Проблемы реорганизации системы управления нефтяным бизнесом в условиях мирового экономического кризиса
Оглавление
Введение. 2 1. Проблемы реорганизации системы управления нефтяным бизнесом в условиях мирового экономического кризиса. 4 2. Принципы и практика вертикальной интеграции нефтяных компаний. 7 3. Организация внутренней структуры управления. 16 4. Стратегия крупных нефтяных компаний США в период кризиса. 25 Заключение. 27 Список литературы.. 29 Введение
Общемировой кризис в нефтегазовых отраслях углубляется полнейшим отсутствием гармонии интересов компании и федеральной власти, свидетельствующим о том, что единой государственной политики в отношении ТЭК просто не существует. Вместо продуманной, взвешенной стратегии развития и поддержки своих энергетических компании государство практикует дикую фискальную политику, ведущую к разорению и потере конкурентоспособности на мировых энергетических рынках. Повышение эффективности работы нефтяного комплекса, от чего зависит выход из кризиса и дальнейшее развитие экономики России и мира в целом, включает три группы главных задач финансирование отрасли, налогообложение, управление нефтяными компаниями. Изменение налогов в сторону их резкого снижения, - как минимум в 1,5-2 раза - для нефтяного комплекса требуется вне зависимости от того, будут ли мировые цены на нефть понижаться, или повышаться. Еще до понижения мировых цен на нефть налоги поглотали половину выручки российского нефтяного комплекса (в западных компаниях — до 30%). При этом отношение налогов к затратам в нефтяном комплексе России находится на иррациональном уровне 125%, тогда как за рубежом этот показатель не превышает 60—65%. Теория и практика налогообложения показывают, что высокий налог на добавленную стоимость — НДС — вводится в периоды «перегрева» экономик, когда необходимо замедлить темпы производства. У нас этот налог — налог с оборота — странным образом продолжают требовать и при сокращении производства в реальном секторе наполовину. Думается, в реальном секторе, и прежде всего в топливной промышленности. НДС следует отменить полностью. Срочно и полностью надо отменять сегодня и все виды акцизов. В кризисных условиях в топливной отрасли целесообразно применять налог с продаж или вмененный (априорный) налог с компаний. При таком подходе суммарный' сбор налогов увеличится и достигнет по мере оживления промышленного производства через несколько лет обычного для развитых стран отношения к ВВП (порядка 15-18%).
Если экономическая политика предыдущих лет признается ошибочной, то правомерно пересмотреть и реструктурировать задолженность предприятий. Во всяком случае, ту ее часть, которая возникла не по вине этих предприятий. Сегодня как никогда нужен государственный контроль за принимаемыми стратегическими решениями в компаниях. Позиция государства может быть только одна: в создании единой государственной технико-экономической политики в топливном комплексе на весь период стабилизации экономики России. Вопросы налогов и порядка финансирования отрасли могут быть удовлетворительно решены только в условиях такой единой политики. Опыт работы нефтяных компаний, особенно после смены собственников, показал, что их интересы могут не совпадать с интересами комплекса в целом, следовательно, с интересами развития российской экономики. Решения о сокращении бурения на новых месторождениях или месторождениях со сниженным дебитом может быть и выгодным с точки зрения сегодняшнего дня для руководства компании, но совершенно губительно для экономики страны в перспективе. Профессионал делает дело во благо общества, коммерсант делает «бабки» в своих интересах.
Продолжая тему государственного интереса, подчеркну, не может раздробленный на компании комплекс, в котором каждый хозяин тянет одеяло на себя и нельзя договориться о какой-либо единой политике, служить надежным фундаментом, а тем более «локомотивом» для экономики страны. Даная работа посвящена изучению опыта построения структуры управления нефтяными компаниями за рубежом. Проблемы реорганизации системы управления нефтяным бизнесом в условиях мирового экономического кризиса
В последние годы мировая нефтегазовая отрасль переживает не лучшие времена. Международным и российским нефтяным компаниям приходится решать целый ряд серьезных проблем, многие из которых находятся за пределами их влияния и детерминированы общей ситуацией в мировой экономике. Следует отметить, что совсем незадолго до кризиса в мировой нефтяной промышленности были намечены и началась реализация целого ряда крупных проектов разработки месторождений и увеличения добычи и переработки нефти и газа (Каспий, Сахалин, Северное море, Юго-Восточная Азия, Южная Африка), операторы успешно решали проблемы поиска инвестиций и начала производства, рассчитывая на оптимистические прогнозы роста потребления нефтепродуктов и ценовых котировок. По данным, Salomon Smith Barney, 15 крупнейших американских компаний в начале 1997 г. увеличили расходы на разведку и добычу на 7,6 %, а к концу года эти