Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвертая Благородная Истина — путь к освобождению.




Путь к освобождению состоит из восьми ступеней. Руководство к следованию по этому пути — познание основных условий, причиняющих страдания. Так как этот путь состоит из восьми ступеней, или правил, то он носит название Восьмеричного Благородного Пути (на санскрите — аштангика-марго). Он дает представление об основных чертах буддийской морали. Вот они:

1. Правильные взгляды — познание четырех великих истин.

2. Правильная решимость — это твердое намерение преобразовать жизнь в свете истины.

3. Правильная речь — контроль над речью.

4. Правильное поведение — воздержание от неправильного действия.

5. Правильный образ жизни — приобретение средств к жизни честным путем.

6. Правильное усилие — постоянное стремление поддержать моральным путем устранение дурных и внедрение хороших идей.

7. Правильное направление мысли — это постоянное сохранение в памяти того факта, что вещи по своей природе преходящи и эта жизнь не вечна. Правильное направление мысли необходимо, чтобы освободиться от привязанности к вещам и печали по поводу их утраты.

8. Правильное сосредоточение — сосредоточение через четыре стадии есть последняя ступень на пути к цели: к нирване».

Вопросы к тексту

  1. Что такое «благородные истины»?
  2. Как обосновывается в буддизме необходимость отрешения от желаний?
  3. Как связана карма и сансара?
  4. Какие ступени должен пройти буддист на пути к Нирване?
  5. В чем заключается суть восьмеричного пути?

Контрольные вопросы

1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока?

2. Что понимает Конфуций под идеальным человеком?

3. Какое значение придаёт Конфуций ритуалу?

4. Почему считается, что конфуцианская модель государства «с человеческим лицом»?

5. Есть ли различие между западноевропейским принципом гуманизма и конфуцианским жень?

6. Каковы основные положения легистов?

7. Обоснуйте положение легизма о несовместимости политики и морали.

8. В чем состоят основные положения философии даосизма? Что означает выражение «успех без усилий»?

9. Что понимается под Дао в даосизме?

10. Какое значение придаётся в даосизме принципу у-вэй?

11. Что означают Веды в переводе с санскрита?

12. Что представляют собой Веды как письменный памятник?

13. Из каких частей состоят Веды?

14. Что означают Упанишады?

15. Центральные философские вопросы, поставленные в упанишадах.

16. Как называется субъективное духовное начало в упанишадах?

17. Что представляет собой сансара?

18. Главная категория Упанишад?

19. В чём видится освобождение человека в ведической философии?

20. В чём заключается принципиальная разница между ортодоксальной и неортодоксальной философией Древней Индии?

21. Почему буддизм, несмотря на то, что он является мировой религией, можно охарактеризовать как философско-этическое учение? В чём значение философии буддизма?

22. Каково содержание «четырех благородных истин» буддизма?

Ролевая игра: «Спор Лао-цзы и Конфуция», «Фа-дзя и Мо-цзы».

Задание: разбейтесь на 2 пары: Лао-цзы и Конфуций, Фа-дзя и Мо-цзы. Подготовьте аргументы в защиту тех учений, которые представляли данные философы (даосизм, конфуцианство, легизм, моизм), подкрепляя их цитатами. Подготовьте вопросы своим оппонентам. Осуществите дискуссию, отстаивая свое учение и показывающее недостатки учения оппонента, соблюдая стилистику каждого философа. На подготовку и игру отводится 20 минут.

 

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1: Определить принадлежность приведённых понятий к тем или иным школам философии Древнего Китая:

Дао, законность, Лунь-юй, Космос, человеколюбие, у-вэй, воля Неба, деспотизм, ритуал, природа, награда и наказание, золотая середина, инь, Сын Неба, ли, ян, спонтанность.

Задание №2: Составьте таблицу «Философские школы Древнего Китая».

Школа Время возникновения Основоположник Письменные источники Основные идеи Значение школы
           

Задание №3: и спользуя текст, необходимо определить, к каким школам индийской философии принадлежат приведённые понятия:

Атман, дхарма, карма, жажда жизни, сансара, лока, Веды, этика эгоизма, индивидуализм, аджива, материя, страдание, нирвана, джива, Джина, араньяки, удовольствие, четыре благородные истины.

Задание №4: Составьте таблицу «Неортодоксальная философия Древней Индии».

Школа Время возникновения Основоположник Письменные источники Основные идеи Значение школы
           

 

Список рекомендуемой литературы

Основной

1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2014.

2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.

4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998.

5. Мир философии: В 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1.

6. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира: учебник / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. шк., 2003. – 703 с.

Дополнительный

1. Григорьева, Т.П. Дао и логос (встреча культур) / Т.П. Григорьева. - М.: Наука, Восточн. лит., 1992. - 424 с.

2. Дандарон, Б.Д. Письма о буддийской этике / Б.Д. Дандарон. - СПб.: Алетейя, 1997. - 350 с.

3. Дхаммапада. СПб.: Изд-во Чернышова, 1993. - 176 с.

4. Жаров, С.Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм / С.Н. Жаров. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1995. – 56 с.

5. Конфуций. Луньюй: Изречения / Конфуций. Уроки мудрости. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2003. – С. 17-126.

6. Малявин, В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции / В.В. Малявин. - М.: Наталис, 1997. - 367 с.

7. Мень, А. У врат молчания. История религии: в 8 т. / А. Мень. – М., 1994. – Т. 3.

8. Миллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М., 1995.

9. Померанц, Г. Великие религии мира / Г. Померанц, З. Миркина. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – 280 с.

10. Степанянц, М.Т. К вопросу о специфике восточных типов философствования / М.Т. Степанянц // Рационалистические традиции и современность. Индия. - М.,1988.

11. Торчинов, Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций / Е.А. Торчинов. – СПб., 2000. - 304 с.

12. Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философий / Карл Густав Юнг. – М.: МЕДИУМ, 1994. – 253 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...