1 Упражнение описано М. А. Чеховым: Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство, 1995. Т. 2. С. 189, 190.
25. 11. 93 Пробую помочь студентам попасть в атмосферу. Даю сложную физическую нагрузку до изнеможения. После этого лежат на полу и учащенно дышат. Добиваемся не только расслабления тела, но и освобождения сознания. Прошу представить на внутреннем экране голубое небо без единого облачка, если мысль — облако — возникает, то нужно проследить, как оно уплывает с экрана. Безмыслие. Постепенно как будто черная туча наползает и закрывает собой все небо — экран, ничего не видно. Только отсвет чего-то в глубине. Что это? А! Оказывается мы в подвале, и там, за углом горит мутная лампочка, почти ничего не освещающая. Пойдем к ней. Спускайтесь осторожнее, здесь ступеньки; По отзывам студентов, после выполнения им удалось попасть в подвал почти до галлюцинаций, услышать затхлые запахи, ощутить сырость, у И. от страха вспотели ладони. А самое главное, что у всех появилась цель — зачем они здесь. 02. 03. 94 План. Читать незнакомый текст и одновременно в уме определить, какой по счету будет в алфавите буква «К» (концентрация вн-имания — два сильных объекта мышления). Идти по кругу босиком и по команде ведущего «менять» почву под ногами: горячий песок, битое стекло, вода, снег (переключение сенсорно-моторного внимания). Выбрать «почву», где лучше всего помнятся ощущения, например вода, идти по воде долго, должны возникнуть обстоятельства, цель, действие. Память на пластический рисунок (парами). Ведущий любым способом задает пластический рисунок (танец, физические действия), ведомый повторяет, точность выполнения в повторении не только физического движения, но и в «обезьяничаньи» настроения, самочувствия, атмосферы, то есть обстоятельств, в которых находится ведущий.
Было. Первое упражнение превратилось в веселую игру — «кто больше текста прочтет и запомнит, пока досчитает до заданной буквы». Значит, упражнение не годится, оно не трудное, а, следовательно, не тренирует концентрации внимания. Переключение из одной «почвы» под ногами в другую мы делаем часто и давно, но обстоятельства стали возникать от одного только заданного физического совсем недавно. Раньше выбирали для себя «трудную» «почву», например, битое стекло. Мне кажется, это от того, что там легче наиграть, показать, как «мне трудно идти, как я порезал ступню — вот и действие». Сейчас действительно выбирают то, что сегодня вспомнилось лучше всего (зимой — снег). Пластический рисунок повторить легко, а уловить настроение ведущего, атмосферу события, его мысли, чувства — гораздо труднее. О. повторяла за С. и расплакалась, хотя ведущий не плакал. Оказывается, он едва сдерживался, а О. удержаться от слез не удалось. Это маленькая победа, ради которой стоит делать упражнение. Кстати, О. точно не знала, от чего она заплакала. Она говорит: «От какого-то ощущения горя». 03. 03. 94 По кругу: бежать, скакать на одной ноге, идти на корточках вперед и назад, прыжками вверх на двух ногах. Все это делать, читая вслух любые стихи. У некоторых при выполнении возникли обстоятельства: прыгаю от радости, иду на корточках и читаю стихи, потому что хочу привлечь к себе внимание и т. д. Выбрасывать строчки стихотворения из тела. Они сопротивляются. Гневно изгнать их. Топать ногами, трясти головой, вытряхивать их из рук, из ног, из плеч. Две половинки тела (граница — позвоночник) живут отдельной самостоятельной жизнью. Например, X. придумал, что одна половина — старик, другая — молодой, К. — одна половинка тела «зовет», другая — «сопротивляется», одна — любит, ласкает, другая — дерется, отталкивает.
