Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройте сущность методов обучения по характеру познавательной деятельности.




Студент: Гаммал Екатерина Евгеньевна

Группа: 3 ПОБД_НАЧ-К-З

ТЕМА 1

Задания, выделенные желтым, обязательны к выполнению.

Другие задания можно не выполнять.

Вопросы

Что называется методом обучения?

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. (Ю.К.Бабанский)

Какие классификации методов обучения вам известны?

Какой классификации вы предпочитаете придерживаться?

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов.

 

· В конце 1970-х – начале 1980-х г.г. была предложена иная классификация методов обучения (М.Н.Скаткин И.Я.Лернер):

o объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

o репродуктивный,

o проблемное изложение,

o частично-поисковый,

o исследовательский.

В основе классификации: характер познавательной деятельности учащихся. В преподавании «Окружающего мира» эта классификация, к сожалению, не получила должного распространения и внимания.

 

Я придерживаюсь данной классификации, мне она кажется наиболее оптимальной.

· Методы обучения в преподавании предмета «Окружающий мир»

(по З.А. Клепининой).

Метод обучения Источник знаний Деятельность учителя Деятельность учащихся
Словесный Слово (устное и письменное) Передает знания посредством слова Усваивают знания, слушая
Наглядный Наглядные средства обучения Передача знаний посредством показа, демонстрации объекта Усваивают знания, наблюдая
Практический Практические действия Инструктаж Деятельность (работа)

 

 

Раскройте сущность классификации методов обучения по источникам знаний.

Словесные методы обучения
рассказ беседа лекция Объяснение, инструктаж Дискуссия
Рассказ – это монологическое последовательное изложение нового учебного материала. Как правило, применяется при отсутствии опорных знаний у школьников. Рассказ должен иметь воспитывающий потенциал. Рассказ учителя должен быть хорошо иллюстрированным. должен быть эмоционально окрашенным, что невозможно осуществить без особого эмоционального отношения самого учителя к рассматриваемому вопросу (проблеме). Рассказ учителя может развивать воображение ребенка, способствовать развитию творческого мышления. Беседа – это способ получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Беседа предполагает, что у учащихся уже имеются опорные знания, они владеют способами действий по изучаемой теме. Применение беседы на уроках способствует формированию УУД. Беседы различаются по дидактическим целям, а также по характеру познавательной деятельности. Виды беседы по дидактической цели: Вводная, изучение нового материала, итоговая. По характеру познавательной деятельности выделяют беседу катехизическую и эвристическую.   Лекция — наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна -две ведущие идеи или проблемы.   Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью. Объяснение. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства. Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ.   Дискуссия– это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Дискуссия крайне редко применяется на уроках по предмету «Окружающий мир», т.к. младшие школьники, как правило, ни организационно, ни содержательно не готовы к ней.

 

 

Наглядный метод обучения

Наглядный метод обучения предполагает, что источником знаний является информация, «заключенная» в средствах обучения.

Функция наглядного метода – создание образа предмета, объекта или явления, что служит основой для формирования представлений и понятий.

Использование средств наглядности помогает развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Современные средства обучения создают возможность увидеть, услышать явления природы именно в таком виде, как они происходят в природе.

Практические методы обучения

Источник знаний - практическая деятельность учащихся.

К практическим методам обучения относят наблюдения, практические работы, моделирование и лабораторные работы (Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян).[1]

Практический метод обучения может реализовываться в практике школы весьма разнообразно. При использовании практического метода младший школьник выполняет роль исследователя окружающего мира. Поэтому применение практического метода как отражение личностно-ориентированного и деятельностного подходов - актуальная задача начальной школы.

Практические методы обучения классифицируются

По организационным формам

(фронтальные, групповые, парные, индивидуальные),

по характеру познавательной деятельности, «заложенной» в них,

По дидактическим целям.

