский престол вступает Мохаммед-Али. С утверждением основного закона и с восшествием на престоле Мохаммеда-Али шаха окончился первый период деятельности первого меджлиса.

Новый шах, Мохаммед-Али, являлся ярым реакционером и противником конституции. В январе-феврале разворачивается конфликт между шахом и меджлисом. В стране растет антиимпериалистическое движение, направляемое как против иностранного капитала, так и против внутренней реакции. В борьбу вступали все более широкие демократические слои населения. Это нашло свое отражение в организации и деятельности энджуменов [8, с. 123].

Поведение духовенства во время январско-февральских событий 1907 года свидетельствовало о том, что в лагере сторонников конституционного движения намечался раскол. С одной стороны, усиливалась активность демократических слоев населения, с другой стороны, уже в январе 1907 года имели место первые выступления против энджуменов со стороны высшего духовенства, которое начало проявлять свое недовольство ростом революционного движения и стремление к компромиссу с шахом. Все это свидетельствовало о том, что борьба между лагерем революции и лагерем реакции вступила в новую фазу, отличающуюся от начального этапа революции как расстановкой классовых сил, так и позициями отдельных классов и слоев населения.
2.2 Второй этап революции

В 1907 году революция поднялась на более высокую ступень. Возросла активность демократических слоев населения — кре­стьян, рабочих, городской мелкой буржуазии, которые стали выступать со своими собственными требованиями. Рост и уг­лубление революционного движения стали пугать либеральный лагерь — высшее духовенство, либеральных помещиков и круп­ную буржуазию, которые стали обнаруживать тенденцию сбли­зиться с реакцией и сдержать развитие демократического дви­жения.
В стране усилилось движение протеста против произвола шахских властей. Поднималось массовое антиимпериалистическое движение, начинался бойкот иностранных товаров. На юге Ирана имели место столкновения с английскими консула­ми и представителями в Исфагане, Ширазе, Бушире, волнения на нефтеразработках [8, с. 130].

Сначала в северных, а затем и в центральных и южных районах Ирана стало подниматься антифеодальное движение крестьян, которые отказывались платить налоги и подати, вно­сить помещичью долю урожая, захватывали помещичий скот и хлеб, громили помещичьи усадьбы. В 1907 году в Маку, Талыше, Гиляне, Кучане, Сеистане и в районе Исфагана происхо­дили крестьянские восстания (Приложение 1).

Зарождалось движение рабочих. Были созданы первые рабочие организации: профсоюзы печатников, телеграфистов, трамвайщиков в Тегеране, союз ковровых и шалевых ткачей в Кермане. Происходили забастовки телеграфистов, типограф­ских рабочих, служащих различных министерств. Повсеместно в стране стихийно создавались разнообразные энджумены (общества, советы), которые хотя и были по со­ставу и характеру деятельности в основном буржуазными ор­ганизациями, но являлись важной формой сплочения демо­кратических слоев населения. Во многих городах энджумены устанавливали свой контроль над шахскими властями, осуще­ствляли судебные функции, устанавливали цены на хлеб, от­крывали школы, читальни.

В городах и районах Северного Ирана создавались тайные организации общества муджахидов, состоявшие из ремеслен­ников, мелких землевладельцев, а также рабочих и крестьян. Они были близки к социал-демократам и представляли собой самую левую революционно-демократическую организацию в стране. Программа муджахидов требовала введения всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, свободы сло­ва, обществ, личности и стачек, конфискации шахских земель, выкупа помещичьих земель и раздела их между крестьянами, введения восьмичасового рабочего дня. В обществе муджахи­дов преобладали мелкобуржуазные элементы, поэтому среди них были распространены сектантство, заговорщичество и ин­дивидуальный террор. Муджахиды создавали добровольческие вооруженные отряды федаев (революционной гвардии), сос­тоявшие из городской бедноты, крестьян, рабочих и мелкой
буржуазии. Бурно развилась в годы революции пресса. Всего в те годы в Иране выходило около 350 газет и журналов, из них толь­ко в Тегеране около 150 и в Тебризе около 50.

Катализатором для принятия Дополнений к Основному закону послужило убийство реакционного садр-азама Амин-эс-Султана менялой из отряда федаев во время волнений в Тегеране [8, с.163]. В итоге, после длительной борьбы между демократическими силами и реакцией 7 октября 1907 г. шах вынужден был подписать утвержденные меджлисом 3 октября дополнения к основному закону, явившиеся самой важной частью иранской конститу­ции. В дополнениях провозглашался принцип разделения за­конодательной, исполнительной и судебной власти. За шахом сохранялись весьма широкие права: свобода от ответственно­сти, верховное командование вооруженными силами, объявле­ние войны и заключение мира, назначение и отставка минист­ров. Государственной религией Ирана объявлялся ислам шиитского толка. Дополнения предоставляли духовенству большие привилегии: предусматривалось создание комиссии из пяти высших духовных лиц, которая могла решать вопрос, о соответ­ствии принимаемых меджлисом законов духу ислама, и без одобрения которой шах не мог утверждать законы. Вместе с тем в дополнениях провозглашались буржуазные принципы равенства граждан перед законом, неприкосновенность лично­сти и собственности, свобода слова, печати, обществ, если толь­ко они не противоречит основам ислама. Предусматривалось также создание светских судов наряду с духовными. Приня­тие дополнений к основному закону было важным рубежом в развитии революции.

