Работа в малых группах/самостоятельная работа
Задание №1: Вашему вниманию предлагаются различные определения и подходы к философии. Сделайте выбор из предложенных определений и обоснуйте, насколько выбранное вами определение отражает сущность философии. – Философия есть часть гуманитарной культуры, ставящей в центр своего внимания человека и особенности его бытия, и отвечающей потребностям человеческого духа. – Философия есть стремление к всеохватности и единству. – Философия есть потребность человека и общества осмыслить предельные основания своего бытия. – Философия есть знание, которое просветляет светом разума то, что открывается интуиции. – «Философия есть искание единства духовной жизни на путях её рационализации». – Философия есть живая душа культуры. – Философия есть прежде всего «нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития». – Философия есть бытийствование человеческого духа. – Философия – это духовная форма преодоления человеком своей конечности через интеллектуальную рефлексию. Задание №2: Определить принадлежность приведённых понятий к соответствующему историческому типу мировоззрения (мифологическое, религиозное, художественное, философское мировоззрение): Символ, логика, эмоция, разум, фетиш, вера, чувство, логос, одухотворение природы, душа, абстракция, логика, рассудок, образ, мыслеобраз, тотем, Бог, духи, эстетика. Задание №3: Используя текст необходимо определить название той или иной функции философского знания. Предлагаются следующие функции философии: школа теоретического мышления и мудрости, мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, социальная, гуманитарная, прогностическая, аксиологическая.
1.Эта функция связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. 2. Данная функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. 3. Эта функция философии связана с формулировкой в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. 4. Эта функция философии прививает человеку способность к теоретическому мышлению и способность быть мудрым. 5. Принцип «подвергай все сомнению», реализующийся в данной функции и проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию. Он играет антидогматическую роль в развитии научного и философского знания. 6. Эта функция происходит от древнегреческого «аксиос», что значит «ценный». По идее каждая философская система содержит в себе оценивание исследуемого объекта с точки зрения таких ценностей, как социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. При этом философия формирует в человеке систему ценностей, а также критерии оценки природных и социальных процессов и явлений. 7. Эта функция философии связана с объяснением социального бытия и способствованием его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить, помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению, чем и занимается философия. 8. При реализации данной функции философия играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для личности, способствует формированию у человека гуманистических ценностей и идеалов, утверждает у него позитивный смысл и цель жизни. При этом философия играет функцию интеллектуальной терапии, которая состоит в том, чтобы помогать человеку справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком самой жизнью.
Задание №4: составить таблицу: «Основные разделы философии и их проблемное содержание».
Список рекомендуемой литературы Основной 1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2014. 2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014. 3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002. 4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998. 5. Мир философии: В 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1. Дополнительный 1. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. - М., 1993. 2. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М., 1987. 3. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М.: Интрада, 2001. 4. Жаров, С.Н. Миф как форма культуры / С.Н. Жаров // Культурология: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: ЦЕНТР, 2003. – С. 106-115. 5. Каган, М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган // Вопросы философии, 1997. - №9. 6. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. – М., 1992. 7. Мещерякова, Н.А. Человек философствующий… / Н.А. Мещерякова // Вестник Воронежского гос. технического ун-та. Серия «Гуманитарные науки» - Воронеж, 2002. – Вып. 9.1. – С. 95-99. 8. Никифоров, А.Л. Является ли философия наукой? / А.Л. Никифоров // Философские науки. – 1989. - № 12. 9. Ортега-и- Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М.: Наука, 1991. – С. 77-81, 104-108. 10. Померанц, Г. С. Великие религии мира / Г.С. Померанц, З.А. Миркина З. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. - 256 с. 11. Соловьев, В.С. Исторические дела философии / В.С. Соловьев // Вопр. философии. – 1998. - № 8. – С. 118-125. 12. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопр. философии. - 1993. - № 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|