 

Наблюдение Целенаправленное восприятие предметов и явлений (природы, социума), в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения. Результаты наблюдений являются основой для формирования понятий, умений и навыков, выявления причинно- следственных связей. Они вносят большой вклад не только в формирование исследовательских умений школьников, но и универсальных учебных действий.
Опыт Искусственно воспроизводит явления или процессы, которые нельзя наблюдать в естественных условиях. Например, ученикам недоступен для наблюдения и восприятия в естественных условиях круговорот воды в природе. Опыт позволяет показать «путешествие капельки воды». При изучении почвы только опытным путем можно узнать ее состав и свойства. Практическая деятельность учителя / учащегося в опыте является источником знаний.
Моделирова-ние Система действий по построению, преобразованию, использованию модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы.
Практичес-кие работы Можно классифицировать по: по источникам знаний, по форме организации, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели, месту проведения. 1. Практические работы могут предполагать работу с различными средствами обучения. Учитель организует деятельность школьников с различными коллекциями, гербарным материалом, приборами и моделями (вт.ч. планом и картой) 2. Различные формы организации (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные) работы вносят разнообразие в уроки, делают их более интересными. 3. Характер познавательной деятельности школьников также может быть различным при проведении практических работ. Они могут быть репродуктивного характера, когда учащиеся работают по образцу, используя, как правило, типовой план работы, инструкцию. 4. Практические работы могут проводиться с различными дидактическими целями (формирование знаний, умений и пр.) 5. Практические работы могут проводиться в классе или во внеурочное время, в начале или в конце урока (с целью закрепления материал), а также их проведению может быть посвящен урок полностью.

 

 

Раскройте сущность методов обучения по характеру познавательной деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Метод предполагает предоставление информации учащимся в готовом виде: в форме рассказа, объяснения, беседы. Усвоение информации осуществляется посредством слушания. Познавательная деятельность школьников минимальна.

Однако учитель не только объясняет новый материал, раскрывая содержание изучаемого материала, но и иллюстрирует его. Для этого привлекается богатый арсенал средств обучения, как традиционных, так и инновационных.

Использование этого метода позволяет сформировать «багаж» знаний, который будет служить основой для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Объяснительно- иллюстративный метод играет большую роль в процессе формирования представлений и понятий. Объяснения учителя показывают логику изложения материала, его научную структуру.

 

Репродуктивный метод

Предполагает такую организацию деятельности учащихся, когда они действуют по образцу, применяя ранее полученные знания и умения в знакомой учебной ситуации.

Назначение научить школьников применять знания и умения в знакомой ситуации.

Признак этого метода воспроизведение и повторение способа деятельности. Этот метод целесообразно применять для повторения, закрепления и контроля знаний.

 

Проблемное изложение

Назначение – показать учащимся образец доказательного решения проблемы, раскрыть путь научного познания. Реализация проблемного изложения как метода происходит следующим образом. Учитель формулирует проблему и сам ее решает, демонстрируя при этом путь решения проблемы. Таким образом, демонстрируется путь научного познания, научного рассуждения. Однако познавательная деятельность учащихся заключается в том, что они следят за логикой рассуждения, усваивая этапы решения проблем

 

Частично-поисковый метод

Назначение – постепенное приобщение школьников к творческой деятельности. Это достигается с помощью использования проблемных или творческих заданий, способ решения которых учащимся заранее неизвестен. При применении частично-поискового метода учитель сообщает ученикам задание. После этого он расчленяет задание на несколько задач или вопросов. Это позволяет направить познавательную деятельность в нужном направлении для выполнения задания в целом. Деятельность учащихся состоит в том, что они осмысливают задание в целом и последовательно решают все задачи.

 

Исследовательский метод

Назначение - приобщение школьников к исследовательской деятельности. В отличие от частично-поискового метода, школьник решают проблему (задачу) полностью, исследуя все ее аспекты. Выполнение таких заданий предполагает исследование, нахождение новых знаний, новых путей поисков их решений. Этот метод помогает учащимся овладеть методами научного исследования. Деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Функция учителя заключается в конструировании и предъявлении школьникам проблемных заданий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...