Глава III . Взгляды А.И. Солженицына на историческое развитие
Чем руководствуется Солженицын, так излагая историю России? Какие взгляды сподвигают его на это? Кто он – монархист, славянофил, теократ? Отвечая на последний вопрос, Солженицын отрицает все. Так в статье «Чем грозит Америке плохое понимание России» Солженицын пишет: «Меня часто упрекали, что я – сторонник теократического государства, прямого управления государства религиозными лидерами. Это – ложь, ничего подобного никогда мною не сказано, не написано. Практическая государственная деятельность никак не из области религии. Но я считаю, что в государстве религия должна быть не только не гонима, а занимать достойное духовно-влиятельное место»[45]. Отвечая на вопрос в интервью с Витторио Страда: «Имеет ли для вас особое значение славянофильская традиция?» - говорит: «Она не имеет для меня ни особого, ни вообще сколько-нибудь сильного значения. Мне приписывают, ставят печать неославянофила, я таким ни в коем случае не являюсь, я не считаю себя носителем славянофильской традиции. Я огорчаюсь, что славянофилы преувеличивали значение особой миссии России и какого-то особого исконного превосходства в духовной сфере. Я этого не нахожу и не являюсь их продолжателем»[46]. Это отмечает и Бернштам М.С., который кстати и приводит то, что разделяет Александра Исаевича от славянофилов: «Солженицын немало удивил и либералов, и консерваторов, когда он признался на встрече с японскими журналистами и исследователями в сентябре 1982г., что никакой он не славянофил, никогда им не был, и никакого влияния славянофилов не испытывал.<…> Солженицын разделяет со славянофилами – их прославление русской сельской поземельно-передельной общины. Солженицын рассматривает общину как существенную форму зависимости крестьянина, не меньшую, чем крепостное право. Община означала экономическое господство государства, даже и не помещиков, не частных владельцев над крестьянами, - налогами облагалась сельское общество коллективно, а оттого логически обменялась крестьянская частная собственность на землю…»[47]. Так и англо-американский славист Ричард Темпест отмечает: «Хотя Солженицына нередко называют современным представителем славянофильства, А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков и Ю. Самарин не были его предвосхитителями в прямом смысле. Их романтическое мировосприятие, политический либерализм и влияние, которое оказала на них современная немецкая философия, отделяют их от Солженицына в гораздо большей степени, чем то, что их с ним объединяет – а именно, попытка нащупать будущие пути развития Россия в ее старинных исторических и культурных традициях. Ближе к Солженицыну стоят представители второго поколения русских мыслителей национально-ретроспективной ориентации. Это – Ф. Достоевский, К. Леонтьев и К. Победоносцев»[48].
Павел Спиваковский задает такой вопрос: «Можно ли Солженицына называть монархистом, как это делают некоторые?» - и тут на него отвечает: «В его оценке дореволюционной ситуации – отчасти да. Но это отнюдь не то подлинный догматический монархизм, который предполагает безоговорочное предпочтение этой формы правление любой другой. «Монархизм» Солженицына можно назвать ситуативным и в основе своей, как ни странно это звучит, - демократическим. Писатель предпочитает не мнимо идеальную абстракцию (демократию вообще, монархию вообще), но ту форму правления, которая является лучшей в данное время и в данном месте. Солженицын призывает не к поклонению идеализированным схемам, а к трезвой и непредвзятой оценке конкретной исторической ситуации. И если для дореволюционной России самой демократической формой правления, по Солженицыну, была монархия, то, говоря о нашем времени, писатель однозначно высказывается за демократию, категорически отрицая саму идею восстановления российской монархии (опять-таки на том основании, что в современном обществе этот строй не может быть подлинно демократичным). Такая по-своему очень последовательная и в то же время принципиально адогматическая точка зрения вызывала и вызывает раздражение среди представителей разных идеологических направлений. Так, с точки зрения догматиков-демократов, республиканское правление абсолютно всегда и во всех случаях лучше для любого государства в любую эпоху, а если эта форма