Империалистические державы — Англия, царская Россия, Германия, - которые вели между собой борьбу в Иране за колониальную эксплуатацию этой страны, по существу были враждебны революционному движению в Иране. Англий­ские империалисты, особенно в начале иранской революции, прикрывали империалистические цели своей политики ан­тирусской пропагандой и лицемерной маской сочувствия иран­скому конституционному движению. В действительности же они были врагами свободы, демократии и независимости Ирана. Они грубо нарушали суверенитет Ирана и вмешивались в его дела, прибегая к интервенции уже в первые годы революции. Интервенция осуществлялась хитрыми способами. Англия вводила войска под предлогом защиты жизни и собственности иностранных граждан, а в частности англичан [11, с. 125].

Русский царизм также был оплотом реакционных сил и врагом иранской революции. Он поддерживал шахский двор. Но поражение, понесенное царизмом в войне с Японией, и рус­ская революция 1905 года ослабили царизм и не позволили ему уже в первые годы иранской революции применить вооружен­ную силу против революционного движения в Иране.

Экономическое и политическое проникновение империалистической Германии в Иран активизировалось во время иран­ской революции. Резко возрос ввоз немецких товаров в Иран. Германские империалисты организовали с 1906 года пароходные рейсы из Гамбурга в Персидский залив, добивались аренды порта в этом заливе, домогались получения различных концес­сий, в том числе концессии на основание банка, навязывали Ирану заем, открыли в Тегеране немецкую школу. Они вели демагогическую антианглийскую и антирусскую пропаганду, лицемерно утверждая, что Германия якобы является сторон­ницей национально-освободительного движения в Иране и за­интересована в укреплении независимости этой страны. Вме­сте с тем Германия подстрекала против Ирана турок, которые с конца 1905 года начали оккупировать своими войсками иран­ские районы, прилегающие к озеру Урмия.

Проникновение Германии в Иран и на Ближний Восток, иранская революция и национально-освободительное движение в Индии отодвинули англо-русские противоречия на задний план и привели к заключению 31 августа 1907 года англо-рус­ского соглашения о размежевании сфер влияния в Иране, Аф­ганистане и Тибете, которое завершило создание англо-франко-русской Антанты. После заключения этого соглашения англо-русское соперничество в Иране продолжалось в более скрытых формах. Англо-русское империалистическое соглашение, нару­шавшее суверенитет Ирана, было направлено также против иранской революции. После его подписания активизировалось вмешательство Англии и России во внутренние дела Ирана для подавления революционного движения. Подписание анг­ло-русского соглашения вызвало всеобщее возмущение в Ира­не. Иранское правительство заявило об отказе признать его, а меджлис принял решение, протестующее против раздела Ирана на сферы влияния.

22 декабря 1907 года шах Мохаммед-Али заключил соглашение с меджлисом, которое было скреплено клятвами на Коране. Шах поклялся, что он будет блюсти и хранить Основные законы и конституцию, а депутаты меджлиса – в том, что будут почитать и охранять права и привилегии справедливого падишаха в соответствии с Основным законом [2, с. 223].

Соглашение с меджлисом усилило позиции шаха. В то же время накал революционной борьбы несколько ослаб. 23 июня 1908 года он вводит в столице военное положение. Мечеть Сепахсалара с находящимися внутри федаями и муджахидами подверглась артиллерийскому обстрелу. 300 революционеров было убито. После чего многие конституционалисты были арестованы. На следующий день некоторые издатели левых газет были повешены, а меджлис и энджумены объявлялись временно разогнанными.

После этого центр революционной борьбы переместился в Тебриз, где началось народное восстание против шаха, воз­главленное представителями демократических слоев населения во главе с Саттар-ханом. Восставшие требовали восстановить кон­ституцию и созвать меджлис. Большую помощь тебризскому восстанию оказали русские, в особенности закавказские рево­люционеры, помогавшие тебризцам оружием и добровольче­скими отрядами.
Тебризское восстание отвлекло на себя силы реакции и явилось толчком для нового подъема революционного движе­ния в Иране [6, с. 19].

Сторонники конституции, к которым присоеди­нились бахтиарские ханы, рассчитывавшие использовать кон­ституционное движение в своих интересах, в январе 1909 года захватили власть в Исфагане. В феврале произошел револю­ционный переворот в Гиляне. В марте произошел за­хват власти сторонниками конституции в Бушире, Бендер-Аб-басе и других районах Ирана. Шахские власти были не в состоянии подавить растущее в стране движение и сломить сопротивление осажденных войска­ми шаха восставших тебризцев

К концу августа 1909 года в составе вооруженных отрядов добровольцев в Тебризе насчитывалось около 20 тыс. человек. Их знаменем был революционный красный флаг [4, с. 230].

В создавшихся условиях ан­глийские империалисты и царизм прибегли к интервенции. Ан­гличане высадили свои войска в Бушире, Бендер-Аб-басе и Лонге и подавили демократическое движение на юге Ирана, разогнав энджумены. Царские власти, действовавшие под предлогом защиты иностранных подданных и доставки продо­вольствия в осажденный Тебриз, в апреле 1909 года направили в Тебриз свои войска. Это положило конец тебризскому восста­нию и блокаде Тебриза. Шахские войска и отряды реакцион­ных ханов отошли от города. В то же время начались пресле­дования и аресты сначала закавказских, а затем иранских участников восстания. Тебризское восстание и широко развернувшееся под его влиянием движение сторонников конституции в других частях страны явились решающим ударом по реакционеру Мохаммед-Али шаху.

В результате наступления гилянских федаев и бахтиарских отрядов и взятия ими Тегерана в июле 1909 года Мохаммед-Али шах был низложен и шахом объявлен его мало­летний сын Ахмед. Было объявлено о восстановлении консти­туции и создано правительство из либеральных феодалов и бахтиар

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...