26. 04. 94 Опускается потолок, удержать его, сколько удастся. Поднимается балка над головой, уцепиться за нее и не дать подняться (сильное напряжение во всех мышечных группах). Лежим на полу. Дыхание «сат—нам». Вдох — произносим «сат» почти без звука, выдох — «нам». С каждым вдохом втягиваем солнечный свет, с выдохом — выбрасываем черноту из тела. Наполниться солнечным светом. Вам снится сон: вы превращаетесь в тигра, ваше «Я», с вашими мыслями, чувствами, обстоятельствами в данный момент превращается в тигра. Жить в этом сне. Очень острое упражнение. 28. 04. 94 «Я» — Буратино, все тело напряжено, оно «деревянное». Вытряхнуть напряжение из тела, начиная с рук, затем плеч, головы, ног со словами — «руки-руки... », «плечи-плечи... » и т. д. Ощутить легкость в теле. Нет костей. Тело— пушинка на ветру. Летать. Переключение дыхания: дышу, сдвигая шкаф; дышу под ледяным душем; в сауне. Побыть в сауне. 29. 04. 94 Лечь в круг, широко расставив ноги, соединить свои стопы со стопами партнеров, а кисти рук с кистями соседей по кругу. Это энергетический круг. Дышать в едином быстром ритме, с выдохом на «ж-ж». Наполнить позвоночник светом и теплом. Быстро вскочить, идти по кругу. Пробовать «центр тяжести» в разных частях тела: в плече, в макушке, в копчике, перед грудью. Что меняется? Их общий ответ: каждый раз получается новый человек. 30. 04. 94 Найти психологический жест' (ПЖ) к фразам: «Прийти к заключению», «Порвать отношения», «Ухватить идею». Найти ПЖ звукам — «А», «О», «У», «Ц». Найти ПЖ монолога (монологи из своих ролей). Найти ПЖ начала монолога, середины, финала. Прочесть монолог без слов при помощи ПЖ. * * * Как видно из этих записей, тренинг на том курсе стал делом систематическим и обязательным. Хотя я еще не требовала у студентов осмысления, записей и анализа упражнений. Однако, как выяснилось потом, многое они запомнили и применяют в своих разминках перед спектаклями или в работе над ролью. Но многое и забылось, осталось, может быть только в памяти организма, но этого мало. Потому что они не смогут сознательно и профессионально обрести форму, если вдруг возникнет перерыв в актерской работе, и организм тоже забудет натренированные в процессе обучения навыки. Осмысление требуется для будущей самостоятельной работы над собой. Дневники тренинга, придуманные в процессе обучения следующего набора студентов, помогут не забывать ничего из вплетенного в сознание в студенческие годы.
Главная задача тренинга 4-го курса заключается в создании индивидуальных программ тренинга для каждого. После окончания 1 Упражнение описано М. А. Чеховым: Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство, 1995. Т. 2. С. 189, 190. института бывшие студенты должны сами выбирать для себя необходимые упражнения и разминки перед спектаклем. Индивидуальная программа должна включать пластическую, психическую — энергетическую и речевую разминку, а также упражнения для настройки воображения на роль в спектакле, перед которым она делается. Вообще говоря, в идеале тренинг с самого начала должен быть по большей части индивидуальным. Программными в организации тренинга для меня являются слова Е. Гротовского: «Чтобы раскрыть индивидуальность, нужно отучать, а не заучивать». Нужно отучать тело и механизмы восприятия-реактивности от стереотипов, накопленных в течение жизни и составляющих «броню» характера (привычки, манеры, очаги хронических мышечных напряжений, личностные установки). Нужно освободить душу, снять с нее обручи воспитания, воздействий среды. Эти обручи — психологическая защита, а мышечные напряжения — ее выражение в физической форме. Наши сенсорно-моторные системы реагируют на ежедневные стрессы с помощью специальных мышечных рефлексов, которые вызывают сокращение мышц. Мы не можем их расслабить по собственному хотению, так как не осознаем их и постепенно забываем себя без этих хронических мышечных закрепощений. Такая потеря двигательной и чувствительной памяти (сенсорно-моторная амнезия) не зависит от возраста, она может возникнуть даже в детстве. Это реакция адаптации нервной системы к обстоятельствам жизни. Избавиться от «брони» можно как раз тем способом, на который указывает Гротовский, используя свойства сенсорно-моторной системы человека: в тренинге обрести способность разучиться тому, чему вы научились раньше, и способность вспомнить себя забытого. Это ведет к открытию всех каналов восприятия, ощущений. В общем-то, именно этим мы и занимаемся, несмотря на отсутствие индивидуального времени для тренинга, занимаемся в группе, что иногда менее продуктивно, особенно на первом этапе.
Первый этап тренинга называется «Актерская терапия», а мог бы иметь подзаголовок «Терапия бытового паралича». Речь, конечно, идет не о медицинском диагнозе, как вы поняли. Это метафорическое представление о всех тех обручах, которые сковывают человека, не давая ему полноценно функционировать в любой области, не давая ему быть здоровым физически и психологически. Это идея свободы тела и духа имеет отношение к любому обучению и является непременным услови- ем, но особенно важна для обучения актеров. Именно поэтому мы начали разговор об актерском тренинге с этого, и этим же заканчиваем его. Свобода, которой нужно научить себя — есть главное и единственное условие творчества, главный, и единственный способ обретения актерского творческого самочувствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|