власти оказывается для данной конкретной страны гибельной, тем хуже для этой «рабской» страны. Не меньшее недовольство высказывают и догматики-монархисты. По их мнению, Солженицын, резко отрицающий саму идею восстановления монархии в современной России, по сути, вообще не монархист (впрочем, последнее верно)»[49]. Это, наверное, самое точное определение приоритетной формы правления для Солженицына. О том, как Александр Исаевич относится к демократии пишет Грязневич Владимир Петрович (по образованию физик-теоретик, в настоящее время – публицист): «Принято считать Солженицына противником демократии. Дело, однако, обстоит, на мой взгляд, сложнее. Александр Исаевич четко отделяет идеалы демократии от демократических способов государственного устройства, то есть институтов демократии. Он весьма скептически относится к «воле народа», выявляемой всеобщим голосованием на выборах. <…> Кроме того, Александр Исаевич вообще не симпатизирует идее примата мнения большинства: «Меньшинство никак не менее важно для общества, чем большинства, а большинство может впасть в одном»[50]. Вообще «Солженицын хотел бы видеть государство и судебно-юридическую власть не только вторичным по отношению к свободе, но и вообще ненужными социальными изобретениями. Он принимает государство и закон как полезную необходимость, но не как основу существования»[51]. А Р.А. Медведев считает, что «идеальное русское государство, по Солженицыну, - это не демократическое, а авторитарное государство, в котором не должно быть никаких политических партий, ограниченных и своекорыстных. Всеобщие выборы и многопартийный парламент – это бедствие для народа. Страной должны управлять не партийные демагоги и не алчные паразиты, богачи-«грязнохваты», а мудрые и совестливые люди»[52].
Спиваковский также затрагивает проблему соотношения прошлого, настоящего и будущего по Солженицыну, проще говоря, обвинения писателю в его стремление повернуть время вспять: «Многочисленные идейные противники писателя неоднократно приписывали ему стремление повернуть время вспять, «вернуться» то ли в дореволюционную эпоху, то ли вообще в XVI век, однако Солженицын никогда не призывал ни к чему подобному. Наоборот, изучая и стремясь побудить к этому других, он предостерегает как легкомысленного забвения опыта прошлого, так и от антиисторических попыток реставраций какой-либо полюбившейся нам эпохи: «…ничто в России не может вернуться к дореволюционному бытию». Вместе с тем здоровое и естественное движение вперед невозможно, по Солженицыну, без опоры на лучшее в национальной традиции каждого народа, каждой страны. Иначе говоря, новое обязательно должно содержать в себе и преобразованные элементы старого»[53]. Об этом же говорит и сам Солженицын: «Меня обвиняли, что я предлагаю какой-то общий «путь назад» - надо совсем считать человека идиотом, чтобы приписывать ему движение против хода времени. Какой путь я действительно предлагаю – путь вверх»[54]. И ещё: «Возвращения в смысле попятности – вообще в истории не бывает. Тот царский строй, который был у нас в России, - он не может вернуться к нам мы слишком изменились»[55]. Хотя А.В. Дьяков сделал такой вывод: «Наилучшим выходом для своей родины писатель фактически считает возвращение к тем порядкам, которые существовали в России накануне первой мировой войны, да и то при условии, что они будут несколько скорректированы на основе опыта допетровской эпохи»[56]. Особую роль в государстве и сознании людей Солженицын отводит церкви и православию. Вот, что он говорит по этому поводу: «Изучение русской истории последних веков убеждает, что она потекла бы несравненно человечнее и взаимосогласнее, если бы церковь не отреклась от своей самостоятельности и народ слушал бы ее голос»[57]. В прошлой истории России христианство, по Солженицыну, было своего рода национальной религией, тесно связанная с государственной властью. А «с Петра – это было, собственно насилие власти над православием». «Однако не надо забывать, -призывает писатель, - что православие дало духовную основу для создания нашего государства – России, и поэтому исторически и гносеологически православие для нас не стоит в ряду всех религий, оно слишком много дало, слишком много вложило в нашу историю, в наш дух, и для нас оно никак не равноценно другим религиям»[58].
