Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация судов лесосплавного флота




Лесосплавный флот: понятие, виды работ и классификация судов

 


План

 

1. Виды работ флота

. Классификация судов лесосплавного флота

. Требования, предъявляемые к судам лесосплавного флота

Литература

 


Виды работ флота

 

Флот на лесосплаве участвует в выполнении как непосредственно транспортных операций, так и в осуществлении комплексной механизации основных и вспомогательных работ. При этом большинство разнообразных механизмов монтируется на судах или специальных плавучих основаниях - понтонах.

Лесосплавные работы проводятся на реках, озерах, водохранилищах и даже на морях.

Судам лесосплавного флота приходится работать в различных природных и производственных условиях.

Для проведения лесосплава и организации работ флота иногда имеются вполне благоприятные глубина, ширина русел и скорость течения. Однако часто эти путевые условия неблагоприятны.

При проведении сплавных работ на акваториях с недостаточными скоростями течения требуется искусственная тяга, а при наличии больших скоростей течения появляется необходимость в торможении лесотранспортных единиц.

Эта работа особенно необходима в конечных пунктах сплава, при постановке сплоточных единиц или плотов к причалам.

При извилистости фарватера, в целях предупреждения посадки на мель плотов, возникает необходимость в тяговых и тормозных плавучих средствах для управления плотами и удержания их на фарватере.

При засоренности сплавного хода и проведении его углубления или расширения наиболее эффективными снарядами являются те, которые установлены на плавучих основаниях, т.е. снаряды, монтируемые на судах.

Из сказанного видно, что путевые и гидрологические особенности сплавных путей и акваторий часто требуют применения самоходных и несамоходных судов как тяговых средств или плавучих оснований для размещения на них различного оборудования.

Огромная потребность в тяговых и транспортных средствах обуславливается и чисто производственными требованиями проведения сплавных работ. Часто появляется необходимость производить транспортировку лесных материалов к месту их переработки или потребления; осуществлять установку и демонтаж лесонаправляющих и лесозадерживающих сооружений; производить перевозку рабочих, такелажа, продовольствия, горючего и смазочных веществ, строительных материалов и ряда других грузов. Во всех этих случаях сплавному предприятию надлежит иметь не одно, а несколько тяговых, транспортных и других видов судов.

Совокупность самоходных и несамоходных судов, участвующих в выполнении технологических процессов производства сплавных предприятий, называется лесосплавным флотом.

 

Классификация судов лесосплавного флота

судно лесосплавный флот буксирный

Классификационными признаками судна являются:

- способ передвижения;

- назначение;

- род материала корпуса судна;

- район плавания.

По способу передвижения суда делятся на самоходные и несамоходные. Самоходные суда по роду движителя подразделяются на винтовые и водометные.

По назначению различают суда: транспортные, технические, служебно-разъездные, вспомогательные.

К транспортным судам относятся суда, предназначенные для перевозки леса и других грузов на буксире или в корпусе судна. По характеру выполняемых работ транспортные суда подразделяются на буксирные, варповальные, рейдовые и грузовые.

Буксирные суда, или буксировщики, производят буксировку плотов, судов и кошелей. Для этого на судах имеются буксирные устройства (гаки), а в их корпусе размещены мощные силовые установки, позволяющие движителям развивать большой упор и силу тяги на чаке, обеспечивая скорость передвижения порожнем до 15-18 км/ч. В связи с возможностью значительного удаления от своих баз эти суда оборудованы жилыми помещениями для членов команд, а также бункерами и емкостями для необходимых запасов топлива.

Варповальные суда или варповальные лодки предназначены для транспортировки кошелей методом варпования, для чего они снабжены, кроме движителя, специальными лебедками, называемыми варповальными, которые приводятся в движение от главного судового двигателя. Тяговое усилие этих лебедок 30-50 кН, а тросоемкость барабанов достигает 500 м. Обычные скорости навивания тросов на барабан лебедки в пределах 0,25- 0,50 м/сек, а скорость хода порожнем до 12-15 км/ч.

Рейдовые суда предназначены для выполнения различных транспортных работ на сплоточно-формировочных или переформировочных рейдах и вынуждены работать в условиях стесненных акваторий, в силу чего имеют малые габариты корпусов, но часто мощные силовые установки, так как эти суда работают в непосредственной близости от своих баз, они имеют очень ограниченные жилые и служебные помещения, за счет чего иногда оснащены специальным оборудованием (лебедками, упорами, бульдозерами, кранами).

Грузовые суда предназначены для перевозки различных грузов. Они бывают самоходными или несамоходными, имеют специальные трюмы или палубы для грузов и иногда оснащаются механизмами для производства погрузочно-разгрузочных работ. В зависимости от рода перевозимого груза эти суда называются сухогрузными (при перевозке штучного и насыпного груза) и наливными (при перевозке жидких грузов). В последнем случае в трюмах судов устанавливаются специальные емкости - цистерны или баки, устраиваются также непроницаемые отсеки в корпусе судна.

К техническим судам относятся суда, оснащенные специальными механизмами, позволяющими успешно применять их для механизации целого ряда трудоемких работ (сплав, мелиорация) и подразделяются на сплавные и мелиоративные.

