Раскройте сущность методов обучения по характеру познавательной деятельности.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Студент: Гаммал Екатерина Евгеньевна Группа: 3 ПОБД_НАЧ-К-З ТЕМА 1 Задания, выделенные желтым, обязательны к выполнению. Другие задания можно не выполнять. Вопросы Что называется методом обучения? Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. (Ю.К.Бабанский) Какие классификации методов обучения вам известны? Какой классификации вы предпочитаете придерживаться? Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов.
· В конце 1970-х – начале 1980-х г.г. была предложена иная классификация методов обучения (М.Н.Скаткин И.Я.Лернер): o объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), o репродуктивный, o проблемное изложение, o частично-поисковый, o исследовательский. В основе классификации: характер познавательной деятельности учащихся. В преподавании «Окружающего мира» эта классификация, к сожалению, не получила должного распространения и внимания.
Я придерживаюсь данной классификации, мне она кажется наиболее оптимальной. · Методы обучения в преподавании предмета «Окружающий мир» (по З.А. Клепининой).
Раскройте сущность классификации методов обучения по источникам знаний.
Наглядный метод обучения Наглядный метод обучения предполагает, что источником знаний является информация, «заключенная» в средствах обучения. Функция наглядного метода – создание образа предмета, объекта или явления, что служит основой для формирования представлений и понятий. Использование средств наглядности помогает развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Современные средства обучения создают возможность увидеть, услышать явления природы именно в таком виде, как они происходят в природе. Практические методы обучения Источник знаний - практическая деятельность учащихся. К практическим методам обучения относят наблюдения, практические работы, моделирование и лабораторные работы (Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян).[1] Практический метод обучения может реализовываться в практике школы весьма разнообразно. При использовании практического метода младший школьник выполняет роль исследователя окружающего мира. Поэтому применение практического метода как отражение личностно-ориентированного и деятельностного подходов - актуальная задача начальной школы. Практические методы обучения классифицируются По организационным формам (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные), по характеру познавательной деятельности, «заложенной» в них, По дидактическим целям.
Раскройте сущность методов обучения по характеру познавательной деятельности. Объяснительно-иллюстративный метод. Метод предполагает предоставление информации учащимся в готовом виде: в форме рассказа, объяснения, беседы. Усвоение информации осуществляется посредством слушания. Познавательная деятельность школьников минимальна.
Однако учитель не только объясняет новый материал, раскрывая содержание изучаемого материала, но и иллюстрирует его. Для этого привлекается богатый арсенал средств обучения, как традиционных, так и инновационных. Использование этого метода позволяет сформировать «багаж» знаний, который будет служить основой для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Объяснительно- иллюстративный метод играет большую роль в процессе формирования представлений и понятий. Объяснения учителя показывают логику изложения материала, его научную структуру.
Репродуктивный метод Предполагает такую организацию деятельности учащихся, когда они действуют по образцу, применяя ранее полученные знания и умения в знакомой учебной ситуации. Назначение – научить школьников применять знания и умения в знакомой ситуации. Признак этого метода – воспроизведение и повторение способа деятельности. Этот метод целесообразно применять для повторения, закрепления и контроля знаний.
Проблемное изложение Назначение – показать учащимся образец доказательного решения проблемы, раскрыть путь научного познания. Реализация проблемного изложения как метода происходит следующим образом. Учитель формулирует проблему и сам ее решает, демонстрируя при этом путь решения проблемы. Таким образом, демонстрируется путь научного познания, научного рассуждения. Однако познавательная деятельность учащихся заключается в том, что они следят за логикой рассуждения, усваивая этапы решения проблем
Частично-поисковый метод Назначение – постепенное приобщение школьников к творческой деятельности. Это достигается с помощью использования проблемных или творческих заданий, способ решения которых учащимся заранее неизвестен. При применении частично-поискового метода учитель сообщает ученикам задание. После этого он расчленяет задание на несколько задач или вопросов. Это позволяет направить познавательную деятельность в нужном направлении для выполнения задания в целом. Деятельность учащихся состоит в том, что они осмысливают задание в целом и последовательно решают все задачи.
Исследовательский метод Назначение - приобщение школьников к исследовательской деятельности. В отличие от частично-поискового метода, школьник решают проблему (задачу) полностью, исследуя все ее аспекты. Выполнение таких заданий предполагает исследование, нахождение новых знаний, новых путей поисков их решений. Этот метод помогает учащимся овладеть методами научного исследования. Деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Функция учителя заключается в конструировании и предъявлении школьникам проблемных заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|