Уже отмечалось, что Солженицын считает Россия аграрной страной. Так он политику всех правителей страны в какой-мере характеризует по мере их отношения к крестьянству, земельному вопросу. Эту особенность исторических воззрений писателя отмечает Дьяков: «Крестьянство в его воззрениях рассматривается не столько как социально-экономическая категория, сколько как особый образ жизни и устоявшаяся система духовных ценностей. Противопоставление деревни городу, всяческое восхваление первой и полное неприятие второй – характерная черта мировоззрения писателя. Город – нахлебник, рассадник нарастающего бунта как антитеза благополучной и добропорядочной кормилицы – деревни, – вот какой представляется Россия Солженицыну в начале XX века»[59]. Вот какие взгляды и идеи Солженицына лежат в трактовке его концепции. Ими он руководствуется, описывая историю дореволюционной России, России советского периода и, когда писал свои «непосильные соображения» по поводу будущего страны. Заключение
После краха Советского Союза приходится восстанавливать историю России, искаженную большевистской концепцией, в результате чего появляются новые альтернативные трактовки истории. Одна из таких концепций принадлежит Александру Исаевичу Солженицыну. В данной работе разобрана историческая концепции Солженицына, главным образом рассмотрен трехсотлетний период русской истории до событий начала XX века: «по линии упущенных возможностей внутреннего развития и безжалостной растраты народных сил на ненужные России внешние цели: заботились о европейских “интересах” больше, чем о своём народе». Но далеко не все согласны с такой трактовкой истории, многие замечают в ней несогласия с исторической традицией, несоответствия, также дается критика источниковой базы Александра Исаевича. Важно было также рассмотреть, чем руководствовался писатель, какие взгляды на историческое развитие он имеет. Ничего определенного по этому поводу сказать невозможно. Сам Солженицын не говорит о них, лишь отрицает приписываемые ему обвинения. По данному аспекту спорить можно долго, так как зачастую существуют абсолютно полярные мнения о взглядах Александра Исаевича на историческое развитие. Но именно эти взгляды стали основой его истолкования истории и «непосильных соображений» по поводу ее будущего. Но с другой стороны не стоит видеть в Солженицыне историка, он, прежде всего писатель, великий писатель! Нельзя рассматривать его работы с научной точки зрения, он на это не претендует. Главная его задача показать ошибки прошлого, какими он их видит, дабы избежать их в будущем.
Краткая, но очень емкая характеристика Солженицына как автора исторической прозы дана Ю. Кублановским. Солженицына он относит к тому типу русских писателей, которые свой дар и свое писательство рассматривают как служение истине и России[60]. Интересно в его концепции то, что основой развитии страны он считает состояние национального сознания и духа, к этому аспекту можно также отнести церковь и православие, особую роль раскаяния в русском развитии. «Солженицын является искренне и глубоко верующим христианином. При рассмотрения вопроса о воздействии на исторический процесс материальных и духовных факторов Солженицын безоговорочно отдает предпочтение последним. Человеческое общество, заявляет он, это не временный плод социальных формаций, а сложный яркий, неповторимый и не людьми изобретенный организм».[61] Список использованной литературы и источников
I. Источники 1. Солженицын, А.И. Публицистика: в 3-х томах. – Т.1. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1995. – 720с. 2. Солженицын, А.И. Двести лет вместе(1795-1995). – Т.1. - М.: Русский путь, 2001.- 512с. 3. Солженицын А.И. Для восстановления прошлого России// Москва. – 1994. - №2. - с.134-136 II. Литература 1. Александр Солженицын: «Исторически и мировосприятно православие для нас на первом месте»// Москва. – 1995. - №9. - с.157-161. 2. Бернштам М.С. Проклятый вопрос о цене идей// Дружба народов. – 1992. - №4. - с.167-185. 3. Грязневич В.П. Пророк, чудак, интеллигент// Звезда. – 1996. - №4. - с.135-145. 4. Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына// Общественные науки и современность. – 1994. - №1. - стр. 65-76. 5. Лурье Я.С. Александр Солженицын – эволюция его исторических взглядов// Звезда. – 1994. - №6. - с.117-129. 6. Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история. – 2002. - №4. - с.100-115. 7. Спиваковский П. Феномен Солженицына// Литературное обозрение. – 1999. - №1. - с.14-15. 8. Темпест Р. В проблеме героического мировоззрения// Звезда. – 1996. - №4. - с.93-108. [1] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.616 [2] Солженицын А.И. Для восстановления прошлого России// Москва, 1994, №2, с.131-133 [3] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.616 [4] Там же, с.616-617 [5] Там же, с.617 [6] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с. 374-375 [7] Там же, с.618 [8] Там же, с.619 [9] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.619-620 [10] Там же, с.395 [11] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.621-623 [12] Там же, с.623-625 [13] Там же, с.624 [14] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.626 [15] Там же, с.630-632 [16] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.634-636 [17] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.151 [18] Там же с.638-639 [19] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.639-640 [20] Там же, с.640-644 [21] Солженицын А.И. Для восстановления прошлого России// Москва, 1994, №2, с.134-136 [22] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.645-648 [23] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.652-663 [24] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.663-664 [25] Там же, с.664-665 [26] Там же, с.395 [27] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.671-672 [28] Там же, с.345 [29] Там же, с.667-668 [30] Солженицын А.И. Двести лет вместе. М.: Русский путь, 2001 с.444 [31] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.673 [32] Там же, с.670 [33] Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история, 2002, №4, с. 106 [34] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.59-60 [35] Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история, 2002, №4, с.107-109 [36] Лурье Я.С. Александр Солженицын – эволюция его исторических взглядов// Звезда, 1994, №6, с.120 [37] Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история, 2002, №4, с.110 [38] Лурье Я.С. Александр Солженицын – эволюция его исторических взглядов// Звезда, 1994, №6, с.120 [39] Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история, 2002, №4, с.110
[40] Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына// Общественные науки и современность, 1994, №1, с. 65-76 [41] Бернштам М.С. Проклятый вопрос о цене идей// Дружба народов, 1992, №4, с.174 [42] Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история, 2002, №4, с.110 [43] Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына// Общественные науки и современность, 1994, №1, с. 65-76 [44] Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история, 2002, №4, с.108 [45] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.375 [46] Александр Солженицын: «Исторически и мировосприятно православие для нас на первом месте»// Москва, 1995, №9, с.158 [47] Бернштам М.С. Проклятый вопрос о цене идей// Дружба народов, 1992, №4, с.174 [48] Темпест Р. В проблеме героического мировоззрения// Звезда, 1996, №4, с.101 [49] Спиваковский П. Феномен Солженицына// Литературное обозрение, 1999, №1, с.14-15 [50] Грязневич В.П. Пророк, чудак, интеллигент// Звезда, 1996, №4, с.140-141 [51] Бернштам М.С. Проклятый вопрос о цене идей// Дружба народов, 1992, №4, с.173 [52] Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну// Отечественная история, 2002, №4, с.103 [53] Спиваковский П. Феномен Солженицына// Литературное обозрение, 1999, №1, с.14-15 [54] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.375 [55] Александр Солженицын: «Исторически и мировосприятно православие для нас на первом месте»// Москва, 1995, №9, с.160 [56] Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына// Общественные науки и современность, 1994, №1, с. 65-76 [57] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.135 [58] Александр Солженицын: «Исторически и мировосприятно православие для нас на первом месте»// Москва, 1995, №9, с.158 [59] Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына// Общественные науки и современность, 1994, №1, с. 65-76 [60] Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына// Общественные науки и современность, 1994, №1, стр. 66 [61] Там же
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|