К сплавным техническим судам относятся:

- патрульные суда для патрулирования рек или их участков при проведении лесосплава; эти суда обладают большой проходимостью из-за малых габаритов в плане и малой осадки; обладают большой маневренностью, так как имеют водометные движители; имеют мощные лебедки с тяговыми усилиями 30-50 кН; могут устанавливаться в русле без якорей, так как имеют для этого специальные упоры; могут быть как буксировщиками, так и толкачами, так как имеют буксирный гак в корме, а в носовой части специальные подъемные вертикальные щиты - бульдозеры. Скорость хода таких судов до 14-17 км/ч;

- тормозные механизированные понтоны для управления плотами при их буксировке; эти суда имеют специальные кран - балки, тормозной и остановочный такелаж (цепи- волокуши, лоты и якоря), агрегатные силовые установки для подъема и отпускания такелажа, специальные швартовные устройства;

- такелажницы - суда для перевозки небольшого количества такелажа, нужного для сплотки леса, формировки и оснащения плотов; являясь раздаточными плавучими складами, они оборудуются грузоподъемными механизмами - погрузочными стрелами, талями, полиспастами, блоками, кран-балками или кранами с индивидуальными приводами от двигателей внутреннего сгорания или от электродвигателя, а также специальными тросонавивными установками; строятся как самоходными, так и несамоходными;

- плавучие основания сплоточных механизмов, погрузочных и выгрузочных транспортеров, элеваторов, перегружателей и кранов, механизмов для разборки заторов и пыжей, для подъема судов, станков по утяжке различных плотов и для размещения других сплавных механизмов (разделочных, лесообрабатывающих, пакетирующих и т.д.)

К мелиоративным судам относятся:

- землеройные и землесосные снаряды и установки, смонтированные на судах различной конструкции, оснащенные различными захватными, засасывающими и рыхлительными механизмами;

- грузоподъемные снаряды для извлечения из русел рек карчей и камней; - карчеподъемницы и камнеподъемницы; для подъема топляков - топлякоподъемные агрегаты, снабженные специальными захватными приспособлениями, тяговыми органами и силовыми установками;

- шаланды для отвозки, извлеченных из русла, препятствий и грунтов, имеющие саморазгружающие приспособления;

- плавучие основания для пульпопроводов.

Служебно-разъездные суда (штабные катера, полуглиссеры, моторные лодки):

- штабные катера приспособлены для выезда в длительные инспекторские поездки руководителей сплавных предприятий. Они снабжены необходимыми бытовыми удобствами - спальными местами, салонами. На этих судах имеются свои рации и установки для подключения к селекторным и телефонным линиям связи. Скорость хода штабных катеров до 20- 35 км/ч.;

- полуглиссеры - специальные быстроходные суда для выезда на короткие расстояния (до 100 км), оборудованы лишь сидячими местами на 4-7 пассажиров. Скорость хода полуглиссеров до 30 - 40 км/ч;

- моторные лодки со стационарными или подвесными двигателями предназначены для разъездов по менее устроенным сплавным путям. Скорость их хода зависит от габаритов судна и мощности двигателя и достигает 20 км/ч.

Служебно-разъездные судна снабжаются буксирными устройствами, что позволяет использовать их в качестве тяговых средств.

Вспомогательные суда

К ним относится большая группа судов, как правило, несамоходных, менее подвижных и получивших в этой связи специальное название -стояночные суда:

- плавучие общежития (брандвахты) для размещения рабочих на рейдах при проведении зачистки сплава, производстве мелиоративных работ на реках;

- плавучие пристани (дебаркадеры), к которым швартуется флот предприятия и на которых обычно устраивается диспетчерский пункт по руководству работой флота и телефонной связью, а также имеется ряд служебных помещений;

- плавучие клубы и дома отдыха с необходимыми бытовыми и культурными помещениями. Этот тип судов за навигационный период обычно обслуживает ряд сплавных предприятий, находящихся в бассейне сплавной магистрали;

- плавучие электростанции небольшой мощности для снабжения удаленных агрегатов электроэнергией;

- плавучие склады для хранения такелажа у сплоточных машин в местах формирования и размолевки плотов, используются также и для хранения горючего у заправочных пунктов лесосплавного флота;

- плавучие мастерские со своей силовой установкой и станками;

- специальные понтоны мостов, запаней, опорных точек, сортировочных, сплоточных и формировочных устройств, для пульпопроводов и для других целей;

- средства переправы и спасения утопающих - лодки, паромы и т.п.

По роду материала корпуса суда могут быть деревянными, металлическими, композитными - когда в наборе корпуса есть металлические и деревянные детали.

В настоящее время большинство самоходных судов имеет металлический корпус, вес которых по сравнению с деревянным на 25-30% меньше, а срок службы в 3-5 раз больше.

В несамоходном флоте имеются деревянные суда, однако технические суда все чаще начинают строиться металлическими.

По району плавания суда подразделяются на:

- речные, которым разрешается плавать по рекам и некоторым небольшим озерам и водохранилищам. Этим судам присвоен разряд «Р»;

- озерные, которым разрешается плавать по средним озерам, водохранилищам, а также в устьях больших рек. Этим судам присвоен разряд «О»;

- морские, которым разрешается выход в заливы больших рек при их впадении в моря, а также выход в крупные озера. Этим судам присвоен разряд «М»;

«Л» - суда, плавающие на мелководных и малых реках. Некоторым типам судов, имеющим специальные подкрепления корпуса для плавания в битом льду, Речным регистром присвоен соответствующий класс для судов ЛС- 56А и Т-135-О (лед), а для судна пр.1427- М (лед).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...