расходы возросли до 17,2 %. Масштабные инвестиционные программы в области разведки и добычи нефти и газа одобрялись в большинстве компаний, однако, сейчас многие из них выглядят несостоятельными. [[1]] Сегодня мировые нефтяные компании стоят перед жесткой необходимостью сокращения расходов на разведку и добычу нефти и газа, поскольку их руководителям становится все труднее объяснять своим акционерам причины для расширения производства в условиях падения цен и сокращения спроса на энергоносители. Например, американская Texaco открыто признала невозможность выполнения 5-летнего плана по увеличению добычи нефти на 8 % в год. Более того, в 1999 г. ожидаются масштабные увольнения, а капитальные вложения сократятся на одну пятую (до 3,6 млрд. долл.). [[2]]
Негативные тенденции, связанные с переполнением нефтяного рынка и снижением цен на нфть, в полной мере проявились в 1998 г., когда средняя мировая цена нефти с 19,09 долл./бар. (1 полугодие 1997 г.) снизилась до 12,44 долл./бар. Самого низкого уровня мировая цена на нефть достигла в июне 1998 г. – 11,5 долл./бар. Несмотря на то, что низкие цены на сырье несколько повысили доходы нефтепереработчиков и сбытовиков, падение доходов на стадиях разведки и добычи привело к ухудшению производственно-финансовых показателей ведущих нефтяных компаний США. [[3]] Нефтяные компании, стремясь выжить, ищут спасения на пути укрупнения и консолидации активов и операций, что в известной степени позволяет сглаживать колебания доходов. Слова «слияние» и «поглощение» прочно вошли в отраслевой лексикон. В последнее время еще несколько крупных нефтяных компаний из разных стран, не охваченных первой волной слияний, объявили о создании альянсов либо о покупке своих конкурентов. Например, британская нефтедобывающая компания Lasmo приобретает Monument Oil&Gas на основе общих интересов в Каспийском регионе, Северном море, Туркменистане, Северной Африке, Пакистане. Испанская нефтяная компания Repsoil собирается приобрести YPF (Аргентина) общей стоимостью 15,44 млрд.долл., на что уже получила согласие Совета директоров последней. В Норвегии нефтяная компания Norsk Hydro объявила о готовности приобрести конкурирующую нефтедобывающую компанию Saga за 2,2 млрд. долл.[4] Американские компании Chevron и Texaco обсуждают возможности создания альянса, который станет 4-й по величине нефтяной компанией в мире. Новый альянс будет уступать лишь большой тройке мирового нефтебизнеса: Exxon-Mobil, Shell и BP-Amoco-Arco. Стоимость каждой из этих компаний превышает 150 млрд. долл., а запасы – 20 млрд. барр. нефтяного эквивалента. В результате слияния Chevron и Texaco будет создана компания стоимостью 100 млрд. долл. с запасами около 10 млрд. бар. Наиболее вероятным вариантом объединения является покупка компании Texaco более крупной компанией Chevron за 42 млрд. долл. При таком варианте боссом объединенной компании, по мнению специалистов, станет нынешний глава Chevron Кен Дерр на несколько лет, оставшихся ему до пенсии, а затем бразды правления, скорее всего, получит Питер Бижур из Texaco, который младше на 5 лет. [[5]]
Кстати сказать, именно поглощение более крупной компанией меньшего конкурента имело место в случаях с Exxon, купившей компанию Mobil, и с British Petroleum при покупке ею Amoco и Arco. Chevron и Texaco не новички в деле создания альянсов и укрупнения своего бизнеса. Эти компании еще в 1936 г. создали на паритетных основах совместное предприятие Caltex, которое ныне является гигантом нефтепереработки в Азии и владеет активами в Африке и на Ближнем Востоке. Также можно вспомнить, как Chevron удвоила свои нефтегазовые ресурсы в 1984 г. после рекордного приобретения компании Gulf Oil за 13 млрд.долл. Texaco в 1983 г. пыталась поглотить компанию Getty Oil, но едва не стала банкротом, после того, как суд наложил на нее штраф в 10,5 млрд.долл. за нанесение ущерба сделке Getty-Pennzoil. Оправившись от проблемы банкротства Texaco сама столкнулась с попыткой захвата со стороны корпоративного спекулянта Карла Икана. В последнее время такие крупные компании как Mobil (после слияния с Exxon) и Unocal проявляют интерес к приобретению американской нефтяной компании Phillips (интересы в США, Северном море, Венесуэле, Мексиканском заливе, Казахстане, Китае, Африке, Австралии), которая в свою очередь получила 800 млн.долл. после слияния своих нефтеперерабатывающих и сбытовых активов с компанией Ultramar Diamond Shamrock (UDS). [[6]] Волны подобных масштабных реорганизаций деятельности американских нефтяных компаний в условиях мирового кризиса, также как и многие другие «пожарные» и долгосрочные меры призваны изменить в первую очередь структуру управления компаний, правильное построение которой является залогом успешного выживания. Представляется целесообразным рассмотреть два аспекта организации управления нефтяным бизнесом в США: [[7]] 1. Вертикальная интеграция нефтяных компаний 2. Организация внутренней структуры управления компанией
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|