Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ухудшение экономической ситуации в Украине во второй половине 80-х гг.




Политика «ускорения» в экономике и ее провал. В 1985 г. руководство, не до конца осознавая глубины кризиса, принимает стратегию «ускорения». Ее суть – на существующей материально-технической базе, при неизменных социально-экономических отношениях ускорить темпы экономического развития и таким образом выйти из кризиса. Предполагалось:

· До 2000 г. создать промышленный потенциал, равный уже созданному за 70 лет.

· Решить традиционные социальные проблемы – жилищную, продовольственную, обеспечения товарами широкого потребления.

· Техническое перевооружение машиностроения на основе последних достижений НТР, активизации «человеческого фактора».

Программа была утопической и свидетельствовала о непонимании руководством ситуации в стране. Четкий план ее воплощения так и не был выработан. Подходы к решению задач использовались старые.

Июнь 1985 г. – Всесоюзное совещание по вопросам научно-технического прогресса.

Август 1985 г. – постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о широком внедрении новых методов хозяйствования. Но «новые методы» ничего нового не содержали и вполне вписывались в рамки существующей командной системы.

Май 1986 г. – постановление ЦК КПСС о мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами. Преследовали тех, кто выращивал на приусадебных участках и продавал зелень, овощи, собственноручно изготовленные предметы, одежду и обувь, предоставляли различные услуги. Таким образом, притесняли тех, кого при наличии здравого смысла следовало всячески поддерживать.

«Ускорение» не могло быть успешным без радикальных изменений в системе производственных отношений, раскрепощении личной инициативы производителя, перестройки экономики на рыночных принципах. Но единственной мерой в этом направлении стал Закон о СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ноябрь 1986). В 1987 г. началось развитие кооперативов в сфере услуг, общественного питания, торговли. Но производственную сферу они почти не затронули.

В целях повышения качества выпускаемой продукции в 1987 г. ввели госприемку. Она выявила серьезные недостатки в выпускаемой продукции, но исправить их была не в состоянии.

В рамках «ускорения» не удалось исправить ни одного существенного недостатка советской экономики периода «застоя»:

· Изношенность основных фондов достигла 60%

· Курс на ускоренное развитие машиностроения провалился

· Сохранялось преобладание товаров группы «А» (средств производства)

· 80% производства не имело замкнутого цикла на территории республики

Таким образом, «ускорение» провалилось. Намечается отставание от запланированных темпов. В 1986 г. прирост национального дохода в СССР составил 2,3%, а в 1987 г. – 1,6%. Стала очевидной необходимость углубления экономических преобразований.

Попытки радикальной экономической реформы. Впервые вопрос о радикальной экономической реформе был поставлен на июльском (1987) пленуме ЦК КПСС. Предполагалось:

· разработать правовые и экономические основы для обеспечения сосуществования государственного и частного секторов экономики

· преобразовать часть предприятий в арендные, кооперативные, акционерные, частные, привлечь иностранный капитал

· централизованное управление заменить рыночными отношениями.

Но воплощение в жизнь этих замыслов грозило лишить бюрократию влияния на экономику. Не имея возможности отказаться от реформы, управленцы выхолащивали ее прогрессивное содержание. Их цель – успокоить народ видимостью реформы, но сохранить свою власть. Половинчатость и непоследовательность реформы лишили ее всякого смысла и только ухудшили ситуацию, поскольку дезорганизовали старую систему, не создав новой.

Ослабление контроля центра создавало условия для поиска более выгодных партнеров, производства более прибыльных товаров. В условиях отсутствия реального рынка это вело к разрушению экономических связей. Кооперативный сектор (700 тыс. человек, продукции на 5 млрд. руб.) не мог существенно повлиять на состояние дел в экономике.

Аналогично развивались процессы с/х. В 1986 г. – постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны». Никаких серьезных сдвигов в с/х это постановление не вызвало. Все свелось к созданию дополнительной бюрократической структуры – Госагропрома.

Но острота продовольственной проблемы порождала социальную напряженность и заставляла руководство искать выход из кризиса. В 1989 г. – решение о развитии в селе альтернативных форм хозяйствования – фермерских хозяйств, аренды, кооперативов. Существенных результатов этот шаг не дал из-за активного сопротивления колхозного руководства.

Жизненный уровень населения. Провалы в экономике негативно отразились на жизненном уровне населения. В результате реформ предприятия получили свободу в формировании фонда заработной платы, которая быстро росла. Результатом этого стало обесценивание денег, не обеспеченных товаром. Дефицит превратился в товарный голод. В 1988 г. разрыв между денежной и товарной массой вырос до 10 млрд. руб. С развитием «челночества» активно вывозятся товары из Украины, процветает «черный рынок». Центр боролся с инфляцией «оригинальными» методами: на 50-100% была повышена зарплата партаппарату и проведена «Павловская реформа» по извлечению из обращения купюр в 50 и 100 руб. Эти шаги еще больше подорвали авторитет партии.

Ухудшение экономической ситуации в 1989-1990 гг. Углубление кризиса проявилось в нарастании темпов инфляции, росте дефицита государственного бюджета. Рубль перестал выполнять свои функции, распространяется бартер. Предприятия направляли свою продукцию туда, где за нее могли заплатить, а не туда, где она была необходима для завершения технологического цикла.

Центр пытался затормозить этот процесс. Но указы Горбачева (сентябрь и декабрь1990 г.) на местах попросту игнорировали.

Все это в комплексе привело к логическому результату: в 1990 г. национальный доход Украины упал на 1,5% (в СССР – на 4%, в РФ – 5,5%). Экономические возможности советской системы были полностью исчерпаны. План потерял какое-либо значение. Союзные министерства, не зная путей выхода из кризиса, самоустранились от управления экономикой. Решение всех экономических проблем ложилось на руководство республик, которое не было готово к этому. Крах командной экономики привел к падению жизненного уровня населения и стал катализатором его общественной активности. Люди видели выход в расширении прав республики, ее самостоятельности в экономической сфере.

Причины провала экономических реформ:

· Отсутствие последовательной, адекватной, научно обоснованной стратегии развития.

· Непоследовательность в осуществлении реформ.

· Стремление объединить несовместимые экономические модели: административно-командную с полным огосударствлением собственности и рыночную с частной собственностью и инициативой.

· Некомпетентное руководство проведением реформ.

· Сопротивление консервативных сил.

· Засилье военно-помышленного комплекса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...